Главная

Гостевая
Этапы развития баскетбола Тактика баскетбола
Энциклопедия баскетбола Конспекты тренировочных занятий
Индивидуальная подготовка баскетболиста Наша школа

                                                                                                         САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА
Высококвалифицированные баскетболисты должны тренироваться не только под руководством и наблюдением тренера, но и самостоятельно. Только при помощи ежедневных самостоятельных занятий, начиная с юношеских лет, можно добиться высокого мастерства, можно стать баскетболистом с ярко выраженными и совершенными индивидуальными качествами. Никакой тренер не сумеет подготовить высококвалифицированного мастера, если сам игрок не будет ежедневно стремиться к этому.
Ведь известно, что, например, для овладения точностью бросков занимающимся необходимо ежедневно совершенствоваться, причем с юношеского возраста.
Мастерство баскетболистов, занимающихся самостоятельно, растет быстрее потому, что игроки третируются больше времени, совершенствуют индивидуальный стиль исполнения тех или других приемов и те приемы, которые более соответствуют их особенностям. В результате растут разнообразные игроки.
В самостоятельных тренировках развивается творческая инициатива игроков: баскетболисты находят новые нюансы исполнения технических приемов, соответствующие их особенностям, учат и по-своему переделывают новые технические приемы, виденные у игроков высшего класса.
В самостоятельной тренировке развивается тактическое мышление. Игрок, пробуя, изучая один или другой прием, думает, как лучше его исполнить, как и когда применить. Повышается индивидуальное тактическое мастерство.
Баскетболист, занимающийся самостоятельно, сознательно думает о повышении своего мастерства, о своей спортивной форме, о команде. Он интересуется всем, что касается баскетбола. А это—обязательное условие для достижения высокого мастерства.
Современная система спортивной тренировки, обилие средств, большие нагрузки, продолжительность соревнования и т. д. требуют разумного подхода к организации и проведению самостоятельной тренировки. Первые навыки баскетболисты должны получить во время индивидуальных тренировок под руководством тренера. В дальнейшем следует помочь юному баскетболисту проводить тренировки. Для этого надо:
а) составить неложный индивидуальный план самостоятельной тренировки, указав в нем конкретные упражнения, дозировку и т. д. Периодически тренер должен проверять ход выполнения плана;
б) дать задание самостоятельно каждый день выполнять опредёленное количество штрафных бросков, бросков из установленных точек и др., на видном месте повесить и вести таблицу результатов;

в) дать задание совершенствовать отстающий прием (или определенное качество) и после намеченного срока проверить результаты;
г) вести учет попадания штрафных бросков, бросков из точек и др. и каждую тренировку объявлять результаты (никто не захочет быть последним, а первые не пожелают уступить лидерство);
д) организовать соревнования по выполнению технических приемов (или по физической подготовке), пригласить зрителей, вести таблицу результатов, после соревнований объявить результаты. Очень важно при разборе результатов рекомендовать игрокам средства для самостоятельного совершенствования, установить им сроки и
результаты снова проверить в соревновании. Игроки должны будут тренироваться сами.

Здесь указаны самые простые рекомендации, позво­ляющие приучить юных баскетболистов к самостоятель­ной тренировке. Важно, чтобы тренер ежедневно при­вивал своим воспитанникам любовь к самостоятельной работе и учил их правильно это делать.

От того, как тренер будет прививать баскетболистам навыки самостоятельной тренировки, во многом зависит дальнейший рост их мастерства.

Содержание самостоятельной тренировки

Самостоятельные тренировки баскетболиста должны включать подготовку;

а)                   физическую,

б)                  техническую,

в)                    тактическую,

г)                  теоретическую,

д)                  волевую.

Физическая подготовка

Баскетболист должен быть всесторонне развитым ат­летом. Чтобы стать таким, необходимо развивать быстро­ту, силу, выносливость (особенно скоростную выносли­вость;), прыгучесть, ловкость.

Общая и специальная физическая подготовка баскет­болистов совершенствуется во время командных трениро­вок. Но, занимаясь только баскетболом, нельзя достичь хорошей, всесторонней физической подготовки. Поэтому необходимо заниматься другими видами спорта, и в пер­вую очередь легкой атлетикой.

Основные физические качества — быстрота, сила и вы­носливость (другие очень важные качества, такие, как прыгучесть, ловкость, зависят от развития основных ка­честв) — в каждом виде спорта имеют свою специфику, поэтому, совершенствуя их, надо об этом помнить.

Быстрота в баскетболе проявляется не только в спо­собности игрока быстро пробегать установленные отрез­ки. Баскетболисту необходимы и большая стартовая ско­рость на отрезке 5—6 м из разных, часто очень сложных, исходных положений, и умение быстро, без большой подготовки, выполнять технические приемы. Для совершен­ствования быстроты надо применять соответствующие упражнения: бег на короткие отрезки с максимальной скоростью; сочетание бега в среднем темпе с бегом с мак­симальной скоростью; пробежки коротких отрезков с максимальной скоростью из сложных исходных положе­ний, обходя на пути препятствия, меняя направление бе­га; быстрое выполнение гимнастических упражнений; быстрое выполнение технических приемов; сочетание тех­нических приемов с быстрым бегом на коротких отрез­ках, с изменением направления бега и т. д.

Сила баскетболистов во многом определяет быстроту движений, прыгучесть, качество передач мяча и бросков в корзину, а также успех в борьбе за мяч. Основными средствами для совершенствования силы баскетболистов считаются упражнения с отягощениями (набивные мячи, мешки с песком, ремни с песком, гантели, штанга), уп­ражнения в преодолении собственного веса (отжимания, приседания, подтягивание) и веса партнера (перенос партнера, упражнения с сопротивлением партнера), раз­ные прыжковые упражнения.

Упражнение для совершенствования силы следует вы­полнять живо, быстро.

Вынослив тот баскетболист, который хорошо перено­сит нагрузку во время всего матча или нескольких мат­чей (если соревнования проходят несколько дней).

Необходимо различать общую и специальную (ско­ростную) выносливость. Баскетболисту важно совер­шенствовать скоростную выносливость, чтобы во время всей игры точно выполнять технические приемы в нуж­ном темпе.

Выносливость баскетболиста развивается с по­мощью специальных упражнений, где сравнительно долго выполняются движения в быстром темпе: быстро переда­вать мяч (если тренируется один —у стенки), быстро пе­редавать мяч в движении (скорость бега максимальная), быстро вести мяч, преодолевать короткие отрезки с мячом и без него с максимальной скоростью и т. д.

Совершенствовать выносливость лучше всего в само­стоятельной тренировке 1, 2, 3 игроков, в игре 1+1 и т. д.

Для совершенствования прыгучести необходимо укре­плять силу мышц, улучшать быстроту движений и коор­динацию. В баскетболе прыгучесть проявляется в очень специфических условиях: прыгать надо в тесном сопри­косновении с партнерами и противниками, часто в очень сложных ситуациях. Поэтому и тренировать прыгучесть надо в условиях, близких к игровым.

Кроме упражнений с отягощениями и прыжковых, рекомендуются такие, как борьба за детский шар (кто больше раз его тронет) в парах, тройках. Выполняется большое число прыжков в соприкосновении с партне­рами, в борьбе с ними. Рекомендуется также такое упражнение: добивание мяча в закрытое сверху коль­цо и др.

Основные физические качества надо совершенствовать в тесной взаимосвязи: одно физическое качество разви­вается успешно тогда, когда параллельно совершенству­ются и другие качества. Но, помня о специфике баскет­бола, следует особое внимание уделять развитию быст­роты и скоростной выносливости.

Самые эффективные результаты в физической подго­товке достигаются, когда при комплексном совершенст­вовании всех основных физических качеств 50% времени и средств физической подготовки уделяется развитию бы­строты, 25% —силы и 25% —выносливости. («Проблемы спортивной тренировки» под редакцией Каледина С. В., ФиС, 1961).

Самостоятельно совершенствовать физическую подго­товленность рекомендуется:

а)  в специальных тренировках, предназначенных для физической подготовки,

б)  во время тренировок по технической подготовке,

в)  во время утренней зарядки.

Говоря о физической подготовке, следует напомнить о необходимости укреплять здоровье с помощью само­стоятельных тренировок. Ведь зачастую спортивные трав­мы возникают из-за недостаточной физической подготов­ленности. Так, растяжение голеностопного сустава часто случается от того, что игрок быстро устает (нет вынос­ливости) и не может достаточно точно контролировать свои движения или у него недостаточно крепкие связки голеностопного сустава. А ведь достаточно каждое утро по нескольку минут делать упражнения для голеностоп­ного сустава или регулярно бегать на неровном поле, лу­жайке, в лесу, попрыгать через пни — и таких травм не будет. Каждый баскетболист может избежать многих травм, если он ежедневно будет вставать утром на полчаса рань­ше и самостоятельно тренироваться.

Техническая подготовка

Совершенство и разнообразие технических приемов не имеет границ и во многом зависит от индивидуальных качеств игрока. Поэтому качество выполнения тех­нических приемов, разнообразие их применения в иг­ре должны совершенствовать в первую очередь сами иг­роки. Постоянно совершенствуя выполнение технических приемов, можно достичь виртуозности. В самостоятельной тренировке надо не только устранять недостатки, но и совершенствовать преимущественные стороны подготовки, доводить их до максимального со­вершенства: одному — попадание в корзину, другому — проходы и т. п. При этом вырастут игроки с разным по­черком игры, хорошо использующие свои индивидуаль­ные качества.

Но нельзя впадать в крайность. Юные баскетболисты должны овладевать всеми основными техническими прие­мами. Специализироваться им можно лишь тогда, когда они «отберут» себе те или иные технические приемы и оп­ределят свою индивидуальность.

Ясно, что в самостоятельных тренировках необходимо совершенствовать и слабые стороны: устранять недостат­ки, подтягиваться там, где отстал от товарищей.

Приемы техники нападения в баскетболе слагаются как бы из двух частей: техники владения телом и техники владения мячом. Эти приемы в игре выполняются и без мяча (бег, остановки, изменение направления бега и т. д.) и с мячом.

Особенно надо подчеркнуть значение техники владе­ния телом. Это как бы фундамент, на котором строится здание техники владения мячом. Но совершенствованию техники владения телом часто не уделяется должное внимание, вследствие чего даже игроки лучших команд недостаточно владеют такими простыми приемами, как остановка, изменение направления бега и ритма и т. д. В настоящее время, когда игра ведется в очень быстром темпе, техника владения телом играет первостепенную роль. Поэтому в самостоятельных тренировках совершен­ствованию техники владения телом надо уделять боль­шое внимание.

В современном баскетболе приемы техники с мячом выполняются на больших скоростях при активном проти­водействии противника. Поэтому технические приемы, вы­полняемые на месте, медленно, с большим приготовлени­ем сейчас в игре удается использовать редко. В самостоя­тельной тренировке эти приемы надо возможно больше приближать к условиям игры. Например, самый совре­менный способ броска мяча в корзину — в прыжке (одной или двумя руками),— кажется, прикрыть тяжело. Но иг­роки, которым нужно сравнительно много времени для подготовки и выполнения этого броска, не находят удоб­ного момента, чтобы выбросить мяч. Значит, тренируя броски, передачи, надо подобрать упражнения и выпол­нять их так, как требует современная техника: быстро, без больших приготовлений.

Выполнять технические приемы надо активно, мешая противнику, защитнику. Надо уметь передать мяч, когда активно мешает противник, и сделать это в нужный мо­мент в одно мгновение, когда освободился партнер. Зна­чит, и совершенствоваться следует в подобных условиях. Конечно, в самостоятельных тренировках должны быть и простейшие упражнения, выполняемые на месте, на не­большой скорости передвижения, без сопротивления.

Особое место в самостоятельных тренировках надо отводить совершенствованию бросков мяча в корзину, а также индивидуальных действий в нападении и защите.

Совершенствоваться в выполнении бросков мяча в корзину надо не менее 50% времени на каждой самостоя­тельной тренировке.

Индивидуальные действия в нападении и защите так­же можно включать в самостоятельные тренировки. Здесь надо учить «новые проходы», а совершенствовать эти «проходы» и защитные действия, когда тренируются 2 или больше игроков.

Тактическая подготовка

Усвоение индивидуальной тактики — очень важный раздел в подготовке баскетболиста. Часто много времени уделяется сложным командным тактическим системам, в то время как игроки недостаточно усвоили основы инди­видуальной тактики. Бывает так, что игроки не усвоили основных положений в защите, а их уже обучают «прес­сингу», где индивидуальное исполнение защитных функ­ций играет первостепенное значение.

Обучение индивидуальной тактике надо начинать с первого урока, на котором изучается техника баскетбо­ла. Баскетболисту сразу следует объяснить, как, когда и какой прием целесообразно применять, когда и как дей­ствовать и т. д. Это надо делать, изучая каждый прием техники. Чтобы успешно действовать в игре, баскетбо­лист должен не только хорошо исполнять разные приемы техники, но и уметь выбрать в сложившейся ситуации самый целесообразный прием и лучший способ его вы­полнения.

Недостаточно хорошо знать, как действовать в опре­деленной ситуации. Надо суметь свои знания воплотить в игровые действия. Поэтому навыками индивидуальной тактики и надо овладевать в индивидуальной тренировке, совершенствуя технику игры. Если в тренировке участ­вуют 3 и больше игроков, то можно совершенствовать и простейшие групповые действия в защите (переключение, подстраховка) и в нападении (нападение 2X1; 2X2).

Теоретическая подготовка

Сложность методики спортивной тренировки, объем средств, современная техника и тактика требуют хоро­ших знаний. Без этого немыслимо успешное повышение мастерства, усвоение технических приемов и тактических систем.

В теоретическую подготовку должны входить знания о современной спортивной тренировке, о применяемых средствах и методах, о технике игры и специфике приме­нения ее в игре, о тактических системах игры, об утренней зарядке, разминке на тренировке и перед игрой, о прави­лах игры, о ее развитии, о спортивной гигиене и медици­не и т. п. Необходимо также знать, как тренироваться самостоятельно. В первую очередь баскетболист должен усвоить все требования, предъявляемые к выполнению технических приемов, чтобы успешно совершенствовать их в самостоятельных тренировках. Чтобы приобрести все эти знания, баскетболист должен читать рекомендуемую литературу, интересоваться вопросами тренировки и развитием игры, посещать соревнования и тренировки других команд, перенимать опыт лучших игроков и т. д.

Волевая подготовка

Степень проявления волевых качеств оценить трудно, но это необходимо сделать, чтобы можно было регулиро­вать волевую подготовку баскетболиста. И сам игрок (с помощью тренера, друзей) должен уметь объективно оценить свою волевую подготовленность, развитие отдель­ных волевых качеств. Чтобы сделать это, нужно знать об основных качествах воли и путях для их развития. Во­просы развития воли у баскетболистов освещены в ли­тературе мало. В связи с этим данному вопросу будет уделено несколько больше внимания.

Воля — способность человека, преодолевая препятст­вия, достигать заветной цели. Волевым называется чело­век, который способен поставить перед собой обществен­но полезную цель, умеет мобилизовать свои силы для достижения этой цели, преодолеть все препятствия, воз­никающие на пути.

И. М. Сеченов высказал мысль о том, что воля челове­ка - это «деятельная сторона разума и морального чув­ства». Человек ставит перед собой цель и мобилизует все силы для ее достижения, поощряемый разумом и мораль­ными чувствами.

Воля проявляется в форме различных качеств: направ­ленности, смелости, решительности, инициативности и са­мостоятельности, настойчивости, самообладания.

Каждая деятельность требует определенного сочета­ния названных качеств в зависимости от того, какого ха­рактера препятствия надо преодолеть. В баскетболе самыми нужными качествами воли являются: инициатив­ность, самостоятельность, решительность и самообла­дание.

Инициативность— это творческая активность челове­ка, которая проявляется:

в чувстве нового и творческом отношении к выполне­нию своей деятельности; инициативный  человек  полон  творческой энергии, новых планов и идеи, в свои дейст­вия он вносит новаторство, совершенствует старые и ищет новые, более совершенные способы для выполнения задачи;

в активности; человек инициативный постоянно стре­мится к активной деятельности, он умеет легко начать дело, дерзает, склонен к риску, готов идти навстречу трудностям и преодолевать их;

в самостоятельности; инициативность предполагает самостоятельную постановку цели для действий, плани­рование и исполнение ее; инициативный человек спосо­бен по своему собственному почину взяться за дело, ко­торое нужно выполнять, он не поддается постороннему влиянию, не отказывается от своих замыслов, если убеж­ден в их правильности, и готов отвечать за свои поступки.

Инициативность баскетболиста прояв­ляется в способности:

вносить новое в выполнение технических и тактиче­ских приемов и навыков игры, своеобразие и применение их, особенно в трудной игровой ситуации;

творить, комбинировать в игре, сообразительно и на­ходчиво вступать во взаимодействие с партнером в груп­повых и командных действиях;

менять свою роль в игре в соответствии с требования; ми игровой обстановки;

творчески относиться к заранее разученным комбина­циям: заметив возможность скорее достигнуть цели, чем было предусмотрено по ходу выполнения комбинации, смело и быстро поступать так, как требует момент игры;

при необходимости взять на себя руководство игрой и действиями отдельных товарищей по команде;

оказывать помощь партнерам путем умелой постанов­ки заслонов, своевременного выхода на свободное место для приема мяча, путем подсказа действий, внесения но­вых планов, замыслов, советов, для улучшения игры команды, умения мобилизовать силы команды в труд­ные моменты игры;

навязывать свою волю соперникам в наступательных или оборонительных действиях путем отвлекающих дви­жений руками, ногами, туловищем , головой и глазами и т. п.

Самостоятельность баскетболиста обна­руживается в том, что он:

играя с мячом или без него, действует по собственно­му замыслу, не поддаваясь влиянию подсказки товари­щей, их требованию передать мяч, если эти требования нарушают единство запланированных коллективных дей­ствий команды или не соответствуют конкретной ситуа­ции игры; .

    не обращает внимания на внешний вид и мнение, сло­жившееся об игроках {высокий рост, слава сильного иг­рока);

    играет с полной ответственностью за свои действия, в трудные моменты не пытается переложить игру на парт­нера, а сам отступить на второй план;

Решительность баскетболиста проявляет­ся при:

    выполнении каждого технического и тактического при­ема игры в зависимости от движений и действий других игроков;

    необходимости перестройки плана действий во вне­запно изменившейся игровой обстановке;

     переходе команды в стремительное нападение;

    выполнении заключительного действия — броска мяча в корзину, особенно связанного с риском.

Инициативность, самостоятельность и решительность баскетболиста взаимосвязаны. Инициативный игрок не может быть несамостоятельным. Ввиду того, что инициа­тивность баскетболиста должна проявляться в быстро совершаемых игровых действиях, требующих быстрого принятия решения и его выполнения, она невозможна без решительности. С другой стороны, способность игрока к решительным действиям обязательно требует и самостоя­тельности, так как зачастую он вынужден принимать ре­шения сам, без чьей-либо помощи.

Таким образом, инициативный баскетболист — это активный, творческий, самостоятельный и решительный игрок.

Самообладание баскетболиста проявляется в его способности владеть собой, своими чувствами, осо­бенно неприятными эмоциями, переживаниями. В баскет­боле много разных контрастных эмоциональных пережи­ваний: игрок радуется успешно завершенным действиям, тут же переживает после неудачного действия и т. д. Во всех случаях он должен уметь владеть своими чувствами, так как слишком ярко выражаемые и положительные и отрицательные эмоциональные переживания мешают ус­пешной игре на площадке.

Как определить, хорошо ли у баскетболиста развиты отдельные волевые качества?' Это сделать нелегко. Уче­ные-психологи составили общие характеристики, на осно­вании которых можно отнести баскетболиста к определен­ной категории.

1. Инициативность

а) Творчество и сообразительность.

«Очень сообразительный» игрок всегда бы­стро и тактически правильно оценивает игровую обстанов­ку, видит в ней малейшие изменения и возможности сде­лать что-то новое, замечает ошибки противника и умеет ими воспользоваться. Такой игрок отличается большой изобретательностью и новаторством в применении своих знаний, умений и навыков ведения игры в нападении и защите, он разнообразен в выполнении отвлекающих дей­ствий, он всегда может предпринять что-то необычное и интересное. Игрок очень сообразительный находит ,в игре выход из трудного положения, а своими движениями и действиями умеет создавать большие трудности для про­тивника как в нападении, так и в защите. Передавая ему мяч, партнеры уверены в том, что он поступит правильно. Игроку чужда шаблонность, каждое его действие в ком­бинационной или «свободной» игре осмысленно, соответ­ствует моменту игры и основано на предвидении и пони­мании действий своих партнеров и противника. Игрок быстро схватывает смысл указаний тренера и может твор­чески реализовать их в игре.

«Сообразительный» игрок тактически пра­вильно оценивает всю обстановку игры, хорошо видит из­менения в ней и часто умело использует ошибки против­ника. Применяя свои знания и навыки борьбы, он вводит противника в заблуждение. Попав в трудное положение, чаще всего знает, как из него выйти. Взаимодействуя с товарищами в игре 3 против 3, 3 против 2 и т. д., обнару­живает немалую находчивость. Товарищи с уверенностью передают ему мяч, зная, что он поступит правильно. Твор­чески участвует в комбинационной игре, понимает за­мыслы товарищей и противника.

«Мало сообразительный» игрок в основном правильно ориентируется в непосредственно окружающей его игровой обстановке, видит крупные промахи противника и часто умеет воспользоваться ими. Пытается дей­ствовать сообразительно, подражает игре хороших бас­кетболистов; попав в затруднительное положение (на­пример, когда противник «держит» по всей площадке), умеет выходить из него с помощью товарищей, своими движениями и действиями часто способен осуществить свои замыслы и обойти противника. Взаимодействуя с то­варищами, проявляет некоторую творческую активность в выборе места на площадке, в передачах мяча партнеру.

«Несообразительный» игрок неправильно оценивает игровую обстановку, даже ту ее часть, которая непосредственно окружает его; не видит в ней явных воз­можностей добиться преимущества над противником, применяет свои небольшие знания, умения и навыки (ес­ли они имеются) шаблонно, однообразно, без учета рас­положения игроков на площадке, передает мяч несвое­временно и не туда, куда нужно. Если такой игрок акти­вен, то он бесцельно бегает по площадке, часто мешает играть своим товарищам; в любом положении— и труд­ном, и легком — часто теряет мяч; не представляет собой более или менее серьезного «препятствия» для противни­ка. В комбинационной игре такой игрок действует слепо, придерживаясь схемы, разученной на тренировочных за­нятиях, в «свободной» игре соображает плохо, теряется.

б) Активность.

«Очень активный» игрок всегда быстро откли­кается на все изменения, происходящие в игре. Над ним не довлеет старое, только что происшедшее или совер­шенное. Он постоянно готов к выполнению любого друго­го движения и действия, способен быстро переходить от одних действий к другим, от одной роли в игре к другой, от наступления к обороне, от игры с мячом к игре без мя­ча, с половины пути может отказаться от старого замыс­ла и тотчас же приступить к новому, если, по его мнению, так лучше. Он за все берется, всем интересуется, стре­мится везде успевать, любит трудности и риск. Такой иг­рок всегда в самой гуще борющихся игроков, он очень любит острую игру.

«Активный» игрок оживленно реагирует на круп­ные изменения в игровой обстановке и поспевает за ними, в основном бывает готов совершать новые движения и действия, легко переходит к выполнению нового замысла, не боится трудностей, иногда их ищет сам.

«Мало активный» игрок реагирует в основном только на изменения непосредственно окружающей его игровой обстановки; не может быстро переключаться с одних действий на другие, однако при сравнительно небольшом темпе игры делает это удовлетворительно. Он не боится трудностей, но сам их не ищет.

«Неактивный» игрок слабо реагирует на измене­ния даже непосредственной игровой обстановки; медлен­но переходит от одних действий к другим, не способен по­спевать за быстрым течением игры. Ему трудно перейти к новому действию или приему после совершения старых. Он боится риска и трудностей, вся его деятельность зак­лючается в приеме, передаче мяча товарищам и переме­щениях с одной половины площадки на другую.

2. Самостоятельность.

«Очень самостоятельный» игрок всегда действует по собственному усмотрению, выполняет свой замысел или поручение тренера или капитана команды, не поддаваясь подсказу, советам со стороны; относится к ним очень критически. Он проявляет большую стой­кость, сопротивляясь внушающим воздействиям против­ника в игре один против одного, в борьбе за мяч у щита и т. п.; не теряется при держании противника, даже зна­чительно превосходящего его по росту и технической под­готовке. Такой игрок никогда не пытается снять с себя ответственность даже в самые трудные моменты игры.

«Самостоятельный» игрок в особенно напря­женной игре обычно действует по своему усмотрению, от­носится к подсказкам со стороны в основном критически; проявляет стойкость при воздействии противника, дейст­вует обычно уверенно, не легко сбивается с пути выпол­нения своего замысла. В большинстве случаев он не сни­мает с себя, ответственности, однако в особенно трудные моменты предпочитает переложить ее на другого.

«Мало самостоятельный» игрок действует по своему усмотрению, не ожидая указаний, подсказки, советов товарищей, однако, получив их, готов повиновать­ся, мало заботясь об их правильности. Он сопротивляется внушающим влияниям противника, пытается осуществить свой замысел, однако подчиняется настойчивым действи­ям более сильного противника, отказывается от дальней­шего выполнения своего плана. Игрок способен отвечать за успех команды в несложной обстановке, при ненапря­женной игре.

«Несамостоятельный» игрок чаще всего ждет указаний, подсказа товарищей, ищет помощи и одобре­ния у товарищей и тренера, легко поддается требованию партнеров передать им мяч и т. д. Он легко отказывается от замысла при более или менее серьезном сопротивле­нии противника; избегает ответственности за успех соб­ственного действия и действий всей команды почти при каждой атаке противника; в игре он более или менее сле­по исполняет волю других игроков.

3. Решительность.

«Очень решительный» игрок очень быстро и обдуманно выбирает ответное действие и решается на выполнение любого технического приема даже в самых трудных условиях игры; мгновенно изменяет тактический план действий, выполняемый по собственному замыслу или замыслу всей команды, при малейшей возможности достичь преимущества перед противником; очень быстро принимает решение о броске мяча в корзину в самых трудных условиях.

«Решительный» игрок быстро и обдуманно вы­бирает ответное действие и принимает решение совершить тот или иной технический или тактический прием в сред­них по трудности условиях выполнения; довольно быстро решается изменить личный или общий тактический план действия, если это, по его мнению, целесообразно и не связано с большим риском; быстро принимает решение о броске мяча в корзину в средних по трудности условиях игры.

«Мало решительный» игрок обдуманно вы­бирает ответное действие и решается выполнять приемы в сравнительно легкой игровой обстановке; довольно быстро изменяет ранее принятый план действий при яв­ной целесообразности поступить иначе; достаточно быст­ро решается бросить мяч в корзину в легких условиях, при незначительном риске.

«Нерешительный» игрок очень медленно выби­рает ответное действие и с трудом решается применить технический и тактический прием даже в сравнительно легких объективных условиях; не решается изменить об­щий тактический план даже при явной возможности и це­лесообразности это сделать; долго не решается бросить мяч в корзину в сравнительно легких условиях; боится всякого риска.

Руководствуясь изложенными характеристиками, бас­кетболист (вместе с тренером) может определить, какие волевые качества развиты у него лучше, какие хуже, и во время тренировок, на соревнованиях и в быту каждо­дневно устранять недостатки.

Инициативность, самостоятельность и решительность баскетболиста зависят от его морального самовоспита­ния, уровня необходимых знаний, умений и навыков для игры в баскетбол.

Для проявления инициативности баскетболисту необ­ходимы хорошая техническая и тактическая подготовка, внимательность, хорошо развитые физические качества, энергия, постоянная готовность действовать и мгновенно  реагировать на раздражители игровых ситуаций.

Для проявления самостоятельности в игре, помимо хорошей технической и тактической подготовки, баскет­болисту необходимы решительность и быстрое проявле­ние ответных действий на действия противника.

Какими путями и средствами надо совершенствовать волевые качества баскетболиста? Прежде всего, перед баскетболистом должна стоять ясная посильная цель. Ему необходима уверенность в том, что сможет ее до­стичь. Тренер должен хорошо разъяснить баскетболисту, каковы его возможности, убедить в том, что вершин спор­тивного мастерства можно достичь только в результате упорной регулярной тренировки.

Самостоятельная тренировка — одно из эффективных средств совершенствования волевых качеств. Тренируясь самостоятельно, баскетболист быстрее будет совершен­ствовать физические качества, технические и тактические умения и навыки, будет приобретать теоретические зна­ния. Все это необходимо для проявления волевых качеств. Кроме того, самостоятельная тренировка поощряет и улучшает активность, самостоятельность, инициатив­ность, творчество. Ведь уже то, что игрок каждое утро выполняет утреннюю зарядку, тренируется самостоятель­но, — воспитывает силу воли и требует от игрока инициа­тивности, активности и решительности.

На самом деле, сколько упорства, решительности, ча­сто даже самопожертвования требует самостоятельная тренировка, когда не удается усвоить сложный прием, сколько физических сил и стараний требует достижение намеченной цели во время самостоятельной тренировки. Заканчивая тренировку,- надо поставить перед собой оп­ределенную задачу, например: забросить мяч в корзину столько-то раз подряд определенным способом или из оп­ределенной точки (или другую подобную задачу) и не выйти из зала, пока задача не будет выполнена. Решение таких задач, поставленных игроком перед собой, часто требует еще дополнительного времени и много сил (когда намечалось уже закончить тренировку!), И все-таки на­ходятся силы и упорство, чтобы достичь поставленную перед собой цель.

Наверное, во время напряженнейших игр, когда быва­ло очень трудно, эти нелегко проведенные минуты не раз помогали победить.

Можно смело утверждать, что у баскетболистов, кото­рые тренируются самостоятельно, в игре на много лучше проявляются и такие волевые качества, как активность, самостоятельность, решительность, инициативность. Во время самостоятельных тренировок в одиночку или с партнером создаются самые благоприятные условия для совершенствования этих волевых качеств.

Самостоятельные тренировки не только ускоряют фи­зическую, техническую, тактическую, теоретическую под­готовку баскетболиста. В таких тренировках баскетбо­лист сам себе хозяин: он организует тренировку, подби­рает упражнения, ищет причины неудач и исправляет ошибки, ищет лучшие варианты выполнения приемов и т. д. И если баскетболист сможет сам тренироваться, он будет в игре достаточно самостоятельным, активным, решительным, приобретет достаточно знаний, умений и навыков. В самостоятельной тренировке надо соблюдать сле­дующие рекомендации проф. А. Ц. Пуни:

1. Выполнять все возможно лучше.

2. Причины неудач искать не в объективных обстоя­тельствах, а прежде всего в самом себе.

3. Делать не то, что хочется, а то, что надо.

Чтобы самовоспитание волевых качеств было целена­правленнее, надо вести дневник (или выделить отдельный раздел в общем дневнике баскетболиста), в котором ха­рактеризовать развитие волевых качеств (какие развиты лучше, какие хуже, при каких обстоятельствах и как они проявляются и т. д.).

Уровень развития волевых качеств игрок устанавли­вает совместно с тренером и товарищами и сам намечает себе задачи, которые должен решить. Например, заметив в своих действиях нюансы нерешительности, он ставит перед собой задачу - получив мяч, стараться в сложив­шейся ситуации действовать быстрее.

В связи с этим баскетболист на самостоятельных тре­нировках подбирает такие упражнения (с партнером), в которых необходимо применять решительные действия: прорыв с мячом, который заканчивается броском в кор­зину с активным сопротивлением защитника, соревнова­тельные упражнения с партнером и др.

В дневнике надо отмечать, как удается претворить в жизнь намеченные задачи. Через некоторое время целе­сообразно совместно с тренером установить, имеются ли сдвиги в проявлении волевых качеств.

 

 

Используются технологии uCoz