Главная

Гостевая
Этапы развития баскетбола Тактика баскетбола
Энциклопедия баскетбола Конспекты тренировочных занятий
Индивидуальная подготовка баскетболиста Наша школа

УПРАЖНЕНИЯ В БРОСКАХ

Броски, возможно, наиболее легкий для совершенство­вания навык, и поэтому мы начнем со специальных упраж­нений, посвященных броскам. Юноши по вполне понятной причине хотят совершенствовать броски в большей степе­ни, чем что-либо другое. Некоторые современные знамени­тые игроки так хорошо бросают, что получили сомнитель­ного достоинства титул «стрелков». Этот титул имеет обыч­но иронический оттенок, так что довольно часто искажает факты. Современные снайперы просто лучшие снайперы, а игроки будущего будут бросать еще лучше. Тренеры не долго заблуждались по поводу того, что умение бросать — это всегда природный навык, или такой навык, с которым парень рождается. Они осознали факт, что хорошим брос­кам можно научить, и в результате этого было создано большое число хороших упражнений.

Мы разделили броски на три категории: броски в дви­жении, броски в прыжке и броски с места.

 УПРАЖНЕНИЯ В БРОСКАХ В ДВИЖЕНИИ

К броскам в движении пока еще относятся недостаточ­но серьезно. Большинство молодых баскетболистов при­держиваются ошибочного мнения, что для успешного броска из-под корзины в движении необходимо лишь спе­циальное сгибающее движение кистью, направляющее мяч в корзину с отражением от щита. Сознавая в глубине ду­ши пользу простоты, они все же считают, что усложне­ние – это единственный путь сделать бросок более привле­кательным. Люди, придерживающиеся этой точки зрения, не правы по двум причинам. Прежде всего, бросок из-под корзины в движении — очень трудный бросок. И во-вто­рых, лучшим броском будет тот, при котором достигается наибольшая высота прыжка.

Бросок в движении труден потому, что угол приближе­ния к корзине и скорость движения игрока различны в каждой конкретной попытке. Защитник обычно пытается сделать все, чтобы помешать успешному броску. Обстоя­тельства могут потребовать движения игрока с очень высо­кой скоростью, и в то же время мяч необходимо выпустить очень плавно. Поэтому самым важным условием успеха в броске из-под корзины в движении является устранение всех движений, рассчитанных лишь на эффектность броска.

Для броска в движении предпочтителен более высокий прыжок. Инерция движения тела должна быть перенесена вверх, а не наружу. Чтобы добиться этого, нужно растя­нуть последний шаг, прочно ставя толчковую ногу, и сде­лать энергичное движение маховой ногой с коленом, иду­щим высоко вверх.

При броске надо стараться укрыть мяч от противника. Обычно при этом выполняют броски правой рукой с правой стороны от корзины и левой рукой — с левой. Но есть и исключения из этого правила. Так, стремительный про­ход вдоль лицевой линии с ведением может поставить игрока перед необходимостью выполнить бросок правой рукой слева от корзины или наоборот. При броске в движе­нии правой рукой справа от корзины мяч проносится с правой стороны и укрывается левой рукой от противника до заключительного движения кистью при выпуске мяча. Невозможно точно сказать, насколько выше корзины или в какую именно точку на щите следует направлять мяч. Невозможно потому, что меняется угол подхода или скорость движения игрока, выполняющего бросок. Обычно это будет точка, лежащая в 20—30 см выше обруча корзи­ны. Самое важное — смотреть вверх и сосредоточиваться на броске. Это даст возможность выбрать лучшую  точку прицеливания.

Каждый бросок в движении целесообразно выполнять с отражением от щита. Тренеры, однако, имеют разное мнение на этот счет. Мы не можем сослаться на статистику в поддержку своего мнения, но нам кажется, что щит по­могает при выполнении слишком сильных или слабых бросков. Бросок с отражением от щита позволяет устра­нить ошибки, являющиеся следствием высокой скорости, в большей мере, чем «чистый»   бросок,   который   был бы идеальным.

В заключение напомним, что при тренировке бросков в движении крайне важно:

избегать всех «показных» движений, направленных на внешнюю красивость;

удлинять последний шаг и твердо ставить толчковую ногу;

направлять   усилия    на    движение    тела вверх, а не вперед;

укрывать мяч от противника  до момента завершения броска;

прицеливаться при броске и не бросать мяч в щит на удачу;

использовать щит в каждом случае, когда это возможно.

Броски в движении в высоком прыжке (рис. 18,а и б). Это упражнение поощряет игроков выполнять максималь­но высокое выпрыгивание вверх при броске в движении.

Выполнение: а) неподалеку от лицевой линии за щитом ставится стул. Расстояние зависит от скорости выполнения упражнения, которая может варьироваться  При умеренной скорости выполнения упражнения стул ставится, как показано на рис. 18, а. Если упражнение будет вы­полняться с высокой скоростью, стул следует поставить несколько дальше, как показано на рис. 18, б;

    б) тренер передает мяч игроку в том случае, если игрок не меняет направления движения к корзине. Игрок должен идти прямо на стул и высоко выпрыгивать с тем, чтобы приземлиться перед стулом, а не сбить его. При выполне­нии упражнения используются одна колонна игроков и разные углы приближения к корзине.

Финт и проход с ведением (рис. 19). Это упражнение развивает умение выводить защитника из равновесия.

Выполнение: а) игроки выстраиваются в расста­новке, соответствующей их игровой позиции в нападении;

б)   стул перед каждым   игроком   условно   выполняет роль защитника;

в)   используются обе половины площадки. Каждый иг­рок выполняет  финт   головой,   плечами и ногами в одну сторону, прежде чем пройти с ведением в другую сторону и выполнить бросок в движении.

 Соревнование в бросках в движении (рис. 20). Игроки должны руководствоваться девизом «поспешай медленно» при выполнении этого упражнения. Команда, которая вы­полняет броски свободнее, окажется победителем.

Выполнение: а) игроки делятся на две равные команды и выстраиваются в две колонны лицом к корзине, как показано на рисунке;                                                                                      

б)   направляющий каждой команды находится строго на одном   расстоянии    от   кор­зины;

в)  по сигналу направляю­щие игроки в командах быст­ро ведут мяч к корзине и вы­полняют  бросок в движении;

г)  как только   мяч   будет заброшен   и игрок   овладеет им,  он  может  передать мяч очередному игроку в команде. Второй игрок не должен поки­дать стартовую   линию, пока мяч не коснется его рук;

д)  команды   каждый  раз громко объявляют  свой счет. Например, если первый игрок попал в корзину,   все члены его команды должны выкрик­нуть: «Два!».  Угол   прибли­жения к корзине    меняется.

Упражнение продолжает­ся, пока одна из команд не наберет 20 очков, получая по два очка за каждый успеш­ный бросок.

Упражнение для обучения надежному    контролю   мяча при    движении    на   бросок (рис. 21). Многие игроки те­ряют мяч при   незначитель­ных толчках в момент броска. Это стоит   им многих   очков и, если судья   не фиксирует нарушения   правил, возмож­но, даже и игры.   Предлагаемое   упражнение   постепен­но приучит игроков надежно контролировать мяч при брос­ке в движении.

Выполнение: а) часть игроков выстраивается в ко­лонну лицом к корзине под любым углом. Угол следует часто менять. Другая часть игроков выстраивается в ко­лонну возле корзины;

б) по очереди прорываясь к корзине, игроки получают мяч из третьей колонны в углу;

б) после того как игрок получит мяч и начнет движе­ние на бросок, направляющий из колонны под корзиной мо­жет подтолкнуть его, слегка ударить по руке и т. д.

Упражнение, совершенст­вующее умение увидеть от­крытого игрока при ведении к корзине (рис. 22). Многие игроки проходят к корзине для броска как «несущийся поезд». Это хорошо, если при высокой скорости игроки мо­гут заметить партнера, нахо­дящегося в лучшей позиции.

Выполнение: а) два игрока становятся по обе сто­роны от корзины, а перед каждым из них в защитной позиции располагается по­мощник тренера;

б)    оставшаяся     колонна игроков располагается на до­статочном расстоянии от кор­зины, так, чтобы    после по­ворота    каждый    игрок мог вести мяч для броска в дви­жении,   если   никто из парт­неров не будет открыт;

в)  с помощниками   согла­совываются   сигналы   рукой (используя  пальцы, положе­ние руки и т. д.), чтобы опре­делять, когда один из них дол­жен быстро   занять   плохую защитную   позицию, оставив своего    подопечного   откры­тым, когда они должны сделать это оба и когда остаться на месте;

г)   сигналы    меняются    с тем, чтобы игроки постоянно были наготове   решить   зада­чу — продолжать   ли ведение или передать мяч   партнеру;

д)   угол   приближения   к корзине меняется.

Упражнение    для   обуче­ния игроков    умению оттес­нить защитника наружу, ес­ли нападающий    имеет пре­имущество в полшага {рис. 23). Это упражнение покажет игрокам, что ответственность при контакте    ложится на защитника, когда нападающий получил преимущество при проходе.

Выполнение: а) игроки выстраиваются в колонну у боковой линии {в углу — защитник);

б)  первый игрок в колонне стоит на полшага впереди от защитника;

в)   по сигналу «Начинай!» нападающий прорывается в  направлении корзины;

г)   помощник передает мяч нападающему после того, как тот выполнит один или два больших шага;

д)   нападающий,   получив   мяч,  двигается  к   корзине, оттесняя защитника. Он выполняет бросок в движении ле­вой рукой на дальней стороне щита.

Изменение направления движения для броска с отра­жением от щита (рис. 24). Только немногие тренеры за­ставляют своих игроков использовать щит при каждом броске в движении. Обычно же тренеры не акцентируют на этом внимание игроков, они просто хотят видеть мяч в корзине. Если тренер отдает предпочтение броскам с отра­жением от щита, это упражнение поможет развить у игро­ков желаемую привычку.

Выполнение: а) строго под корзиной ставится стул;

б)  игроки выстраиваются, как показано на рисунке;

в)   во время прохода игрока к щиту на линии штрафно­го броска ему передается мяч;

г)   игрок ведет мяч к корзине и, изменяя направление, проходит с одной или другой стороны от стула для броска с отражением от щита.

 

Используются технологии uCoz