УПРАЖНЕНИЯ В ОВЛАДЕНИИ
МЯЧОМ
ПРИ ОТСКОКЕ ОТ ЩИТА
Борьба под щитом — это «рабочая лошадка» в баскетболе. Это однообразная, неблагодарная работа, выполняемая трудолюбивыми исполнителями. Наконец, это «кровь и пот» баскетбола.
Умение «работать на щите» высоко ценится в команде. Не ошибемся, если скажем, что игрок, обладающий этим талантом, ценится выше любого другого игрока. Много хороших снайперов пренебрежительно отзовутся о ценности игры на щите, но сломают себе шею в попытках добить мяч в корзину. Эти игроки не были правильно психологически подготовлены. Большинство команд восхищаются своими высокорослыми игроками, выносящими на своих плечах основную тяжесть борьбы за мяч на щите, и это совершенно справедливо.
В баскетбол приходят все более и более высокие ребята. Слабые игроки становятся редкостью. И нужна настоящая смелость, чтобы пробиться под корзину, где вовсю воюют локтями и коленями. Как известно, защитные подушки игрой не предусмотрены. Поэтому упражнения — это единственный путь для молодых игроков развить смелость и навыки для борьбы за мяч на щите.
Многие из приводимых здесь упражнений в борьбе за мяч на щите и добивании мяча взаимозаменяемы.
Соревнование в борьбе за мяч на щите. Целью этого упражнения является создание игровой ситуации с тем, чтобы игроки чувствовали сопротивление при выходе.
Выполнение: а) игроки становятся в три колонны, образуя полукруг, лицом к корзине;
б) направляющий первой колонны выполняет бросок и идет на щит. В это время в борьбу за мяч включаются первые игроки второй и третьей колонн.
После того, как все игроки закончат упражнение, бросок выполняется из другой колонны.
Борьба за мяч на щите в защите. Упражнение направлено на то, чтобы научить защитников блокировать противника при борьбе за мяч на щите.
Выполнение: а) игрока становятся в три колонны лицом к корзине;
б) направляющие колонн выходят на два шага вперед и поворачиваются спиной к корзине;
в) тренер бросает мяч в щит, а первые игроки в колоннах идут на добивание мяча. Защитники выполняют поворот, блокируют нападающих и овладевают мячом;
г) защитники уходят в конец колонн, а нападающие становятся на их место.
Выбор места при борьбе за мяч на щите. Цель упражнения — научить игроков продвигаться к щиту так, чтобы занять удобную позицию при борьбе за мяч на щите. Игроки должны научиться избегать фолов при активном движении на корзину.
Выполнение: а) игроки делятся на две группы и занимают место в колоннах на обычных позициях нападающих;
б) направляющие колонн выходят вперед, поворачиваются кругом и занимают защитные позиции. Вторые номера готовятся нападать;
в) тренер бросает мяч в щит, а игроки борются за мяч. Защитники ставят блок на пути нападающих;
г) игроки меняются местами, так чтобы каждый поиграл в разных позициях.
Развитие цепкости. Это упражнение позволяет игрокам овладеть прочным захватом мяча в момент контакта с ним пальцами рук, В противном случае мяч может быть выбит другим игроком.
Выполнение: а) к стене на высоте 3,5 м крепится железный прут длиной примерно 60 см;
б) на прут подвешивается автомобильная камера, в которую завертывается мяч. Над мячом камера перетягивается крепким шнуром. Мяч должен быть
подвешен на высоте трех метров от пола;
в) игрок выпрыгивает, хватает мяч и тянет его вниз до тех пор, пока ноги не коснутся пола;
Работа кистей рук после овладения мячом на щите. Цель упражнения — научить игроков отдергивать мяч в сторону после овладения им на щите, с тем, чтобы избежать схватывания мяча противником.
Выполнение: а) одна колонна игроков выстраивается у щита, другая колонна — рядом с первой. Направляющий второй колоны стоит глубоко под корзиной;
б) помощник тренера бросает мяч в щит так, чтобы он отскочил к игроку первой колонны. Этот игрок прыгает, хватает мяч и отдергивает его кистями в сторону от игрока второй колонны. Затем игроки меняются колоннами.
Борьба за место при штрафном броске. Цель этого упражнения — выработать у игроков привычку обманывать противника для занятия хорошей позиции в борьбе за мяч на щите при пробитии штрафного броска.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в четыре колонны, как показано на рисунке;
б) тренер становится на линию штрафного броска и подает команду для начала упражнения. В команде тренера должна быть спокойная предварительная часть «Приготовились», и резкая, хлесткая исполнительная «Хоп!».
в) по команде игроки, стоящие ближе к корзине, делают быстрый шаг вперед-наружу дальней от корзины ногой. Игроки, стоящие дальше от корзины, пытаются помешать тем, кто стоит ближе к ней, занять выгодную позицию, Затем игроки меняются колоннами,
«Один на один». В этом упражнении борьба за мяч на щите проходит как соревнование, что создает настоящую игровую ситуацию.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в две колонны лицом к корзине. Направляющие колон становятся в метре от линии штрафного броска и в стороне от нее;
б) тренер встает между направляющими колонн и бросает мяч в щит так, чтобы он отскочил строго посередине;
в) направляющие колонн идут на щит, борясь за удобную позицию. Коснувшись мяча, они пытаются отдернуть его каждый на свою сторону.
После этого игроки занимают место в конце своих колонн, и очередная пара игроков продолжает борьбу. В парах желательно объединить игроков равной прыгучести.
Борьба за мяч у стены. Это прекрасное упражнение для того, чтобы в короткое время дать всей команде большую прыжковую нагрузку.
Выполнение: а) игроки делятся на нары и выстраиваются у стены;
б) каждая пара имеет мяч. Один игрок бросает мяч вверх в стену, а другой прыгает, хватает мяч, отдергивает его кистями в сторону и приземляется с мячом;
в) игрок, бросавший мяч в стену, пытается навязать партнеру спорный мяч;
г) если первому игроку удалось создать ситуацию спорного мяча, в следующей попытке за мячом прыгает снова второй игрок, и так до тех пор, пока он не овладеет мячом полностью. Если ситуация спорного мяча не создается, за мячом прыгает другой игрок.