Упражнения для совершенствования бросков мяча в корзину
Нельзя
уменьшать значение всех приемов техники баскетбола, но все же броски мяча в
корзину — это самый важный прием, который как бы венчает применение других технических
приемов. В самом деле, ведь все технические приемы и выполняются для того,
чтобы игроки успешно смогли забросить мяч в корзину.
Успешное выполнение бросков в корзину требует
самой большой точности, поэтому совершенствованию их техники надо уделять
больше времени, прилагать больше усилий.
Без постоянных
ежедневных самостоятельных тренировок невозможно научиться точно выполнять
броски.
В современном
баскетболе специфика бросков мяча в корзину основательно изменилась. Во-первых,
изменился удельный вес отдельных способов бросков. По эффективности и
точности на первом месте сейчас бросок одной рукой в прыжке (или двумя руками
в прыжке, обычно у женщин). Этот способ должен безупречно усвоить каждый
баскетболист. Почти совсем не употребляются броски двумя руками от груди и
снизу с места. Поэтому обучению и совершенствованию их не следует уделять
внимания.
Слишком редко
баскетболисты применяют броски одной рукой в движении (особенно со средних
дистанций). Этот способ броска достаточно эффективен, особенно когда
нападающий «обходит» защитника. Недостаточное применение его можно объяснить
тем, что он требует очень кропотливого совершенствования. Большинство
баскетболистов применяют только броски в прыжке. Вместе с тем, применение
односторонних, одинаковых способов бросков (хотя и эффективных) делает игру
нападающего однотипной и менее эффективной.
Условия, в
которых выполняются броски, изменились. Сейчас, когда защитные действия стали
активнее, уменьшилось время для подготовки к броску: в игре броски надо
выполнять без длительной подготовки, в то же время технически правильно, а
значит, точно.
Чтобы условия
тренировок по совершенствованию бросков мяча в корзину приблизить к игровым,
надо выполнять такие упражнения, в которых было бы возможно меньше статических
положений. Перед выполнением каждого броска надо делать обманное движение,
броски выполнять после -остановки, после ведения мяча, мешая защитнику, после
выполнения ряда других технических приемов или комплекса приемов (передач,
ведения, приемов техники владения телом).
Но есть и такой
период (уровень мастерства) подготовки, когда необходимо выполнять броски из
статических положений. Это тогда, когда игрок совершенствует технику движений
бросков, «пристреливается» на точность. В таких тренировках рекомендуется
выполнять как можно больше бросков в корзину сериями с отдельных точек площадки
(это касается и совершенствования штрафных бросков).
Когда эта
задача будет решена, то совершенствование бросков надо приближать к игровым
условиям.
Какие бы
упражнения ни выполнялись, какие бы задачи перед тренировкой ни ставились,
броски мяча в корзину надо всегда выполнять с максимальной сосредоточенностью,
точностью, внимательно, прилагая все усилия. Это— обязательное условие. Не должно быть ни одного
небрежно выполненного броска.
Тренируясь в
одиночку, вдвоем, втроем, игрокам часто
приходится после броска бежать за мячом. Нельзя начать бег к корзине слишком
рано, не закончив броска:
бежать следует
только тогда, когда мяч правильно выпущен из рук (если бросок выполняется в
прыжке или в движении, то после хорошего приземления).
К сожалению, на
тренировках для совершенствования точности попадания почти не практикуются
броски мяча в корзину уменьшенного диаметра (до
Сделать кольцо
уменьшенных размеров несложно. На обыкновенное кольцо накладывается
кольцо уменьшенного размера так, чтобы оно было на одинаковом уровне с основным
кольцом (рис. 89),
Упражнения для тренировки
одного игрока
1.
Совершенствование
бросков с близкого расстояния в движении. Игрок ведет мяч к корзине, выполняет
бросок, ловит мяч, ведет его от корзины (5—6 м), опять ведет мяч к корзине,
выполняет бросок (рис. 90), Броски выполнять с разных точек.
2. То же самое, но игрок, выполнив бросок, не
ведет мяч от корзины, а сразу выполняет бросок, сделав только самые необходимые
подготовительные движения (поворот, обманное движение, короткое ведение),
чтобы броски выполнялись из удобных положений. Выполнять броски разными
способами, применяя обманные движения.
3.
Совершенствование бросков в прыжке после ведения. Игрок ведет
мяч, останавливается и выполняет бросок в прыжке. После этого бежит к
мячу, ловит его, ведет мяч 6—7 м от корзины, поворачивается, ведет мяч к
корзине, останавливается и выполняет бросок в прыжке (рис. 91). Броски
выполнять с различных точек.
4.
Совершенствование бросков с одной точки. Игрок выполняет броски с одного и того
же места (рис. 92).
5.
Совершенствование бросков с близкого расстояния, применяя обманные движения и
поворот. Игрок ведет мяч в штрафную
площадку до корзины, останавливается, выполняет обманное движение, имитируя
бросок, после чего выполняет поворот вперед и правой рукой (с другой стороны)
выполняет бросок (рис. 93).
6.То же самое,
но бросок выполняется после обманного движения, имитирующего бросок без
поворота.
7.Совершенствование
«прохода» и бросков в движении. Игрок с мячом стоит на расстоянии 6—8 м от корзины,
выполняет обманное движение, имитируя бросок в корзину или ведение мяча в одну
сторону, и после этого мгновенно
«проходит» в противоположную
сторону к корзине. Игрок совершенствует
характерные для себя проходы с
излюбленных мест. После этого он заканчивает «проход» броском мяча в корзину
на большой скорости и начинает упражнение сначала с того же места или с
другого (рис. 94).
8. Игрок
ударяет мячом о стену, ловит его, ведет к корзине, останавливается и выполняет
бросок (или в прыжке, или с места с
дальнего расстояния), бежит к корзине,
ловит мяч, ведет его к другой стене и выполняет то же самое (рис. 95).
9.То же самое,
но игрок ловит мяч, отскочивший от стены, стоя спиной к корзине, выполняет
обманное движение, имитируя проход посередине
площадки, выполняет поворот вперед, «проходит» по лицевой линии и
выполняет бросок (рис. 96).
10. Игрок,
находящийся у центрального круга (или у лицевой линии лицом к противоположной
корзине), бросает мяч вверх-вперед, как можно быстрее бежит вперед, стараясь
поймать мяч, пока тот не упал на пол. Поймав мяч, выполняет обманное движение,
ведет мяч вперед к корзине и выполняет бросок (рис. 97;). То же самое повторяет
в другую корзину.
Вариант: поймав
мяч {у центрального круга), повернуться и вести мяч обратно (рис. 98).
11. Совершенствование разных бросков с разных расстояний. Игрок бросает
мяч с дальней дистанции, бежит к корзине, ловит мяч, выполняет бросок с
ближнего расстояния, ведет мяч от корзины, поворачивается, ведет к корзине и
бросает со среднего расстояния в прыжке.
12. Если в зале
несколько корзин, то вести мяч вокруг зала (или в разных направлениях) и
выполнить разные броски.
13.
Совершенствование дальних бросков. Игрок выполняет бросок с дальнего
расстояния с избранной точки, бежит к корзине, ловит мяч (если мяч пойман в
удобном положении, то выполняет бросок с близкого расстояния), ведет его в
исходное положение (или в другое место;), опять выполняет бросок издали.
14.
Совершенствование добивания мяча в корзину. Игрок у щита бросает мяч об щит
выше кольца и в прыжке в возможно более высокой точке одной рукой (концами пальцев)
«добивает» мяч в кольцо. Если мяч не попал в кольцо, добивать его еще и еще
раз.
Упражнения для тренировки двух
игроков
1. Два игрока
имеют один мяч. Поочередно каждый выполняет броски в движении. Игрок,
выполнивший бросок, бежит к корзине, ловит мяч и передает его партнеру,
который за это время занимает на площадке место по своему усмотрению (рис. 99).
2.То же самое,
но игрок, выполнивший бросок, передав мяч партнеру, бежит к нему и выполняет
роль защитника. Действия защитника
могут быть пассивными и активными.
3. Игроки занимают
положение, показанное на рис. 100. Игрок без мяча вбегает в
штрафную площадь, получает мяч, выполняет обманное движение в одну сторону,
поворачивается вперед и бросает мяч.
Выполнив бросок, он сам ловит мяч, возвращает его партнеру и занимает
место за пределами штрафной площадки. Затем он опять вбегает в штрафную
площадку и получает мяч. Выполнив 5—10 бросков, игроки меняются местами.
, 4. Один игрок
бросает мяч в корзину с избранной точки (или нескольких точек), второй ему
подает мяч. Игрок с одной точки выполняет серию — 5—10 бросков, переходит на
другую точку, или же игроки меняются ролями.
5. То же самое,
но игрок, подающий мяч, после каждой передачи
бежит к партнеру и выполняет роль
защитника.
6. Игрок
выполняет серию бросков в прыжке со средних дистанций, а партнер подает мяч.
Игрок, бросающий мяч, каждый раз должен быстро бежать к мячу, поймать его,
остановиться (или остановиться после
короткого ведения мяча) и выполнить бросок (рис. 101').
7. То же самое,
но игрок, подающий мяч, выполняет и роль защитника.
8. Игроки на
площадке стоят рядом на расстоянии 4—
9. Игроки стоят
один против другого, как показано на рис. 103. Игрок получает мяч, стоя спиной
к корзине, выполняет обманное движение в одну сторону, поворачивается в
другую, ведет мяч и выполняет бросок. Поймав мяч, он возвращает его партнеру и
занимает исходное положение и т. д.
10.Из того же
исходного положения игрок, передав мяч, бежит в одну сторону, изменяет направление
бега, останавливается. Перед игроком, стоящим у линии штрафного броска,
получает от него мяч и выполняет бросок в прыжке. Игрок, стоящий у линии
штрафного броска, бежит к корзине, ловит мяч, передает его партнеру, который
за это время возвратился в исходное положение (рис. 104).
11. Игрок без
мяча бежит к корзине. Поймав мяч, останавливается, выполняет обманное движение
в одну сторону, поворачивается в другую, ведет мяч и выполняет бросок (или
бросок со средней дистанции в прыжке). Поймав мяч, он передает его партнеру и
возвращается на свое место (рис. 105).
12. Игрок,
получив мяч под кольцом, делает обманное движение, имитируя бросок в корзину,
поворачивается вперед, ведет мяч и выполняет бросок с другой стороны корзины
(рис. 106).
13. Игрок без мяча стоит у центрального круга.
Получив мяч, он ведет его до линии штрафного броска, останавливается и
выполняет бросок. После этого возвращается на исходное положение (рис. 107). Вести мяч следует в быстром
темпе.
Вариант: вести
мяч, изменяя направление, ритм передвижения.
14. Игроки у центрального
круга. Игрок бежит к корзине, получает мяч, ведет
его, выполняет бросок в корзину, ловит сам мяч и передает
его партнеру, бегущему к противоположной корзине. Передав мяч, игрок возвращается
на исходное положение (рис. 108).
15. Игрок ведет
мяч к линии штрафного броска. Игрок без мяча бежит к игроку с мячом,
останавливается перед ним, получает мяч и выполняет бросок в прыжке (или делает
обманное движение и прорывается к корзине). Игрок, выполнивший бросок, ловит
мяч, ведет его к линии штрафного броска, а второй игрок занимает место у центральной
линии и упражнение
продолжается (рис. 109).
16. Упражнение
для совершенствования добивания мяча. Игроки стоят у щита с обеих
сторон кольца. Один игрок бросает мяч о щит выше кольца партнеру (или набрасывает
на кольцо); второй — старается добить мяч в корзину.
17. Один игрок
выполняет броски со средних или дальних дистанций, второй — подает мяч. Если
мяч не попадает в корзину, игрок, подающий мяч, добивает его в корзину (или,
поймав мяч, выполняет бросок с близкого расстояния, если добить неудобно) и
после этого возвращает мяч партнеру.
18. Игроки
выполняют поочередно броски с дальней дистанции. Бросив мяч с дальней
дистанции, игрок бежит к корзине, ловит мяч и выполняет бросок с близкого расстояния.
За попадание с дальней дистанции — 2 очка, с близкой—1. Кто быстрее наберет
определенное количество очков (например, 25).
19. Каждый
игрок имеет по мячу. Игроки выбирают на площадке
аналогичные точки, с которых выполняют броски. Игрок, выполнивший бросок, бежит за мячом, ведет его на
исходное положение и опять бросает мяч. Кто быстрее забросит 15 раз? Когда один
игрок попадет нужное количество раз, игроки меняются местами и мячами и опять
выполняют броски (рис. 110).
Если броски
выполняются с дальней или средней дистанции, можно ввести дополнение; после
броска с дальнего (или среднего) расстояния игрок, поймав мяч, выполняет
бросок с близкого расстояния. Зачет может быть разный: если бросок с близкого
расстояния не точен,— очки не начисляются, за попадание с дальней (или
средней) дистанции 2 очка, с ближней— 1 очко.
20. Игра
«Школа». На площадке отмечается определенное число точек, с которых будут
выполняться броски в корзину (рис. 111). Начинать броски с самой близкой точки.
Игрок, забросивший мяч с ближайшей точки, имеет право выполнить бросок со
следующей точки. Игрок, забросивший мяч со всех точек, возвращается обратно,
тоже забрасывая мяч поочередно с каждой точки. Когда игрок забросит мяч со всех
точек по два раза (пройдет «школу» туда и обратно), он держит экзамен, бросает
штрафные броски. Надо забросить поочередно 5 (или 10, в зависимости от степени
подготовленности) штрафных. Кто быстрее закончит «школу»? Это «малая школа».
Может быть
«большая школа» (рис. 112). Игрок, забросивший мяч из всех точек «малой
школы», возвращается обратно, забрасывая мяч поочередно из всех точек «большой
школы», и потом держит экзамен: бросает штрафные броски. Можно штрафные броски
выполнять и после окончания «малой школы» и после окончания «большой школы».
21. Игра в одну
корзину 1X1, акцентируя совершенствование бросков мяча в корзину. С этой целью
игроки при первой возможности выполняют броски. Игрок, действующий в роли защитника,
до того момента, пока игрок не выполнит броска, действует пассивно (чтобы было
возможно больше удобных положений для бросков). В игре 1X1 игроку запрещается
выполнять броски с безнадежных положений. Если игрок с мячом очутился в таком
безнадежном положении, откуда невозможно выполнить бросок по кольцу, он должен
передать мяч партнеру.
Упражнения для тренировки трех
игроков
3. Игроки бегут
по кругу. Первый игрок бросает мяч в корзину, бегущий за ним игрок ловит мяч
(старается поймать мяч на лету) и
передает игроку, бегущему за ним, который выполняет бросок в корзину
(рис. 113).
2.Три игрока
имеют два мяча. Один игрок бросает мяч в корзину, ловит его и передает игроку,
не имеющему мяча. Следующим выполняет бросок второй игрок, имеющий мяч, ловит
его и передает тому игроку, который не имеет мяча. Игрок, выполнивший бросок и
передавший мяч партнеру, быстро занимает место для получения мяча и
выполнения броска.
3. Игроки располагаются, как показано на рис. 114.
Игрок без мяча, которого держит защитник, делает обманное движение и бежит
получить мяч. Получив мяч, выполняет бросок.
Защитник действует полуактивно. После броска оба игрока бегут к
корзине и стараются поймать мяч, отскочивший от щита (если мяч не попал в
корзину). Игрок, поймавший мяч, возвращает его третьему игроку. Третий игрок,
имеющий мяч, может менять свое местонахождение. Игроки меняются ролями.
4.То же самое,
но игрок выполняет сериями броски с определенной точки полуактивно, потом
активно, мешая защитнику. После броска
защитник возвращает мяч третьему игроку.
5. Игрок ведет
мяч до линии штрафного броска (или другого отмеченного места), где
находится защитник, останавливается и
выполняет бросок. Потом бежит к корзине, ловит мяч и передает его партнеру.
Игрок, выполнивший бросок, становится защитником (рис. 115}.
6. Два игрока
имеют по мячу (если мяч один, то упражнение выполняется поочередно). Передав
мяч игроку, стоящему у линии штрафного броска, они бегут к нему, меняя
направление бега. Пробегают мимо игрока с мячом, получают от него мяч и
выполняют бросок. Выполнив бросок, игроки подбирают мяч и ведут его на исходное
положение. Игрок, который
находится у линии штрафного
броска, по очереди заменяется (рис. 116).
7. Игроки
располагаются, как показано на рис. 117. Игрок, имеющий мяч, передает его
игроку, стоящему у линии штрафного
броска, бежит к нему, получает мяч обратно и, не снижая скорости, ведя
мяч и применяя обманные движения, старается обойти защитника и выполнить
бросок. Затем игрок передает мяч партнеру, а сам занимает положение защитника.
Игрок, бывший в роли защитника, занимает место для выполнения приемов с мячом.
8. Игроки
располагаются, как показано на рис. 118. Игрок 1 бежит к игроку с мячом,
получает мяч и выполняет бросок (любым способом). Тем временем игрок, отдавший
мяч, перебегает в другую сторону
площадки. Игрок 2 ловит отскочивший от щита мяч и передает его игроку 3. Игрок
1 опять бежит к игроку с мячом и, получив мяч, выполняет бросок (рис. 118).
Игроки меняются ролями.
9. Два игрока
имеют по мячу и с выбранных мест (или меняя место) поочередно бросают мяч в
корзину. Третий игрок подает мяч обоим партнерам (рис. 119). Подающего мяч
поочередно сменяют.
10. Игрок с
мячом выполняет серию бросков мяча в корзину с одного места (или меняя место).
Другой игрок в роли защитника, он разрешает свободно получать мяч, а во время
броска мешает, имитируя действия защитника. Третий игрок подает мячи бросающему (рис. 120). Выполнив серию
15—20 бросков, игроки
меняются ролями.
11. Два игрока
быстро передают мяч между собой. Третий, как можно быстрее передвигаясь от
одного игрока к другому, старается помешать броску. Как только игрок с мячом
на мгновение окажется свободным, он тут же выполняет бросок, бежит к корзине,
ловит мяч и передает его партнеру, а сам становится защитником. Расстояние между передающими
мяч такое, что третий игрок — защитник, — быстро передвигаясь, какое-то время,
может помешать свободно бросить мяч (рис. 121).
12. Игроки
стоят за центральным кругом один за другим лицом к дальней корзине. Мяч у
игрока, стоящего в середине. Первый игрок бежит к корзине, получает мяч, быстро
ведет его вперед, выполняет бросок и возвращает мяч второму игроку, а сам бежит
и становится за ним. То же выполняет впереди стоящий игрок (рис. 122).
13. Игроки
располагаются так, как
показано на рис. 123. Игрок,
имеющий мяч, с середины площадки передает его игроку, стоящему в углу
площадки, сам бежит по направлению к другому углу, потом быстро изменяет
направление, бежит к мячу, получает мяч и выполняет бросок. Игрок, выполнивший
бросок, занимает место в углу площадки, а игрок, который уже находился в углу,
ловит отскочивший от щита мяч, передает его игроку, находящемуся у центрального
круга, сам бежит туда же, и упражнение продолжается.
14. Один игрок
выполняет броски с дальних и средних расстояний. Остальные игроки стоят так,
как показано на рис. 124, и стараются добить мяч, не попавший в кольцо. Игроки
поочередно меняются местами.
15. Игрок с
мячом — у центрального круга, два игрока занимают места, как показано на рис.
125. Один из них вбегает на площадку
штрафного броска, получает мяч и
выполняет бросок (сделав перед этим
обманное движение, поворот и т. д.). Игрок, выполнивший бросок, сам ловит мяч,
передает его игроку, стоящему у центрального круга, и возвращается на свое
место. Сейчас же на штрафную площадку для получения мяча
вбегает второй игрок. Игрок, передающий мяч, меняется.
16. Один игрок в
роли нападающего, другой в роли защитника. Третий игрок имеет мяч и подает его
нападающему, который, используя все свои знания и умения, старается забросить
мяч в корзину. Если нападающий очутился в таком положении, из
которого выполнить бросок невозможно,
он возвращает мяч третьему игроку, который опять передает ему мяч, когда
нападающий выберет удачное положение. Тогда нападающий опять пытается
«обойти» защитника и выполнить бросок.
Если после броска мяч не попал в корзину, оба игрока борются за мяч, и
тот, который поймал мяч, выполняет бросок (рис. 126), Игроки меняются ролями.
17. Игра 1x1 в
одну корзину при наличии третьего игрока. Третий игрок в роли пассивного
помощника. Нападающий передает ему мяч, когда находится в положении,
неудобном для броска, а третий игрок опять возвращает мяч нападающему. Мяч в
игру вводит тоже третий игрок, он передает мяч тому игроку, который забросил
его в корзину. После определенного количества бросков игроки меняются ролями
или играют до установленного числа очков (до 10 и т. д.).
Для
совершенствования бросков мяча в корзину в тренировке двух игроков полезно
применять упражнения, рекомендованные для тренировок одного игрока, а в тренировке
трех игроков (и более) — упражнения, рекомендованные для одного и двух
игроков. Кроме того, следует, возможно, больше упражнений для совершенствования
передач мяча заканчивать бросками в корзину. Очень важно броски выполнять
сосредоточенно.