Упражнения для совершенствования борьбы за мяч, отскочивший от щита или кольца
Борьбе за отскочившие мячи от щита или кольца придается
большое значение. Ведь в матче команды совершают большое количество бросков, и
часто многие из них не достигают цели. Чтобы овладеть этими мячами, надо за них
бороться. Во время самостоятельной тренировки необходимо совершенствовать
приемы борьбы за отскочившие мячи. Надо начинать с самого простого. Игрок
должен ловить мяч, брошенный в корзину партнером (или игрок ловит мяч,
отскочивший от щита, сам выполняя бросок) и не достигший цели {т. е.
отскочивший от щита), так, будто борется с противником. Мяч следует ловить в
возможно более высокой точке, для чего надо высоко подпрыгнуть вверх. Поймав
мяч, держать его в руках крепко и, приземлившись, точно передать партнеру. И
так каждый раз. Кропотливое и точное выполнение каждого, хотя и простейшего,
приема техники — обязательное условие для успешного и быстрого роста спортивного
мастерства. Выполняя каждый прием техники, надо воображать, будто он
выполняется в игре.
Ниже описаны упражнения для совершенствования борьбы за
отскочивший мяч в самостоятельных тренировках:
1. Игрок стоит у
щита {или у стены), бросает мяч о щит выше кольца и старается поймать мяч,
отскочивший от щита, в высшей точке.
То же самое
упражнение можно выполнять вдвоем: один игрок бросает мяч о стену или в щит
(или в кольцо), второй ловит мяч в высшей точке после отскока от стены или
щита. Игроки меняются ролями.
Вариант: после
броска мяча о стену или щит оба игрока борются за мяч, стараясь поймать его в
высшей точке.
2. Мяч,
прикрепленный к эластичной резиновой ленте, подвешен на такой высоте, чтобы в
прыжке можно было его достать. Игрок в прыжке ловит мяч обеими руками (в
начальном моменте одной рукой подтягивает мяч вниз) и, крепко держа его, приземляется. Потом
отпускает
мяч. Пойманный
в прыжке мяч надо держать крепко, чтобы резиновая лента не вырвала его из рук
(рис. 127).
3. Два игрока
(или три) подбрасывают вверх
детский надутый шар и
стараются в прыжке концами
пальцев дотронуться до шара в наивысшей
точке. Кто
больше раз дотронется до шара? Это упражнение требует многократного выполнения
прыжков в соприкосновении с партнерами, что свойственно игре.
4. Игроки стоят
один против другого на расстоянии 2—3 м.
Один из них бросает мяч вверх между собой и партнером. Оба игрока, как можно
выше прыгая, стараются поймать мяч в воздухе.
Если
тренируются три (или больше) игрока, то мяч бросает третий игрок.
5. Кольцо
завязано эластичной резиновой лентой. Один игрок бросает мяч в корзину, а
остальные борются за отскочивший мяч.
6. Один игрок
бросает мяч в кольцо, остальные два игрока борются за отскочивший мяч. Один из
этих двух игроков в роли защитника, другой — в роли нападающего. Важнейшая
задача защитника — не пропускать нападающего вперед к корзине, а занять и
удержать положение между корзиной и нападающим. Затем, выбрав удобное
положение в зависимости от отскока мяча, поймать его. Игрок, поймавший мяч,
опять передает его бросающему в кольцо (рис.
128). После нескольких бросков игроки меняются ролями.
7. Игрок ведет
мяч к, штрафной площадке, где его
встречает защитник. Игрок с мячом останавливается перед защитником, бросает
мяч в корзину, и оба борются за отскочивший мяч (рис. 129).
8. Один игрок
ведет мяч до площадки штрафного броска и бросает его в корзину (или
бросает с дальнего расстояния). За отскочивший мяч борются остальные два
игрока, один из которых в роли защитника, второй — в роли нападающего. Игрок,
поймавший мяч, возвращает его игроку, бросающему мяч в корзину, и упражнение повторяется
(рис. 130).
Вариант: игрок,
поймавший отскочивший мяч, забрасывает его в корзину или добивает его и тогда
возвращает третьему игроку. После 8—10 бросков игроки меняются ролями.
9. Игрока с
мячом активно держит защитник. Игрок с мячом, ведя мяч, приближается к площадке
штрафного броска, бросает мяч в корзину, и оба игрока борются за отскочивший
мяч. Игрока, поймавшего мяч, активно держит второй игрок, который борется за
отскочивший мяч и мешает выполнить передачу (рис. 131). Игрок, поймавший мяч,
старается точно его передать третьему игроку (если тренируются три игрока).
10. Три игрока
располагаются так, как показано на рис. 132. Один из них выполняет бросок по
кольцу, и все трое бегут к корзине и борются за отскочивший мяч. После этого
бросает мяч в корзину игрок, овладевший мячом.
Отдельные
упражнения для совершенствования защитных действий не приведены потому, что
овладевать приемами защиты следует с помощью упражнений, предназначенных для
совершенствования техники владения телом, передач, ведения мяча, бросков мяча
в корзину. При исполнении этих упражнений надо акцентировать внимание на
точном выполнении защитных действий. То же самое можно сказать об упражнениях
для совершенствования обманных действий. Их достаточно в разделах для
совершенствования приемов техники владения телом и владения мячом.