Главная

Гостевая
Этапы развития баскетбола Тактика баскетбола
Энциклопедия баскетбола Конспекты тренировочных занятий
Индивидуальная подготовка баскетболиста Наша школа

БЫСТРЫЙ ПРОРЫВ

Атака быстрым прорывом — самый древний и наибо­лее красивый способ нападения.

Само название системы нападения говорит о том, что атакующим нужна быстрота, высокая скорость бега. Медлительные баскетболисты не смогут успешно осуще­ствлять атаки быстрым прорывом.

Однако быстроты бега и скоростной выносливости не достаточно для освоения игроками этой системы напа­дения. Нужен еще один крайне важный, может быть ре­шающий, элемент техника на высокой скорости. Ду­маю, очень многим тренерам запомнились печальные эпизоды матчей, когда их воспитанники создавали числен­ное преимущество в атаке, но не могли его реализовать из-за неумения обработать мяч на быстром бегу. Недо­статки в передачах и ловли мяча па большой скорости передвижения характерны в первую очередь для высоко­рослых баскетболистов.

Смысл быстрой контратаки — создать численный пе­ревес атакующих над обороняющимися перед щитом соперников и произвести бросок мяча по корзине раньше, чем противник сумеет организовать оборону, оттянув игроков назад. При быстрой контратаке не обязательно взятие корзины броском из-под щита, хотя это наилуч­ший путь реализации численного перевеса. Сейчас мно­гие команды завершают стремительную контратаку броском в прыжке со средней дистанции. Они учитывают то, что при быстром прорыве обороняющиеся, находя­щиеся перед щитом, стремятся в первую очередь охранять ближайшие подступы к корзине и оставляют свободными участки поля в 4—5 м от кольца.

Иногда баскетболисты спорят, считать или не считать быстрым прорывом атаки троих нападающих против троих обороняющихся или двоих против двоих. Ведь тут не создается численного перевеса. Думается, что стре­мительные контратаки при равном количестве нападаю­щих и защитников тоже относятся к категории быстрых прорывов. Такую ситуацию надо использовать, она вы­годна атакующим. Почему? Потому что у них больше простора для маневров, чем при нападении пятерых про­тив пятерых обороняющихся. Чем меньше единоборствую­щих пар в решающей стадии атаки, тем легче нападаю­щим добиться успеха. Вспомните, что при игре один на один технически сильный атакующий непременно пре­одолеет сопротивление соперника и сможет либо пройти под щит, либо бросить мяч по кольцу в прыжке со сред­ней дистанции.

Быстрый прорыв следует считать неудачным только в том случае, когда противник успеет создать в обороне численный перевес над атакующими. Тут уж нет смысла атаковать стремительно. Лучше перейти к позиционному нападению, если, конечно, не создалось удобной позиции для броска мяча по корзине без активного противодейст­вия со стороны защитника.

В основе быстрого прорыва лежат своевременная и точная первая передача мяча и стремительный спурт игроков к щиту противника. Именно через передачи должно создаваться быстрое сближение передовых рядов атакующих с корзиной противника. Нужно помнить, что самая медленная передача быстрее приблизит мяч к щиту соперников, чем самое стремительное ведение его.

Не подумайте, что нужно исключить дриблинг из средств нападения быстрым прорывом. Все зависит от конкретной игровой обстановки. Если игрок, ведя мяч, быстро продвигается вперед и создает этим численный перевес атакующих над обороняющимися, то такой дриб­линг надо только приветствовать.

При нападении быстрым прорывом игроки имеют поч­ти неограниченное поле деятельности для проявления творческой инициативы — выбора направления и вида передачи мяча, момента прохода с мячом к щиту или броска по корзине. Однако и при стремительной контр­атаке нападающие должны знать выработанный план нападения и действовать в соответствии с ним, особенно в начале организации быстрого прорыва.

Конечно, предусмотреть все варианты атаки до конца почти никогда не удается. Но этого и не требуется. Достаточно создать, действуя по разученной тактической схеме, выгодную ситуацию для взятия корзины. А даль­ше — дело творчества игроков, как забросить мяч.

Быстрый прорыв возможен в следующих ситуациях.

1.    При перехвате мяча.

2.    При взятии отскока на своем щите.

3.    При пробивании соперником штрафных бросков.

4.    После того как сопернику удается забить мяч.

Хорошее упражнение для тренировки быстрого про­рыва — игра троих нападающих против двоих защитни­ков, включающихся в оборону с середины поля. А напа­дающие начинают быстрое продвижение с лицевой ли­нии, передавая друг другу мяч. В заключительный момент нападения атакующие, в случае необходимости, могут использовать и ведение мяча, устремляясь с дриб­лингом прямо па кольцо. Если защитник не успеет сдер­жать продвижение нападающего, то корзина будет пора­жена броском из-под щита. А если обороняющийся напа­дет на дриблера, то один из партнеров нападающего останется свободным. Ему и нужно послать мяч.

Есть еще один способ организовать атаку быстрым прорывом — с помощью длинной передачи мяча через все поле. Пожалуй, это самый сложный путь атаки, и он не так уж часто приводит нападающих к успеху. Здесь не­обходимо умение высокого игрока, борющегося под щи­том за мяч, отскочивший, от кольца, точно пасовать па большое расстояние своему партнеру, опередившему опе­куна и устремившемуся к щиту противника.

Частенько соперники перехватывают такие длинные передачи, отбивая у высокорослых игроков охоту пасо­вать через всю площадку.  Этот способ стре­мительной контратаки — один из самых эффективных. Тренеру нужно приучать своих воспитанников к таким атакам на тренировках, тогда и в соревнованиях быстрый прорыв с первой передачей через все поле будет прино­сить желаемый результат.

Атаку быстрым прорывом можно организовать не только после подбора мяча под своим щитом или при не­ожиданном перехвате мяча у соперников. Стремительная контратака иногда удается и после того, как соперники забросили мяч в корзину вашей команды. Все зависит от настроенности игроков на мгновенный переход от оборо­ны к стремительному нападению.

Если команда поставила перед собой цель атаковать быстрым прорывом после заброшенного соперниками мя­ча, то игроки должны использовать слабости в игре про­тивника, например медленный возврат в оборону высоких игроков соперничающей команды. 

Быстрый прорыв должен быть эшелонированным. Это значит, что в нем нужно принимать участие всем игрокам атакующей команды. В момент зарождения быстрого прорыва игроки занимают различные позиции в зависи­мости от игрового амплуа. Менее рослые защитники на­ходятся впереди, ближе к щиту противника, чем их вы­сокорослые партнеры — крайние нападающие и центро­вые. К тому же защитники команды обычно более подвижные. Естественно, что они первыми устремляются в быстрый прорыв. Это первый эшелон атакующих.

Следом за защитниками стартуют крайние игроки и центровой — те двое высокорослых, к которым не попал мяч под щитом. Они составляют второй эшелон ата­кующих.

Игрок, захвативший мяч после отскока от кольца, на­пример высокий нападающий или центровой, отстает от товарищей. Но он тоже бежит вперед, чтобы помочь партнерам, если атака корзины с ходу не принесет успе­ха. Он с разбега вступает в борьбу за мяч под кольцом противника, стремится добить мяч в корзину. Это третий

эшелон атакующих.

Раньше эшелонированного быстрого прорыва не было. Стремительную атаку завершали одни маленькие игроки, самые быстрые и ловкие. А у высоких баскетболистов оставалась лишь одна задача — быстро и точно направить первую передачу партнерам, бегущим в отрыв. Послав мяч вперед, высокие баскетболисты оставались на месте, не участвовали в завершении быстрого прорыва. Тогда тренеры считали, что такие игроки и не должны помогать партнерам в завершающей стадии атаки; мол, все равно атака быстрых малышей закончится раньше, чем подо­спеют высокорослые.

Теперь крайним нападающим и центровым, всегда участвующим в быстрых прорывах, нужна не меньшая скорость передвижений. Ведь им надо даже обогнать ве­дущего мяч защитника и первыми выйти по краям к объ­екту атаки. Не обойтись им теперь и без хорошей ско­ростной выносливости — иначе быстрый прорыв команды потеряет остроту уже через три-четыре стремительных контратаки. Для успешного нападения быстрым проры­вом не только защитникам, но и крайним игрокам и цент­ровым нужно в совершенстве овладеть техническими приемами ловли и передач мяча, так, чтобы не сорвать усилий команды при стремительной контратаке.

Как тренировать быстрый прорыв? Конечно же, в ус­ловиях, максимально приближенных к игровым, при ак­тивном сопротивлении условных соперников. Приведу не­сколько упражнений для шлифовки стремительных контратак.

Соперники выполняют штрафные броски. Расстанов­ка игроков такая же, как и в соревнованиях. При прома­хе соперника игроки захватывают мяч под шитом и стремятся провести стремительную атаку. Условный противник активно противодействует быстрому про­рыву.

Другое упражнение. Идет игра «пять на пять» у од­ной корзины. Нападающая команда оттачивает комбина­ционный розыгрыш мяча с атаками из-под кольца или со средней дистанции. В случае перехвата или подбора мя­ча под щитом обороняющиеся проводят стремительную контратаку на другой щит, в противоположной сторо­не площадки. Соперники противодействуют быстрому прорыву без скидок на тренировочную игру. В этом уп­ражнении желательно вести подсчет результативности быстрого прорыва каждой пятерки баскетболистов. Со­ревновательная обстановка на занятии повышает эмо­циональность упражнения, игроки быстрее станут овла­девать изучаемым материалом.

Можно тренировать быстрый прорыв одновременно с борьбой за мяч под щитом. Количество игроков — самое различное: 2x2, 3X3, 4X4 или 5x5. Тренер бросает мяч в кольцо, прикрытое крышкой. Баскетболист, овла­девший отскочившим мячом, начинает быстрый прорыв: либо сам устремляется вперед, либо передает мяч парт­неру. Соперники активно обороняются.

Еще одно упражнение для совершенствования быстро­го прорыва, в основном его заключительной стадии. Ата­кующие нападают с численным преимуществом: 2X1 3 X 2, 4 X 3 или 5x4. Все действия игроков проходят на предельной скорости. Приближаясь к щиту обороняю­щихся, они быстро передают мяч друг другу, а в заклю­чительной фазе атаки могут использовать и ведение мяча, угрожая с дриблингом прорваться под кольцо.

Тренеру нужно нацеливать игроков на завершение быстрого прорыва броском по корзине из-под щита. Но надо научить воспитанников и другим вариантам взятия корзины — броскам в прыжке с любой точки в радиусе 3—4 м от цели. Пусть игроки не боятся использовать чис­ленное преимущество для того, чтобы создать себе или партнеру удобную позицию для среднего броска.

В контратаке есть три фазы, одинаково важные для успеха:

1) начало быстрого прорыва — подбор мяча, пер­вый пас, движение игроков, их старт;

2) средняя стадия развития атаки — переход игро­ками средней линии поля, их продвижение вперед;

3) завершение атаки — передачи мяча на скорос­ти и бросок в непосредственной близости от щита.

Контратака за счет одного паса.

Центровой №5 после подбора мяча от щита пере­дает его убегающему в отрыв №2.

 

 

 

Развитие быстрой контратаки через середину поля

Игроки №5, №4, №3 ведут борьбу за отскок мяча и, овладев им, стремятся сделать первый пас игроку №2, который передает мяч игроку №1. Игрок №1 ус­тремляется вперед с ведением мяча через середину площадки. Игроки №2 и №3 обгоняют дриблера на высокой скорости, образуют треугольник с №1 и за­вершают атаку броском с близкой дистанции, если удается создать под щитом соперника численное пре­имущество.

Если в первом эшелоне завершить атаку не уда­лось, то в действие вступает второй эшелон — цент­ровые игроки №4 и №5. Они, каждый по своей сторо­не площадки, рвутся к щиту соперника. Завершает атаку тот из них, на чьей стороне оказывается мяч.

                                  

 

Развитие быстрого прорыва по боковой линии.

В случае подбора мяча с левой стороны от щита центровой игрок делает быстрый пас игроку №2, ко­торый открывается для получения этой передачи к боковой линии, чуть выше линии штрафного броска. В области пересечения боковой линии поля с цент­ральной игрок №1 получает пас от игрока №2, затем передает его игроку №4, который рвется вперед по левому краю. У игрока №4 три возможных продолжения атаки: дать мяч игроку №5 или №3, убегаю­щим к щиту соперника по прямой, или сделать пас игроку №2 в район дуги. Ясно, что передачу следует сделать, самому открытому игроку, находящемуся в наивыгоднейшей ситуации.

Аналогичная ситуация возникает и при атаке по противоположной стороне.

 

 

Развитие быстрого прорыва после штрафного броска.

Если игрок №4 ловит мяч, отскочивший от щита, или быстро вводит забитый мяч из-за лицевой линии, то первый пас следует налево, к боковой линии игро­ку №1, открывающемуся на уровне линии штрафного броска или чуть выше. Игрок №2 открывается в рай­оне центрального круга, получает мяч и с ведением устремляется вперед. Игроки №5 и №3 обгоняют ве­дущего мяч вдоль боковой линий, игрок №4 обгоняет его справа, а игрок №2 остается чуть сзади в страху­ющей позиции. Таким образом, у игрока №2 есть че­тыре варианта для выбора направления атаки.

 

Развитие быстрого прорыва после розыгрыша спор­ного мяча в центральном круге.

Игрок №5 делает скидку на игрока №4, который готов к приему мяча с поднятыми вверх руками. Поймав мяч, №4 делает пас вперед игроку №1, который открывается для получения этой передачи после зас­лона от игрока №3. Игроки №2 и №4 поддерживают атаку. Такая комбинация может разыгрываться в обе стороны. В основе ее успеха лежит высокий рост, хорошая прыгучесть и умение точно скидывать мяч партнеру центрового игрока.

 

Простейший способ завершения контратаки — это кратчайший путь игроков к щиту соперника, как ука­зано на схемах. Однако при развитии контра­таки возможны варианты со скрестными заслонами, взаимодействием типа трой­ки, постановкой заслонов для игроков вто­рого эшелона в центре поля.

Используются технологии uCoz