БРОСКИ С МЕСТА
Хороших
способов бросков с места столь же много, как и хороших баскетболистов.
Вследствие анатомических различий в строении кистей, рук и плечевого пояса
разные игроки по-разному выполняют один и тот же бросок. Несмотря на это,
строгое соблюдение основных правил принесет пользу независимо от вида броска.
Некоторые выдающиеся игроки используют необычные виды бросков, игнорируя,
казалось бы, всякие правила. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается,
что и они следуют трем основным положениям: сохранению равновесия,
прицеливанию и сопровождению.
Одни игроки
умеют сохранять равновесие при броске. Другие могут значительно улучшить
результативность бросков, научившись сохранять равновесие.
Прицеливание в
равной степени является делом как собранности, так и
неотрывного взгляда на корзину. Некоторые тренеры рекомендуют целиться в переднюю часть обода корзины, в то время как другие любят
использовать в качестве точки прицеливания заднюю часть обода. Мы считаем, что
всю корзину целиком следует рассматривать как круглое, черное яблоко мишени.
Игрок, выполняющий бросок, сосредоточивается на цели и пытается поразить центр
мишени, Сопровождающее движение — неотъемлемая часть мягкого, аккуратного
броска. Это одинаково относится к броску
двумя руками, одной рукой в движении и одной рукой с места. При этом нужно
полностью выпрямить пальцы в момент сгибания кисти при броске одной рукой. При
сопровождении броска ноги должны быть выпрямлены. При броске в прыжке
необходимо «выстрелить» мячом вместо длинного, проводящего движения. Чувство
ритма поможет в этом. Надо избегать судорожных движений, которые выглядят
неестественно. Движения при броске должны быть мягкими, вытекающими одно из
другого.
Приводим ряд
положений, которые следует иметь в виду при броске в прыжке:
равновесие;
прицеливание
(вся корзина как яблоко мишени);
сосредоточение
(игрок, выполняющий бросок, должен быть уверен в успехе);
сопровождение;
ритм и мягкость движений.
Броски с
точек (рис. 30). Каждый
игрок должен иметь точку, с которой он добивается наибольшего успеха при
бросках с места. Эти точки являются обычными местами расстановки нападающих и
игроков задней линии. Центровой может выполнять броски крюком с тех позиций,
где он чаще всего получает мяч.
Выполнение: а) игроки с мячом занимают места
площадки, на которых они обычно
играют в нападении;
б) защитники
располагаются в такой позиции, что нападающие должны поторопиться с броском,
если не хотят быть плотно закрытыми;
в) через каждые
пять минут нападающие и защитники меняются местами.
"Вокруг света" (рис. 31). Игрокам нравятся соревновательные
упражнения. Доказательством этого является то, что, если оставить игроков
одних, они неизменно будут соревноваться. «Вокруг света» — одно из подобных
бросковых упражнений.
Выполнение: а) при выполнении упражнения на одной
стороне площадки находится не более трех игроков. Для полной команды необходимо
несколько корзин; б) игрок с мячом начинает с броска из-под корзины и продолжает
бросать с каждой точки, отмеченной на рисунке, до первого промаха. При
промахе игрок выполняет повторный бросок с точки и при удаче продолжает
упражнение. Если игрок промахнется во второй раз, ему придется повторить
упражнение сначала либо подождать вновь своей очереди и продолжить упражнение
с этой же точки.
«Баскетбольный гольф» (рис. 32). Это еще одна игра, которая пользуется большим успехом у молодых баскетболистов,
когда они тренируются самостоятельно. Если в школе старый гимнастический зал, лучше нарисовать
«лунки» прямо на полу. Игроки могут соревноваться в парах в свободное время.
Регистрируются фамилии баскетболистов и
результат каждой игры.
Выполнение:
а) лентой или краской обозначаются девять точек, с которых игроки должны
выполнять броски; б) каждый игрок начинает с первой точки и бросает с нее до
тех пор, пока не добьется успеха. Затем он переходит на вторую точку и так до последней.
Результат
регистрируется по общему количеству попыток. Побеждает тот, кто затратит
меньшее количество попыток на прохождение всех точек.
Соревнование в бросках с места (рис. 33). Упражнение побуждает игроков
быстро выполнять броски с места. В то же время оно подчеркивает необходимость
сосредоточения на цели и показывает безрассудность неподготовленных бросков.
Выполнение: а) две колонны игроков выстраиваются на
равном расстоянии от корзины, каждая на своей стороне площадки;
б) по сигналу
первые игроки выполняют бросок с места, овладевают мячом и передают его
очередному игроку в колонну.
Побеждает
команда, первой набравшая 20 очков, считая по два очка за каждое попадание.