![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
УПРАЖНЕНИЯ В БЫСТРОМ ПРОРЫВЕ
Все упражнения,
включающие передачи, ведение и другие навыки, могут быть использованы для
совершенствования нападения быстрым прорывом. Принимая во внимание
исключительную важность этого вида нападения, представляется необходимым
выделить особый раздел упражнений для совершенствования быстрого прорыва. Редко
можно встретить команду, которая не использует для быстрого прорыва хотя бы одну
из перечисленных ниже игровых ситуаций. Эти ситуации следующие: овладение мячом
на щите, выполнение штрафного броска, разыгрывание спорного мяча, перехват
передачи и пропущенный мяч. Упражнения, представленные в этой главе, охватывают
все перечисленные ситуации, за исключением разыгрывания начального и спорного
броска. Последние будут рассмотрены. Команды, которые не применяют быстрого
прорыва в игре, могут использовать эти упражнения для развития быстроты реакции
во время движения.
Длинная передача (рис. 127). Цель этого упражнения — развитие точности длинных
передач и умения ловить мяч.
Выполнение: а)
игроки выстраиваются в четыре колонны, по одной в каждом
углу площадки;
б) первый игрок
первой колонны ведет мяч до середины площадки, в то время как направляющий
второй колонны выполняет рывок вдоль боковой линии и в направлении противоположной
корзины. Игрок 1 передает мяч игроку 2 после того, как тот пройдет центральную
линию. Получив мяч, игрок 2 переходит на ведение и выполняет бросок в движении.
После того как
два игрока закончат упражнение, два других продолжают его в обратном
направлении.
Длинная передача в треугольнике (рис. 128). С помощью этого упражнения
осваивается точное выполнение длинной передачи в заданную точку.
Выполнение: а) две колонны игроков занимают места в
углах площадки вдоль одной боковой линии, лицом друг к другу, третья колонна —
в центре на другой стороне площадки;
б) игроки
выполняют передачу из одного угла в центр, затем в другой угол и снова в
первый по треугольнику. Можно использовать любые виды передач, но передача
одной рукой от плеча представляется наиболее приемлемой в данном случае.
Затем игроки меняются колоннами. Кроме того, через некоторое время можно
изменить направление передач.
Прорыв в парах на половине площадки {рис. 129). Не всегда представляется
возможность завершить быстрый прорыв в тройке. Предлагаемое упражнение
направлено на совершенствование взаимодействия двух игроков при завершении
быстрого прорыва.
Выполнение: а) игроки становятся в две колонны в
центре поля у боковых линий;
б) направляющий
левой колонны ударяет мяч в пол, передает его выходящему на вершину области
штрафного броска партнеру и прорывается к корзине для приема ответной передачи
и броска в движении.
Игроки меняются колоннами, а после того как
упражнение выполнит последняя пара, можно будет продолжить его с
другой стороны.
Быстрый прорыв с ведением (рис. 130). Цель этого упражнения — научить игроков быстро продвигать мяч по площадке, выискивая лучшее продолжение атаки, даже если открытый игрок не сразу бросается в глаза.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в
три колонны. Колонна нападающих занимает место в углу площадки. На другом
конце площадки, в углу,
колонна защитников. Центровые располагаются под корзиной на стороне
нападающих;
б) первый защитник ведет мяч до середины площадки
и выполняет передачу первому
нападающему, который выходит
навстречу мячу. Нападающий выполняет поворот и передает мяч первому центровому, который
выходит к линии штрафного броска. Защитник проходит вокруг нападающего
к корзине, получает от центрового мяч и выполняет бросок
в движении;
в) игроки возвращаются в свои колонны,
и очередная тройка
выполняет упражнение. Упражнение
выполняется на обеих сторонах
площадки.
Быстрый
прорыв в тройках (рис. 131). Цель упражнения — доставить мяч на другую
сторону посередине площадки. В этом упражнении совершенствуются действия трех
нападающих против одного защитника при быстром прорыве.
Выполнение: а) три колонны игроков выстраиваются на
одном конце площадки. Тренер с мячом стоит неподалеку. Один игрок
занимает место на
линии штрафного броска на другом конце площадки;
б) тренер
передает мяч среднему игроку, тот ведет его к противоположной линии штрафного
броска, откуда выполняет передачу одному из партнеров. Если тренер передает
мяч на край, игрок, получивший мяч, должен сделать выбор — или вести мяч по
центру или передать его в центр. Если игрок на краю ведет мяч по центру,
средний игрок занимает его место на краю. Если крайний игрок передает мяч в
центр, он двигается на своем обычном месте.
Игроки каждый
раз меняются колоннами.
Поперечные передачи (рис. 132). Это упражнение направлено на
совершенствование поперечных передач при быстром прорыве в парах.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в две колонны
на одном конце площадки;
б) первые
игроки обеих колонн начинают одновременно двигаться к противоположной
корзине, передавая мяч друг другу и не переходя на ведение. Следующая пара игроков начинает упражнение
после того, как первая пересечет центральную линию.
Быстрая передача после овладения мячом на
щите (рис. 133). Игроки
команды, применяющей быстрый прорыв, предвидя, что их партнер овладеет мячом,
начинают бежать даже раньше, чем он успеет приземлиться. Несмотря на то, что
нападающие могут ошибиться, они используют этот прием. Ценность его несколько
проблематична, и многие команды испытывают естественное чувство риска. Но, как
бы то ни было, это упражнение поможет научить игроков правильному началу
быстрого прорыва.
Выполнение: а) игроки делятся на две группы и
занимают места, как показано на рисунке;
б) тренер или
его помощник бросают мяч в щит. Игрок колонны, стоящей под щитом, прыгает,
ловит мяч в воздухе и, не приземляясь, пытается выполнить передачу игроку
другой колонны в момент его рывка к противоположной корзине.
Игрок,
получивший мяч, возвращает его тренеру, после чего исполнители меняются
колоннами.
Быстрый прорыв из круга (рис. 134). Цель упражнения — научить игроков быстро ориентироваться и находить свои места в быстром прорыве, независимо от того, кто занял место в центре.
Выполнение: а) игроки делятся на группы по пять
человек. Группа занимает место в кругу области штрафного броска на одном конце
площадки, Мяч лежит в центре круга;
б) по сигналу
тренера все пять игроков пытаются овладеть мячом. Тот, кому это удастся,
становится средним игроком в быстром прорыве.
Остальные
игроки становятся прорывающимися, сопровождающими или подстраховывающими, как
предпочитает тренер.
Как только одна
группа закончит упражнение, вторая занимает ее место в круге.
Быстрый прорыв из защитной расстановки (рис. 135). Упражнение поможет игрокам
осознать важность быстрой передачи мяча из-под корзины на край и с края
среднему игроку.
Выполнение: а) игроки делятся на группы по пять
человек. Одна группа располагается под корзиной на одном конце площадки в
защитной расстановке;
б) тренер или
помощник бросают мяч в щит, где мячом овладевает центровой игрок и передает его
в угол. Игрок, получивший мяч в углу, передает его игроку первой линии защиты с
другой стороны площадки, который прорывается вперед по центру, получает мяч и
ведет его к корзине;
в) второй игрок
первой линии защиты прорывается по правому краю, а левый игрок задней линии —
по левому. Следующая группа начинает упражнение после того, как первая
пересечет центральную линию поля.
Быстрый прорыв после овладения мячом на
щите (рис. 136). Это
упражнение способствует развитию скорости первой передачи к боковой линии
после овладения мячом на щите.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в четыре
колонны под одним щитом;
б) два нападающих становятся лицом
к средним колоннам;
в) прорывающиеся игроки располагаются в двух боковых
колоннах. Тренер бросает мяч в щит, и два средних игрока,
стоящих в защитной позиции,
идут на подбор. Они блокируют
нападающих, овладевают мячом и быстро передают его прорывающемуся игроку на
край.
«Овладей мячом в прорыве» (рис. 137). Это ситуация перехода от
защиты к нападению игроков первой линии. Она создает прекрасные возможности
для взятия корзины.
Выполнение: а) три колонны игроков выстраиваются на
одном конце площадки;
б) тренер
бросает мяч игроку, который передает его в центр среднему игроку или ведет сам
по центру. Два других игрока немедленно прорываются по краям. Хорошим
вариантом будет, если тренер высоко подбросит мяч или покатит его по полу
между двумя игроками. Игроки должны быстро занять свои места в прорыве после
того, как один из них овладеет мячом.
«Четверо в атаке» (рис. 138). Цель этого упражнения —
научить игроков быстро находить свои места в атаке быстрым прорывом в тройке с
одним сопровождающим.
Выполнение: а) игроки делятся на группы по четыре
человека. Одна четверка игроков располагается под корзиной в защитной
расстановке 2—2;
б) тренер или помощник бросают
мяч в щит. Игрок задней линии овладевает мячом и передает его на край игроку первой линии,
который заранее вышел в ату позицию и ожидает мяч, стоя на месте;
в) получив мяч на краю, игрок первой линии
передает его своему партнеру слева, который выходит в центр для получения мяча
и атаки корзины;
г) игрок, передавший мяч,
прорывается по правому краю, а левый игрок задней линии по левому.
Игрок, овладевший мячом на щите, становится сопровождающим.
Упражнение
можно усложнить, поставив защитника на линию штрафного броска атакуемой
корзины.
Быстрый прорыв после промаха при штрафном броске
{рис. 139). Цель упражнения — подготовить
систему атаки быстрым прорывом после неудачного штрафного броска противника.
Выполнение: а) игроки делятся на группы по пять
человек. Три игрока становятся под корзиной в обычных защитных позициях, два
других располагаются на краях;
б) при
неудачном штрафном броске мяч попадает к одному из игроков под корзиной,
который делает откидку на край. Игрок, получивший мяч на краю, ведет его,
отыскивая взглядом среднего игрока, прорывающегося из трехсекундной зоны.
Обычно им становится игрок, стоящий ближе к линии штрафного броска. Игрок,
получивший откидку на краю, передает мяч в центр. Игрок в центре атакует
корзину в сопровождении двух крайних игроков. Игрок под корзиной, до сих пор не
участвовавший во взаимодействии, становится сопровождающим.
Эту атаку легко
осуществить и при успешном штрафном броске. Игрок, который прежде выполнял
откидку, теперь хватает мяч, выпрыгивает за лицевую линию и быстро вбрасывает
мяч одному из крайних игроков. С этого момента атака развивается так, как уже
было описано.
Быстрый прорыв всей команды (рис. 140). Это упражнение учит игроков
быстрому прорыву после надежного овладения мячом на щите.
Выполнение: а) игроки занимают места, как показано
на рисунке. Два игрока первой линии — защитники, игрок под корзиной — центровой
и два крайних игрока — нападающие;
б) один из защитников выполняет бросок в корзину. После этого оба защитника
выходят к боковым линиям. Если мячом овладевает нападающий, он передает его
защитнику на своей стороне площадки. Если мячом овладевает центровой игрок, он
передает его любому из двух защитников;
в) защитник, получивший мяч на краю, передает
его второму защитнику, выходящему в центр. Второй защитник становится средним
игроком в быстром прорыве. Нападающий на дальней стороне прорывается по краю;
г) свободный игрок под корзиной сопровождает
атаку. Игрок, овладевший мячом на щите, подстраховывает. Как и в других
упражнениях с атакой по трем линиям, два игрока, прорывающихся по краям, могут
пройти под корзину, после чего, если быстрый прорыв не получился, занимают свои
обычные места при позиционном нападении или те места, которые считает необходимым
занять тренер.