САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
ТРЕНИРОВКА
Высококвалифицированные баскетболисты должны тренироваться не только под
руководством и наблюдением тренера, но и самостоятельно. Только при помощи
ежедневных самостоятельных занятий, начиная с юношеских лет, можно добиться высокого
мастерства, можно стать баскетболистом с ярко выраженными и совершенными
индивидуальными качествами. Никакой тренер не сумеет подготовить
высококвалифицированного мастера, если сам игрок не будет ежедневно стремиться
к этому.
Ведь известно, что, например, для овладения точностью бросков занимающимся
необходимо ежедневно совершенствоваться, причем с юношеского возраста.
Мастерство баскетболистов, занимающихся самостоятельно, растет быстрее потому,
что игроки третируются больше времени, совершенствуют индивидуальный стиль
исполнения тех или других приемов и те приемы, которые более соответствуют их
особенностям. В результате растут разнообразные игроки.
В самостоятельных тренировках развивается творческая инициатива игроков:
баскетболисты находят новые нюансы исполнения технических приемов,
соответствующие их особенностям, учат и по-своему переделывают новые
технические приемы, виденные у игроков высшего класса.
В самостоятельной тренировке развивается тактическое мышление. Игрок, пробуя,
изучая один или другой прием, думает, как лучше его исполнить, как и когда
применить. Повышается индивидуальное тактическое мастерство.
Баскетболист, занимающийся самостоятельно, сознательно думает о повышении
своего мастерства, о своей спортивной форме, о команде. Он интересуется всем,
что касается баскетбола. А это—обязательное условие для достижения высокого
мастерства.
Современная система спортивной тренировки, обилие средств, большие нагрузки,
продолжительность соревнования и т. д. требуют разумного подхода к организации
и проведению самостоятельной тренировки. Первые навыки баскетболисты должны
получить во время индивидуальных тренировок под руководством тренера. В
дальнейшем следует помочь юному баскетболисту проводить тренировки. Для этого надо:
а) составить неложный индивидуальный план самостоятельной тренировки, указав в
нем конкретные упражнения, дозировку и т. д. Периодически тренер должен
проверять ход выполнения плана;
б) дать задание самостоятельно каждый день выполнять опредёленное количество
штрафных бросков, бросков из установленных точек и др., на видном месте
повесить и вести таблицу результатов;
в) дать задание совершенствовать отстающий прием (или определенное качество) и
после намеченного срока проверить результаты;
г) вести учет попадания штрафных бросков, бросков из точек и др. и каждую
тренировку объявлять результаты (никто не захочет быть последним, а первые не
пожелают уступить лидерство);
д) организовать соревнования по выполнению
технических приемов (или по физической подготовке), пригласить зрителей, вести
таблицу результатов, после соревнований объявить результаты. Очень важно при
разборе результатов рекомендовать игрокам
средства для самостоятельного совершенствования, установить им сроки и
результаты снова проверить в соревновании. Игроки должны
будут тренироваться сами.
Здесь указаны самые
простые рекомендации, позволяющие приучить юных баскетболистов к самостоятельной
тренировке. Важно, чтобы тренер ежедневно прививал своим воспитанникам любовь
к самостоятельной работе и учил их правильно это делать.
От того, как
тренер будет прививать баскетболистам навыки самостоятельной тренировки, во
многом зависит дальнейший рост их мастерства.
Содержание самостоятельной тренировки
Самостоятельные
тренировки баскетболиста должны включать подготовку;
а) физическую,
б) техническую,
в) тактическую,
г) теоретическую,
д) волевую.
Физическая
подготовка
Баскетболист
должен быть всесторонне развитым атлетом. Чтобы стать таким, необходимо
развивать быстроту, силу, выносливость (особенно скоростную выносливость;),
прыгучесть, ловкость.
Общая и
специальная физическая подготовка баскетболистов совершенствуется во время
командных тренировок. Но, занимаясь только баскетболом, нельзя достичь
хорошей, всесторонней физической подготовки. Поэтому необходимо заниматься
другими видами спорта, и в первую очередь легкой атлетикой.
Основные
физические качества — быстрота, сила и выносливость (другие очень важные
качества, такие, как прыгучесть, ловкость, зависят от развития основных качеств)
— в каждом виде спорта имеют свою специфику, поэтому, совершенствуя их, надо об
этом помнить.
Быстрота в
баскетболе проявляется не только в способности
игрока быстро пробегать установленные отрезки. Баскетболисту необходимы и
большая стартовая скорость на отрезке 5—6 м из разных, часто очень сложных,
исходных положений, и умение быстро, без большой подготовки, выполнять
технические приемы. Для совершенствования быстроты надо применять
соответствующие упражнения: бег на короткие отрезки с максимальной скоростью;
сочетание бега в среднем темпе с бегом с максимальной скоростью; пробежки
коротких отрезков с максимальной скоростью из сложных исходных положений,
обходя на пути препятствия, меняя направление бега; быстрое выполнение
гимнастических упражнений; быстрое выполнение технических приемов; сочетание
технических приемов с быстрым бегом на коротких отрезках, с изменением
направления бега и т. д.
Сила баскетболистов
во многом определяет быстроту движений, прыгучесть, качество передач мяча и
бросков в корзину, а также успех в борьбе
за мяч. Основными средствами для совершенствования силы баскетболистов
считаются упражнения с отягощениями (набивные мячи, мешки с песком, ремни с
песком, гантели, штанга), упражнения в преодолении собственного веса
(отжимания, приседания, подтягивание) и веса партнера (перенос партнера,
упражнения с сопротивлением партнера), разные прыжковые упражнения.
Упражнение для
совершенствования силы следует выполнять живо, быстро.
Вынослив тот
баскетболист, который хорошо переносит нагрузку во время всего матча или
нескольких матчей (если соревнования проходят несколько дней).
Необходимо
различать общую и специальную (скоростную) выносливость. Баскетболисту важно
совершенствовать скоростную выносливость, чтобы во время всей игры точно
выполнять технические приемы в нужном темпе.
Выносливость
баскетболиста развивается с помощью специальных упражнений, где сравнительно
долго выполняются движения в быстром темпе: быстро передавать мяч (если
тренируется один —у стенки), быстро передавать мяч в
движении (скорость бега максимальная), быстро вести мяч, преодолевать короткие
отрезки с мячом и без него с максимальной скоростью и т. д.
Совершенствовать
выносливость лучше всего в самостоятельной
тренировке 1, 2, 3 игроков, в игре 1+1 и т. д.
Для
совершенствования прыгучести необходимо укреплять силу мышц, улучшать быстроту
движений и координацию. В баскетболе прыгучесть проявляется в очень
специфических условиях: прыгать надо в тесном соприкосновении с партнерами и
противниками, часто в очень сложных ситуациях. Поэтому и тренировать прыгучесть
надо в условиях, близких к игровым.
Кроме
упражнений с отягощениями и прыжковых, рекомендуются такие, как борьба за
детский шар (кто больше раз его тронет) в парах,
тройках. Выполняется большое число прыжков в соприкосновении с партнерами, в
борьбе с ними. Рекомендуется также такое упражнение: добивание мяча в закрытое
сверху кольцо и др.
Основные
физические качества надо совершенствовать в тесной взаимосвязи: одно физическое
качество развивается успешно тогда, когда параллельно совершенствуются и
другие качества. Но, помня о специфике баскетбола, следует особое внимание
уделять развитию быстроты и скоростной выносливости.
Самые
эффективные результаты в физической подготовке достигаются, когда при
комплексном совершенствовании всех основных физических качеств 50% времени и
средств физической подготовки уделяется развитию быстроты, 25% —силы и 25%
—выносливости. («Проблемы спортивной тренировки» под редакцией Каледина С. В.,
ФиС, 1961).
Самостоятельно
совершенствовать физическую подготовленность рекомендуется:
а) в специальных тренировках, предназначенных для
физической подготовки,
б) во время тренировок по технической подготовке,
в) во время утренней зарядки.
Говоря о
физической подготовке, следует напомнить о необходимости укреплять здоровье с
помощью самостоятельных тренировок. Ведь зачастую спортивные травмы возникают
из-за недостаточной физической подготовленности. Так, растяжение
голеностопного сустава часто случается от того, что игрок быстро устает (нет
выносливости) и не может достаточно точно контролировать свои движения или у
него недостаточно крепкие связки голеностопного сустава. А ведь достаточно
каждое утро по нескольку минут делать упражнения для голеностопного сустава
или регулярно бегать на неровном поле, лужайке, в лесу, попрыгать через пни —
и таких травм не будет. Каждый баскетболист может избежать многих травм, если
он ежедневно будет вставать утром на полчаса раньше и самостоятельно
тренироваться.
Техническая подготовка
Совершенство и
разнообразие технических приемов не имеет границ и во многом зависит от
индивидуальных качеств игрока. Поэтому качество выполнения технических
приемов, разнообразие их применения в игре должны совершенствовать в первую
очередь сами игроки. Постоянно совершенствуя выполнение технических приемов,
можно достичь виртуозности. В самостоятельной тренировке надо не только
устранять недостатки, но и совершенствовать преимущественные стороны
подготовки, доводить их до максимального совершенства: одному — попадание в
корзину, другому — проходы и т. п. При этом вырастут игроки с разным почерком
игры, хорошо использующие свои индивидуальные качества.
Но нельзя
впадать в крайность. Юные баскетболисты должны овладевать всеми основными
техническими приемами. Специализироваться им можно лишь тогда, когда они
«отберут» себе те или иные технические приемы и определят свою
индивидуальность.
Ясно, что в
самостоятельных тренировках необходимо совершенствовать и слабые стороны:
устранять недостатки, подтягиваться там, где отстал от товарищей.
Приемы техники
нападения в баскетболе слагаются как бы из двух частей: техники владения телом
и техники владения мячом. Эти приемы в игре выполняются и без мяча (бег,
остановки, изменение направления бега и т. д.) и с мячом.
Особенно надо
подчеркнуть значение техники владения телом. Это как бы фундамент, на котором
строится здание техники владения мячом. Но совершенствованию техники владения
телом часто не уделяется должное внимание, вследствие чего даже игроки лучших
команд недостаточно владеют такими простыми приемами, как остановка, изменение
направления бега и ритма и т. д. В настоящее время, когда игра ведется в очень
быстром темпе, техника владения телом играет первостепенную роль. Поэтому в
самостоятельных тренировках совершенствованию техники владения телом надо
уделять большое внимание.
В современном
баскетболе приемы техники с мячом выполняются на больших скоростях при активном
противодействии противника. Поэтому технические приемы, выполняемые на месте,
медленно, с большим приготовлением сейчас в игре удается использовать редко. В
самостоятельной тренировке эти приемы надо возможно больше приближать к
условиям игры. Например, самый современный способ броска мяча в корзину — в
прыжке (одной или двумя руками),— кажется, прикрыть тяжело. Но игроки, которым
нужно сравнительно много времени для подготовки и выполнения этого броска, не
находят удобного момента, чтобы выбросить мяч. Значит, тренируя броски,
передачи, надо подобрать упражнения и выполнять их так, как требует
современная техника: быстро, без больших приготовлений.
Выполнять
технические приемы надо активно, мешая противнику, защитнику. Надо уметь
передать мяч, когда активно мешает противник, и сделать это в нужный момент в
одно мгновение, когда освободился партнер. Значит, и совершенствоваться
следует в подобных условиях. Конечно, в самостоятельных тренировках должны быть
и простейшие упражнения, выполняемые на месте, на небольшой скорости
передвижения, без сопротивления.
Особое место в
самостоятельных тренировках надо отводить совершенствованию бросков мяча в
корзину, а также индивидуальных действий в нападении и защите.
Совершенствоваться
в выполнении бросков мяча в корзину надо не менее 50% времени на каждой
самостоятельной тренировке.
Индивидуальные
действия в нападении и защите также можно включать в самостоятельные
тренировки. Здесь надо учить «новые проходы», а совершенствовать эти «проходы»
и защитные действия, когда тренируются 2 или больше игроков.
Тактическая подготовка
Усвоение
индивидуальной тактики — очень важный раздел в подготовке баскетболиста. Часто
много времени уделяется сложным командным тактическим системам, в то время как
игроки недостаточно усвоили основы индивидуальной тактики. Бывает так, что
игроки не усвоили основных положений в защите, а их уже обучают «прессингу»,
где индивидуальное исполнение защитных функций играет первостепенное значение.
Обучение индивидуальной
тактике надо начинать с первого урока, на котором изучается техника баскетбола.
Баскетболисту сразу следует объяснить, как, когда и какой прием целесообразно
применять, когда и как действовать и т. д. Это надо делать, изучая каждый
прием техники. Чтобы успешно действовать в игре, баскетболист должен не только
хорошо исполнять разные приемы техники, но и уметь выбрать в сложившейся
ситуации самый целесообразный прием и лучший способ его выполнения.
Недостаточно
хорошо знать, как действовать в определенной ситуации. Надо суметь свои знания
воплотить в игровые действия. Поэтому навыками индивидуальной тактики и надо
овладевать в индивидуальной тренировке, совершенствуя технику игры. Если в
тренировке участвуют 3 и больше игроков, то можно совершенствовать и
простейшие групповые действия в защите (переключение, подстраховка) и в нападении
(нападение 2X1; 2X2).
Теоретическая подготовка
Сложность
методики спортивной тренировки, объем средств, современная техника и тактика
требуют хороших знаний. Без этого немыслимо успешное повышение мастерства,
усвоение технических приемов и тактических систем.
В теоретическую
подготовку должны входить знания о современной спортивной тренировке, о
применяемых средствах и методах, о технике игры и специфике применения ее в
игре, о тактических системах игры, об утренней зарядке, разминке на тренировке
и перед игрой, о правилах игры, о ее развитии, о спортивной гигиене и медицине
и т. п. Необходимо также знать, как тренироваться самостоятельно. В первую
очередь баскетболист должен усвоить все требования, предъявляемые к выполнению
технических приемов, чтобы успешно совершенствовать их в самостоятельных
тренировках. Чтобы приобрести все эти знания, баскетболист должен читать
рекомендуемую литературу, интересоваться вопросами тренировки и развитием игры,
посещать соревнования и тренировки других команд, перенимать опыт лучших
игроков и т. д.
Волевая подготовка
Степень
проявления волевых качеств оценить трудно, но это необходимо сделать, чтобы
можно было регулировать волевую подготовку баскетболиста. И сам игрок (с
помощью тренера, друзей) должен уметь объективно оценить свою волевую
подготовленность, развитие отдельных волевых качеств. Чтобы сделать это, нужно
знать об основных качествах воли и путях для их развития. Вопросы развития
воли у баскетболистов освещены в литературе мало. В связи с этим данному
вопросу будет уделено несколько больше внимания.
Воля —
способность человека, преодолевая препятствия, достигать заветной цели.
Волевым называется человек, который способен поставить перед собой общественно
полезную цель, умеет мобилизовать свои силы для достижения этой цели,
преодолеть все препятствия, возникающие на пути.
И. М. Сеченов
высказал мысль о том, что воля человека - это «деятельная сторона разума и морального
чувства». Человек ставит перед собой цель и мобилизует все силы для ее
достижения, поощряемый разумом и моральными чувствами.
Воля
проявляется в форме различных качеств: направленности, смелости,
решительности, инициативности и самостоятельности, настойчивости,
самообладания.
Каждая
деятельность требует определенного сочетания названных качеств в зависимости
от того, какого характера препятствия надо преодолеть. В баскетболе самыми
нужными качествами воли являются: инициативность, самостоятельность,
решительность и самообладание.
Инициативность—
это творческая активность человека, которая
проявляется:
в чувстве
нового и творческом отношении к выполнению своей деятельности;
инициативный человек полон
творческой энергии, новых планов и идеи, в свои действия он вносит
новаторство, совершенствует старые и ищет новые, более совершенные способы для
выполнения задачи;
в активности;
человек инициативный постоянно стремится к активной деятельности, он умеет
легко начать дело, дерзает, склонен к риску, готов идти навстречу трудностям и
преодолевать их;
в
самостоятельности; инициативность предполагает самостоятельную постановку цели
для действий, планирование и исполнение ее; инициативный человек способен по
своему собственному почину взяться за дело, которое нужно выполнять, он не
поддается постороннему влиянию, не отказывается от своих замыслов, если убежден
в их правильности, и готов отвечать за свои поступки.
Инициативность
баскетболиста проявляется в способности:
вносить новое в
выполнение технических и тактических приемов и навыков игры, своеобразие и
применение их, особенно в трудной игровой ситуации;
творить,
комбинировать в игре, сообразительно и находчиво вступать во взаимодействие с
партнером в групповых и командных действиях;
менять свою
роль в игре в соответствии с требования; ми игровой обстановки;
творчески
относиться к заранее разученным комбинациям: заметив возможность скорее
достигнуть цели, чем было предусмотрено по ходу выполнения комбинации, смело и
быстро поступать так, как требует момент игры;
при
необходимости взять на себя руководство игрой и действиями отдельных товарищей
по команде;
оказывать
помощь партнерам путем умелой постановки заслонов, своевременного выхода на
свободное место для приема мяча, путем подсказа действий, внесения новых
планов, замыслов, советов, для улучшения игры команды, умения мобилизовать силы
команды в трудные моменты игры;
навязывать свою
волю соперникам в наступательных или оборонительных действиях путем отвлекающих
движений руками, ногами, туловищем , головой и
глазами и т. п.
Самостоятельность баскетболиста обнаруживается в том, что он:
играя с мячом
или без него, действует по собственному замыслу, не поддаваясь влиянию
подсказки товарищей, их требованию передать мяч, если эти требования нарушают
единство запланированных коллективных действий команды или не соответствуют
конкретной ситуации игры; .
не обращает внимания на внешний вид и мнение, сложившееся об
игроках {высокий рост, слава сильного игрока);
играет с полной ответственностью за свои
действия, в трудные моменты не пытается переложить игру на партнера, а сам
отступить на второй план;
Решительность баскетболиста проявляется при:
выполнении каждого
технического и тактического приема игры в зависимости от движений и действий
других игроков;
необходимости перестройки плана действий во
внезапно изменившейся игровой обстановке;
переходе команды
в стремительное нападение;
выполнении заключительного действия —
броска мяча в корзину, особенно связанного с риском.
Инициативность,
самостоятельность и решительность баскетболиста взаимосвязаны. Инициативный
игрок не может быть несамостоятельным. Ввиду того, что инициативность
баскетболиста должна проявляться в быстро совершаемых игровых действиях,
требующих быстрого принятия решения и его выполнения, она невозможна без
решительности. С другой стороны, способность игрока к решительным действиям
обязательно требует и самостоятельности, так как зачастую он вынужден
принимать решения сам, без чьей-либо помощи.
Таким образом,
инициативный баскетболист — это активный, творческий, самостоятельный и
решительный игрок.
Самообладание баскетболиста проявляется в его способности владеть
собой, своими чувствами, особенно неприятными эмоциями, переживаниями. В
баскетболе много разных контрастных эмоциональных переживаний: игрок радуется
успешно завершенным действиям, тут же переживает после неудачного действия и т.
д. Во всех случаях он должен уметь владеть своими чувствами, так как слишком
ярко выражаемые и положительные и отрицательные эмоциональные переживания
мешают успешной игре на площадке.
Как определить,
хорошо ли у баскетболиста развиты отдельные волевые качества?' Это сделать
нелегко. Ученые-психологи составили общие характеристики, на основании
которых можно отнести баскетболиста к определенной категории.
1. Инициативность
а)
Творчество и сообразительность.
«Очень
сообразительный» игрок всегда быстро и тактически правильно оценивает игровую
обстановку, видит в ней малейшие изменения и возможности сделать что-то
новое, замечает ошибки противника и умеет ими воспользоваться. Такой игрок
отличается большой изобретательностью и новаторством в применении своих знаний,
умений и навыков ведения игры в нападении и защите, он разнообразен в
выполнении отвлекающих действий, он всегда может предпринять что-то необычное
и интересное. Игрок очень сообразительный находит ,в
игре выход из трудного положения, а своими движениями и действиями умеет
создавать большие трудности для противника как в нападении, так и в защите.
Передавая ему мяч, партнеры уверены в том, что он поступит правильно. Игроку
чужда шаблонность, каждое его действие в комбинационной или «свободной» игре
осмысленно, соответствует моменту игры и основано на предвидении и понимании
действий своих партнеров и противника. Игрок быстро схватывает смысл указаний
тренера и может творчески реализовать их в игре.
«Сообразительный» игрок тактически правильно оценивает всю
обстановку игры, хорошо видит изменения в ней и часто умело использует ошибки
противника. Применяя свои знания и навыки борьбы, он вводит противника в
заблуждение. Попав в трудное положение, чаще всего знает, как из него выйти.
Взаимодействуя с товарищами в игре 3 против 3, 3 против 2 и т. д., обнаруживает
немалую находчивость. Товарищи с уверенностью передают ему мяч, зная, что он
поступит правильно. Творчески участвует в комбинационной игре, понимает замыслы
товарищей и противника.
«Мало сообразительный» игрок в основном правильно ориентируется
в непосредственно окружающей его игровой обстановке, видит крупные промахи
противника и часто умеет воспользоваться ими. Пытается действовать
сообразительно, подражает игре хороших баскетболистов; попав в затруднительное
положение (например, когда противник «держит» по всей площадке), умеет
выходить из него с помощью товарищей, своими движениями и действиями часто
способен осуществить свои замыслы и обойти противника. Взаимодействуя с товарищами,
проявляет некоторую творческую активность в выборе места на площадке, в
передачах мяча партнеру.
«Несообразительный» игрок неправильно оценивает игровую обстановку,
даже ту ее часть, которая непосредственно окружает его; не видит в ней явных
возможностей добиться преимущества над противником, применяет свои небольшие
знания, умения и навыки (если они имеются) шаблонно, однообразно, без учета
расположения игроков на площадке, передает мяч несвоевременно и не туда, куда
нужно. Если такой игрок активен, то он бесцельно бегает по площадке, часто
мешает играть своим товарищам; в любом положении— и трудном,
и легком — часто теряет мяч; не представляет собой более или менее серьезного
«препятствия» для противника. В комбинационной игре такой игрок действует
слепо, придерживаясь схемы, разученной на тренировочных занятиях, в
«свободной» игре соображает плохо, теряется.
б)
Активность.
«Очень
активный» игрок всегда быстро откликается на все изменения, происходящие в
игре. Над ним не довлеет старое, только что происшедшее или совершенное. Он
постоянно готов к выполнению любого другого движения и действия, способен
быстро переходить от одних действий к другим, от одной роли в игре к другой, от
наступления к обороне, от игры с мячом к игре без мяча, с половины пути может
отказаться от старого замысла и тотчас же приступить к новому, если, по его
мнению, так лучше. Он за все берется, всем интересуется, стремится везде
успевать, любит трудности и риск. Такой игрок всегда в самой гуще борющихся
игроков, он очень любит острую игру.
«Активный» игрок оживленно реагирует на крупные
изменения в игровой обстановке и поспевает за ними, в основном бывает готов
совершать новые движения и действия, легко переходит к выполнению нового
замысла, не боится трудностей, иногда их ищет сам.
«Мало активный» игрок реагирует в основном только на
изменения непосредственно окружающей его игровой обстановки; не может быстро
переключаться с одних действий на другие, однако при сравнительно небольшом
темпе игры делает это удовлетворительно. Он не боится трудностей, но сам их не
ищет.
«Неактивный» игрок слабо реагирует на изменения даже
непосредственной игровой обстановки; медленно переходит от одних действий к
другим, не способен поспевать за быстрым течением игры. Ему трудно перейти к
новому действию или приему после совершения старых. Он боится риска и
трудностей, вся его деятельность заключается в приеме, передаче мяча товарищам
и перемещениях с одной половины площадки на другую.
2. Самостоятельность.
«Очень самостоятельный» игрок всегда действует по собственному
усмотрению, выполняет свой замысел или поручение тренера или капитана команды,
не поддаваясь подсказу, советам со стороны; относится к ним очень критически.
Он проявляет большую стойкость, сопротивляясь внушающим воздействиям противника
в игре один против одного, в борьбе за мяч у щита и т. п.; не теряется при
держании противника, даже значительно превосходящего его по росту и
технической подготовке. Такой игрок никогда не пытается снять с себя
ответственность даже в самые трудные моменты игры.
«Самостоятельный» игрок в особенно напряженной игре обычно
действует по своему усмотрению, относится к подсказкам со стороны в основном
критически; проявляет стойкость при воздействии противника, действует обычно
уверенно, не легко сбивается с пути выполнения своего замысла. В большинстве
случаев он не снимает с себя, ответственности, однако в особенно трудные
моменты предпочитает переложить ее на другого.
«Мало самостоятельный» игрок действует по
своему усмотрению, не ожидая указаний, подсказки, советов товарищей, однако,
получив их, готов повиноваться, мало заботясь об их правильности. Он
сопротивляется внушающим влияниям противника, пытается осуществить свой
замысел, однако подчиняется настойчивым действиям более сильного противника,
отказывается от дальнейшего выполнения своего плана. Игрок способен отвечать
за успех команды в несложной обстановке, при ненапряженной игре.
«Несамостоятельный» игрок чаще всего ждет указаний, подсказа
товарищей, ищет помощи и одобрения у товарищей и тренера, легко поддается
требованию партнеров передать им мяч и т. д. Он легко отказывается от замысла
при более или менее серьезном сопротивлении противника; избегает
ответственности за успех собственного действия и действий всей команды почти
при каждой атаке противника; в игре он более или менее слепо исполняет волю
других игроков.
3. Решительность.
«Очень решительный» игрок очень быстро и обдуманно выбирает
ответное действие и решается на выполнение любого технического приема даже в
самых трудных условиях игры; мгновенно изменяет тактический план действий,
выполняемый по собственному замыслу или замыслу всей команды, при малейшей
возможности достичь преимущества перед противником; очень быстро принимает
решение о броске мяча в корзину в самых трудных условиях.
«Решительный» игрок быстро и обдуманно выбирает
ответное действие и принимает решение совершить тот или иной технический или
тактический прием в средних по трудности условиях выполнения; довольно быстро
решается изменить личный или общий тактический план действия, если это, по его
мнению, целесообразно и не связано с большим риском; быстро принимает решение о
броске мяча в корзину в средних по трудности условиях игры.
«Мало решительный» игрок обдуманно выбирает ответное
действие и решается выполнять приемы в сравнительно легкой игровой обстановке;
довольно быстро изменяет ранее принятый план действий при явной
целесообразности поступить иначе; достаточно быстро решается бросить мяч в
корзину в легких условиях, при незначительном риске.
«Нерешительный» игрок очень медленно выбирает ответное
действие и с трудом решается применить технический и тактический прием даже в
сравнительно легких объективных условиях; не решается изменить общий
тактический план даже при явной возможности и целесообразности это сделать;
долго не решается бросить мяч в корзину в сравнительно легких условиях; боится
всякого риска.
Руководствуясь
изложенными характеристиками, баскетболист (вместе с тренером) может
определить, какие волевые качества развиты у него лучше, какие хуже, и во время
тренировок, на соревнованиях и в быту каждодневно устранять недостатки.
Инициативность,
самостоятельность и решительность баскетболиста зависят от его морального
самовоспитания, уровня необходимых знаний, умений и навыков для игры в
баскетбол.
Для проявления
инициативности баскетболисту необходимы хорошая техническая и тактическая
подготовка, внимательность, хорошо развитые физические качества, энергия,
постоянная готовность действовать и мгновенно реагировать на раздражители игровых ситуаций.
Для проявления
самостоятельности в игре, помимо хорошей технической и тактической подготовки,
баскетболисту необходимы решительность и быстрое проявление ответных действий
на действия противника.
Какими путями и
средствами надо совершенствовать волевые качества баскетболиста? Прежде всего,
перед баскетболистом должна стоять ясная посильная цель. Ему необходима
уверенность в том, что сможет ее достичь. Тренер должен хорошо разъяснить
баскетболисту, каковы его возможности, убедить в том, что вершин спортивного
мастерства можно достичь только в результате упорной регулярной тренировки.
Самостоятельная тренировка — одно из эффективных средств
совершенствования волевых качеств. Тренируясь самостоятельно, баскетболист
быстрее будет совершенствовать физические качества, технические и тактические
умения и навыки, будет приобретать теоретические знания. Все это необходимо
для проявления волевых качеств. Кроме того, самостоятельная тренировка поощряет
и улучшает активность, самостоятельность, инициативность, творчество. Ведь уже
то, что игрок каждое утро выполняет утреннюю зарядку, тренируется самостоятельно,
— воспитывает силу воли и требует от игрока инициативности, активности и
решительности.
На самом деле,
сколько упорства, решительности, часто даже самопожертвования требует
самостоятельная тренировка, когда не удается усвоить сложный прием, сколько
физических сил и стараний требует достижение намеченной цели во время
самостоятельной тренировки. Заканчивая тренировку,- надо поставить перед собой
определенную задачу, например: забросить мяч в корзину столько-то раз подряд
определенным способом или из определенной точки (или другую подобную задачу) и
не выйти из зала, пока задача не будет выполнена. Решение таких задач,
поставленных игроком перед собой, часто требует еще дополнительного времени и
много сил (когда намечалось уже закончить тренировку!), И все-таки находятся
силы и упорство, чтобы достичь поставленную перед собой цель.
Наверное, во
время напряженнейших игр, когда бывало очень трудно, эти нелегко проведенные
минуты не раз помогали победить.
Можно смело
утверждать, что у баскетболистов, которые тренируются самостоятельно, в игре
на много лучше проявляются и такие волевые качества, как активность,
самостоятельность, решительность, инициативность. Во время самостоятельных
тренировок в одиночку или с партнером создаются самые благоприятные условия для
совершенствования этих волевых качеств.
Самостоятельные
тренировки не только ускоряют физическую, техническую, тактическую,
теоретическую подготовку баскетболиста. В таких тренировках баскетболист сам
себе хозяин: он организует тренировку, подбирает упражнения, ищет причины неудач
и исправляет ошибки, ищет лучшие варианты выполнения приемов и т. д. И если баскетболист
сможет сам тренироваться, он будет в игре достаточно самостоятельным, активным,
решительным, приобретет достаточно знаний, умений и навыков. В самостоятельной
тренировке надо соблюдать следующие рекомендации проф. А. Ц. Пуни:
1. Выполнять
все возможно лучше.
2. Причины
неудач искать не в объективных обстоятельствах, а
прежде всего в самом себе.
3. Делать не
то, что хочется, а то, что надо.
Чтобы
самовоспитание волевых качеств было целенаправленнее, надо вести дневник (или
выделить отдельный раздел в общем дневнике баскетболиста), в котором характеризовать
развитие волевых качеств (какие развиты лучше, какие хуже, при каких
обстоятельствах и как они проявляются и т. д.).
Уровень
развития волевых качеств игрок устанавливает совместно с тренером и товарищами
и сам намечает себе задачи, которые должен решить. Например, заметив в своих
действиях нюансы нерешительности, он ставит перед собой задачу - получив мяч,
стараться в сложившейся ситуации действовать быстрее.
В связи с этим
баскетболист на самостоятельных тренировках подбирает такие упражнения (с
партнером), в которых необходимо применять решительные действия: прорыв с
мячом, который заканчивается броском в корзину с активным сопротивлением
защитника, соревновательные упражнения с партнером и др.
В дневнике надо
отмечать, как удается претворить в жизнь намеченные задачи. Через некоторое
время целесообразно совместно с тренером установить, имеются ли сдвиги в проявлении
волевых качеств.