Главная

Гостевая
Этапы развития баскетбола Тактика баскетбола
Энциклопедия баскетбола Конспекты тренировочных занятий
Индивидуальная подготовка баскетболиста Наша школа

УПРАЖНЕНИЯ В БЫСТРОМ  ПРОРЫВЕ

Все упражнения, включающие передачи, ведение и дру­гие навыки, могут быть использованы для совершенствова­ния нападения быстрым прорывом. Принимая во внима­ние исключительную важность этого вида нападения, представляется необходимым выделить особый раздел упражнений для совершенствования быстрого прорыва. Ред­ко можно встретить команду, которая не использует для быстрого прорыва хотя бы одну из перечисленных ниже иг­ровых ситуаций. Эти ситуации следующие: овладение мя­чом на щите, выполнение штрафного броска, разыгрывание спорного мяча, перехват передачи и пропущенный мяч. Упражнения, представленные в этой главе, охватывают все перечисленные ситуации, за исключением разыгрывания начального и спорного броска. Последние будут рассмотре­ны. Команды, которые не применяют быстрого прорыва в игре, могут использовать эти упражнения для развития быстроты реакции во время движения.

Длинная передача (рис. 127). Цель этого упражнения — развитие точности длинных передач и умения ловить мяч.

Выполнение: а)   игроки    выстраиваются в четыре колонны, по одной в каждом углу площадки;

б) первый игрок первой колонны ведет мяч до середи­ны площадки, в то время как направляющий второй ко­лонны выполняет рывок вдоль боковой линии и в направ­лении противоположной корзины. Игрок 1 передает мяч игроку 2 после того, как тот пройдет центральную линию. Получив мяч, игрок 2 переходит на ведение и выполняет бросок в движении.

После того как два игрока закончат упражнение, два других продолжают его в обратном направлении.

Длинная передача в треугольнике (рис. 128). С по­мощью этого упражнения осваивается точное выполнение длинной передачи в заданную точку.

Выполнение: а) две колонны игроков занимают места в углах площадки вдоль одной боковой линии, лицом друг к другу, третья колонна — в центре на другой сторо­не площадки;

б) игроки выполняют пе­редачу из одного угла в центр, затем в другой угол и снова в первый по треугольнику. Можно использовать любые виды передач, но передача одной рукой от плеча пред­ставляется наиболее прием­лемой в данном случае. Затем игроки меняются колоннами. Кроме того, через некоторое время можно изменить на­правление передач.

Прорыв в парах на половине площадки {рис. 129). Не всегда представляется воз­можность завершить быстрый прорыв в тройке. Предлагае­мое упражнение направлено на совершенствование взаи­модействия двух игроков при завершении быстрого про­рыва.

Выполнение: а) игро­ки становятся в две колонны в центре поля у боковых линий;

б) направляющий левой колонны ударяет мяч в пол, передает его выходящему на вершину области штрафного броска партнеру и прорыва­ется к корзине для приема ответной передачи и броска в движении.

Игроки      меняются     колон­нами, а после   того как  уп­ражнение   выполнит   послед­няя пара, можно будет продолжить его с другой стороны.

Быстрый прорыв с ведением (рис. 130). Цель этого уп­ражнения — научить игроков быстро продвигать    мяч по площадке, выискивая лучшее продолжение атаки, даже ес­ли открытый игрок не сразу бросается в глаза.

Выполнение: а) игро­ки выстраиваются в три ко­лонны. Колонна нападающих занимает место в углу пло­щадки. На другом конце пло­щадки, в углу, колонна за­щитников. Центровые распо­лагаются под корзиной на стороне нападающих;

б)  первый защитник ведет мяч до середины площадки и выполняет   передачу   перво­му    нападающему,  который выходит навстречу мячу. На­падающий выполняет поворот и передает мяч первому цент­ровому,   который   выходит к линии штрафного броска. За­щитник проходит вокруг на­падающего к корзине, полу­чает от центрового мяч и вы­полняет бросок в  движении;

в)  игроки возвращаются в свои   колонны,   и   очередная тройка выполняет    упражне­ние. Упражнение выполняет­ся на   обеих   сторонах    пло­щадки.

Быстрый прорыв в трой­ках (рис. 131). Цель упраж­нения — доставить мяч на другую сторону посередине площадки. В этом упражне­нии совершенствуются дей­ствия трех нападающих про­тив одного защитника при быстром прорыве.

Выполнение: а) три колонны игроков выстраива­ются на одном конце пло­щадки. Тренер с мячом сто­ит неподалеку. Один игрок занимает    место    на    линии штрафного броска на другом конце площадки;

б) тренер передает мяч среднему игроку, тот ведет его к противоположной ли­нии штрафного броска, отку­да выполняет передачу одно­му из партнеров. Если тренер передает мяч на край, игрок, получивший мяч, должен сделать выбор — или вести мяч по центру или передать его в центр. Если игрок на краю ведет мяч по центру, средний игрок занимает его место на краю. Если крайний игрок передает мяч в центр, он двигается на своем обыч­ном месте.

Игроки каждый раз меня­ются колоннами.

Поперечные передачи (рис. 132). Это упражнение направлено на совершенство­вание поперечных передач при быстром прорыве в парах.

Выполнение: а) игро­ки выстраиваются в две ко­лонны на одном конце пло­щадки;

б) первые игроки обеих колонн начинают одновре­менно двигаться к противо­положной корзине, передавая мяч друг другу и не переходя на ведение. Следующая пара игроков начинает упражнение после того, как первая пере­сечет центральную линию.

Быстрая передача после овладения мячом на щите (рис. 133). Игроки команды, применяющей быстрый про­рыв, предвидя, что их партнер овладеет мячом, начинают бежать даже раньше, чем он успеет приземлиться. Несмотря на то, что нападающие могут ошибиться, они исполь­зуют этот прием. Ценность его несколько проблематична, и многие команды испытывают естественное чувство рис­ка. Но, как бы то ни было, это упражнение поможет научить игроков правильному началу быстрого про­рыва.

Выполнение: а) игроки делятся на две группы и занимают места, как показано на рисунке;

б) тренер или его помощник бросают мяч в щит. Игрок колонны, стоящей под щитом, прыгает, ловит мяч в воз­духе и, не приземляясь, пытается выполнить передачу иг­року другой колонны в момент его рывка к противополож­ной корзине.

Игрок, получивший мяч, возвращает его тренеру, пос­ле чего исполнители меняются колоннами.

Быстрый прорыв из круга (рис. 134). Цель упражне­ния — научить игроков быстро ориентироваться и находить свои места в быстром прорыве, независимо от того, кто за­нял место в центре.

Выполнение: а) игроки делятся на группы по пять человек. Группа занимает место в кругу области штрафно­го броска на одном конце площадки, Мяч лежит в центре круга;

б) по сигналу тренера все пять игроков пытаются овла­деть мячом. Тот, кому это удастся, становится средним иг­роком в быстром прорыве.

Остальные игроки становятся прорывающимися, сопро­вождающими или подстраховывающими, как предпочитает тренер.

Как только одна группа закончит упражнение, вторая занимает ее место в круге.

Быстрый прорыв из защитной расстановки (рис. 135). Упражнение поможет игрокам осознать важность быстрой передачи мяча из-под корзины на край и с края среднему игроку.

Выполнение: а) игроки делятся на группы по пять человек. Одна группа располагается под корзиной на одном конце площадки в защитной расстановке;

б) тренер или помощник бросают мяч в щит, где мячом овладевает центровой игрок и передает его в угол. Игрок, получивший мяч в углу, передает его игроку первой линии защиты с другой стороны площадки, который прорывается вперед по центру, получает мяч и ведет его к корзине;

в) второй игрок первой линии защиты прорывается по правому краю, а левый игрок задней линии — по левому. Следующая группа на­чинает упражнение после то­го, как первая пересечет центральную линию поля.

Быстрый прорыв после овладения мячом на щите (рис. 136). Это упражнение способствует развитию ско­рости первой передачи к бо­ковой линии после овладения мячом на щите.

Выполнение: а) игро­ки выстраиваются в четыре колонны   под   одним щитом;

б)  два нападающих стано­вятся   лицом  к  средним ко­лоннам;

в)   прорывающиеся   игро­ки располагаются в двух бо­ковых колоннах. Тренер бро­сает мяч в щит, и два сред­них   игрока,   стоящих   в   за­щитной   позиции,     идут    на подбор. Они блокируют напа­дающих, овладевают мячом и быстро передают его проры­вающемуся игроку на край.

«Овладей мячом в проры­ве» (рис. 137). Это ситуация перехода от защиты к напа­дению игроков первой линии. Она создает прекрасные воз­можности для взятия кор­зины.

Выполнение: а) три колонны игроков выстраиваются на одном конце площадки;

б) тренер бросает мяч игроку, который передает его в центр среднему игроку или ведет сам по центру. Два дру­гих игрока немедленно прорываются по краям. Хорошим вариантом будет, если тренер высоко подбро­сит мяч или покатит его по полу между двумя игроками. Игроки должны быстро занять свои места в прорыве после того, как один из них овладеет мячом.

«Четверо в атаке» (рис. 138). Цель этого упражнения — научить игроков быстро находить свои места в атаке бы­стрым прорывом в тройке с одним сопровождающим.

Выполнение: а) игроки делятся на группы по четы­ре человека. Одна четверка игроков располагается под кор­зиной в защитной расстановке 2—2;

б)   тренер или помощник   бросают   мяч в щит. Игрок задней линии овладевает мячом и  передает его на край игроку первой линии, который заранее вышел в ату пози­цию и ожидает мяч, стоя на месте;

в)   получив мяч на краю, игрок первой линии передает его своему партнеру слева, который выходит в центр для получения мяча и атаки корзины;

г)   игрок, передавший    мяч,    прорывается по правому краю, а левый игрок задней линии по левому. Игрок, овла­девший мячом на щите, становится сопровождающим.

Упражнение можно усложнить, поставив защитника на линию штрафного броска атакуемой корзины.

Быстрый прорыв после промаха при штрафном броске {рис. 139). Цель упражнения — подготовить систему ата­ки быстрым прорывом после неудачного штрафного броска противника.

Выполнение: а) игроки делятся на группы по пять человек. Три игрока становятся под корзиной в обычных защитных позициях, два других располагаются на краях;

б) при неудачном штрафном броске мяч попадает к од­ному из игроков под корзиной, который делает откидку на край. Игрок, получивший мяч на краю, ведет его, отыски­вая взглядом среднего игрока, прорывающегося из трехсекундной зоны. Обычно им становится игрок, стоящий бли­же к линии штрафного броска. Игрок, получивший откидку на краю, передает мяч в центр. Игрок в центре атакует корзину в сопровождении двух крайних игроков. Игрок под корзиной, до сих пор не участвовавший во взаимодей­ствии, становится сопровождающим.

Эту атаку легко осуществить и при успешном штраф­ном броске. Игрок, который прежде выполнял откидку, те­перь хватает мяч, выпрыгивает за лицевую линию и быстро вбрасывает мяч одному из крайних игроков. С этого момен­та атака развивается так, как уже было описано.

Быстрый прорыв всей команды (рис. 140). Это упраж­нение учит игроков быстрому прорыву после надежного овладения мячом на щите.

Выполнение: а) игроки занимают места, как пока­зано на рисунке. Два игрока первой линии — защитники, игрок под корзиной — центровой и два крайних игрока — нападающие;

б)   один из защитников выполняет   бросок в корзину. После этого оба защитника выходят к боковым линиям. Ес­ли мячом овладевает нападающий, он передает его защит­нику на своей стороне площадки. Если мячом овладевает центровой игрок, он передает его любому из двух защит­ников;

в)   защитник, получивший мяч на краю, передает его второму защитнику, выходящему в центр. Второй защитник становится средним игроком в быстром прорыве. Нападаю­щий на дальней стороне прорывается по краю;

г)   свободный игрок под корзиной сопровождает атаку. Игрок, овладевший мячом на щите, подстраховывает. Как и в других упражнениях с атакой по трем линиям, два игрока, прорывающихся по краям, могут пройти под корзину, после чего, если быстрый прорыв не получился, занимают свои обычные места при позиционном нападении или те места, которые считает необходимым занять тренер.

Используются технологии uCoz