УПРАЖНЕНИЯ В БРОСКАХ
Броски,
возможно, наиболее легкий для совершенствования навык, и поэтому мы начнем со
специальных упражнений, посвященных броскам. Юноши по вполне понятной причине
хотят совершенствовать броски в большей степени, чем что-либо другое.
Некоторые современные знаменитые игроки так хорошо бросают, что получили
сомнительного достоинства титул «стрелков». Этот титул имеет обычно
иронический оттенок, так что довольно часто искажает факты. Современные
снайперы просто лучшие снайперы, а игроки будущего будут бросать еще лучше.
Тренеры не долго заблуждались по поводу того, что умение бросать — это всегда
природный навык, или такой навык, с которым парень рождается. Они осознали
факт, что хорошим броскам можно научить, и в результате этого было создано
большое число хороших упражнений.
Мы разделили
броски на три категории: броски в движении, броски в прыжке и броски с места.
УПРАЖНЕНИЯ
В
БРОСКАХ
В
ДВИЖЕНИИ
К броскам в
движении пока еще относятся недостаточно серьезно. Большинство молодых баскетболистов
придерживаются ошибочного мнения, что для успешного броска из-под корзины в
движении необходимо лишь специальное сгибающее движение кистью, направляющее
мяч в корзину с отражением от щита. Сознавая в глубине души пользу простоты,
они все же считают, что усложнение – это единственный путь сделать бросок
более привлекательным. Люди, придерживающиеся этой точки зрения, не правы по
двум причинам. Прежде всего, бросок из-под корзины в движении — очень трудный
бросок. И во-вторых, лучшим броском будет тот, при котором достигается
наибольшая высота прыжка.
Бросок в
движении труден потому, что угол приближения к корзине и скорость движения
игрока различны в каждой конкретной попытке. Защитник обычно пытается сделать
все, чтобы помешать успешному броску. Обстоятельства могут потребовать
движения игрока с очень высокой скоростью, и в то же время мяч необходимо
выпустить очень плавно. Поэтому самым важным условием успеха в броске из-под
корзины в движении является устранение всех движений, рассчитанных лишь на
эффектность броска.
Для броска в
движении предпочтителен более высокий прыжок. Инерция движения тела должна быть
перенесена вверх, а не наружу. Чтобы добиться этого, нужно растянуть последний
шаг, прочно ставя толчковую ногу, и сделать энергичное движение маховой ногой
с коленом, идущим высоко вверх.
При броске надо
стараться укрыть мяч от противника. Обычно при этом выполняют броски правой
рукой с правой стороны от корзины и левой рукой — с левой. Но есть и исключения
из этого правила. Так, стремительный проход вдоль лицевой линии с ведением
может поставить игрока перед необходимостью выполнить бросок правой рукой слева
от корзины или наоборот. При броске в движении правой рукой справа от корзины
мяч проносится с правой стороны и укрывается левой рукой от противника до
заключительного движения кистью при выпуске мяча. Невозможно точно сказать,
насколько выше корзины или в какую именно точку на щите следует направлять мяч.
Невозможно потому, что меняется угол подхода или скорость движения игрока,
выполняющего бросок. Обычно это будет точка, лежащая в 20—30 см выше обруча
корзины. Самое важное — смотреть вверх и сосредоточиваться на броске. Это даст
возможность выбрать лучшую точку
прицеливания.
Каждый бросок в
движении целесообразно выполнять с отражением от щита. Тренеры, однако, имеют
разное мнение на этот счет. Мы не можем сослаться на статистику в поддержку
своего мнения, но нам кажется, что щит помогает при выполнении слишком сильных
или слабых бросков. Бросок с отражением от щита позволяет устранить ошибки,
являющиеся следствием высокой скорости, в большей мере, чем «чистый» бросок,
который был бы
идеальным.
В заключение
напомним, что при тренировке бросков
в движении крайне важно:
избегать всех
«показных» движений, направленных на внешнюю красивость;
удлинять
последний шаг и твердо ставить толчковую
ногу;
направлять усилия
на движение тела вверх, а не
вперед;
укрывать мяч от
противника до момента завершения
броска;
прицеливаться
при броске и не бросать мяч в щит на
удачу;
использовать
щит в каждом случае, когда это возможно.
Броски в движении в высоком прыжке (рис. 18,а и б). Это упражнение
поощряет игроков выполнять максимально высокое выпрыгивание вверх при броске в
движении.
Выполнение: а)
неподалеку от лицевой линии за щитом ставится стул. Расстояние зависит от
скорости выполнения упражнения, которая может варьироваться При умеренной скорости выполнения упражнения
стул ставится, как показано на рис. 18, а. Если упражнение будет выполняться
с высокой скоростью, стул следует поставить несколько дальше, как показано на
рис. 18, б;
б) тренер
передает мяч игроку в том случае, если игрок не меняет направления движения к
корзине. Игрок должен идти прямо на стул и высоко выпрыгивать с тем, чтобы
приземлиться перед стулом, а не сбить его. При выполнении упражнения
используются одна колонна игроков и разные углы приближения к корзине.
Финт и проход с
ведением (рис. 19). Это упражнение развивает умение выводить защитника из
равновесия.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в расстановке,
соответствующей их игровой позиции в нападении;
б) стул перед каждым игроком
условно выполняет роль
защитника;
в) используются обе половины площадки. Каждый
игрок выполняет финт головой,
плечами и ногами в одну сторону, прежде чем пройти с ведением в другую
сторону и выполнить бросок в движении.
Соревнование в бросках в
движении (рис. 20).
Игроки должны руководствоваться девизом «поспешай медленно» при выполнении
этого упражнения. Команда, которая выполняет броски свободнее, окажется
победителем.
Выполнение: а) игроки делятся на две равные команды и
выстраиваются в две колонны лицом к корзине, как показано на рисунке;
б) направляющий каждой команды находится строго
на одном расстоянии от
корзины;
в) по сигналу направляющие игроки в командах
быстро ведут мяч к корзине и выполняют
бросок в движении;
г) как только
мяч будет заброшен и игрок
овладеет им, он может
передать мяч очередному игроку в команде. Второй игрок не должен покидать
стартовую линию, пока мяч не коснется
его рук;
д) команды
каждый раз громко объявляют свой счет. Например, если первый игрок попал
в корзину, все члены его команды должны
выкрикнуть: «Два!». Угол приближения к корзине меняется.
Упражнение
продолжается, пока одна из команд не наберет 20 очков, получая по два очка за
каждый успешный бросок.
Упражнение
для обучения надежному контролю мяча при
движении на бросок
(рис. 21). Многие игроки теряют мяч при незначительных толчках в момент броска. Это
стоит им многих очков и, если судья не фиксирует нарушения правил, возможно, даже и игры. Предлагаемое упражнение
постепенно приучит игроков надежно контролировать мяч при броске в
движении.
Выполнение: а) часть игроков выстраивается в колонну
лицом к корзине под любым углом. Угол следует часто менять. Другая часть
игроков выстраивается в колонну возле корзины;
б) по очереди
прорываясь к корзине, игроки получают мяч из третьей колонны в углу;
б)
после того как
игрок получит мяч и начнет движение на бросок, направляющий из колонны под
корзиной может подтолкнуть его, слегка ударить по руке и т. д.
Упражнение,
совершенствующее умение увидеть открытого игрока при ведении к корзине
(рис. 22). Многие игроки проходят к
корзине для броска как «несущийся поезд». Это хорошо, если при высокой скорости
игроки могут заметить партнера, находящегося в лучшей позиции.
Выполнение: а)
два игрока становятся по обе стороны от корзины, а перед каждым из них в
защитной позиции располагается помощник тренера;
б) оставшаяся колонна игроков располагается на достаточном
расстоянии от корзины, так, чтобы
после поворота каждый игрок мог вести мяч для броска в движении, если
никто из партнеров не будет открыт;
в) с помощниками согласовываются сигналы
рукой (используя пальцы, положение
руки и т. д.), чтобы определять, когда один из них должен быстро занять
плохую защитную позицию, оставив
своего подопечного открытым, когда они должны сделать это оба
и когда остаться на месте;
г) сигналы
меняются с тем, чтобы игроки
постоянно были наготове решить задачу — продолжать ли ведение или передать мяч партнеру;
д) угол
приближения к корзине меняется.
Упражнение
для
обучения
игроков умению оттеснить защитника
наружу, если нападающий имеет преимущество
в полшага {рис. 23). Это упражнение покажет игрокам, что ответственность при
контакте ложится на защитника, когда
нападающий получил преимущество при
проходе.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в колонну у боковой линии {в углу —
защитник);
б) первый игрок в колонне стоит на полшага
впереди от защитника;
в) по сигналу «Начинай!» нападающий прорывается
в направлении корзины;
г) помощник передает мяч нападающему после
того, как тот выполнит один или два больших шага;
д) нападающий,
получив мяч, двигается
к корзине, оттесняя защитника.
Он выполняет бросок в движении левой рукой на дальней стороне щита.
Изменение
направления движения для броска с отражением от щита
(рис. 24). Только немногие тренеры заставляют
своих игроков использовать щит при каждом броске в движении. Обычно же тренеры
не акцентируют на этом внимание игроков, они просто хотят видеть мяч в корзине.
Если тренер отдает предпочтение броскам с отражением от щита, это упражнение
поможет развить у игроков желаемую привычку.
Выполнение: а) строго под корзиной ставится стул;
б) игроки выстраиваются, как показано на
рисунке;
в) во время прохода игрока к щиту на линии
штрафного броска ему передается мяч;
г) игрок ведет мяч к корзине и, изменяя
направление, проходит с одной или другой стороны от стула для броска с
отражением от щита.