Главная

Гостевая
Этапы развития баскетбола Тактика баскетбола
Энциклопедия баскетбола Конспекты тренировочных занятий
Индивидуальная подготовка баскетболиста Наша школа

Упражнения для совершенствования бросков мяча в корзину

Нельзя уменьшать значение всех приемов техники баскетбола, но все же броски мяча в корзину — это са­мый важный прием, который как бы венчает применение других технических приемов. В самом деле, ведь все тех­нические приемы и выполняются для того, чтобы игроки успешно смогли забросить мяч в корзину.

  Успешное выполнение бросков в корзину требует са­мой большой точности, поэтому совершенствованию их техники надо уделять больше времени, прилагать боль­ше усилий.

Без постоянных ежедневных самостоятельных трени­ровок невозможно научиться точно выполнять броски.

В современном баскетболе специфика бросков мяча в корзину основательно изменилась. Во-первых, изменил­ся удельный вес отдельных способов бросков. По эффек­тивности и точности на первом месте сейчас бросок од­ной рукой в прыжке (или двумя руками в прыжке, обыч­но у женщин). Этот способ должен безупречно усвоить каждый баскетболист. Почти совсем не употребляются броски двумя руками от груди и снизу с места. Поэтому обучению и совершенствованию их не следует уделять внимания.

Слишком редко баскетболисты применяют броски одной рукой в движении (особенно со средних дистан­ций). Этот способ броска достаточно эффективен, осо­бенно когда нападающий «обходит» защитника. Недо­статочное применение его можно объяснить тем, что он требует очень кропотливого совершенствования. Боль­шинство баскетболистов применяют только броски в прыжке. Вместе с тем, применение односторонних, одина­ковых способов бросков (хотя и эффективных) делает игру нападающего однотипной и менее эффективной.

Условия, в которых выполняются броски, измени­лись. Сейчас, когда защитные действия стали активнее, уменьшилось время для подготовки к броску: в игре броски надо выполнять без длительной подготовки, в то же время технически правильно, а значит, точно.

Чтобы условия тренировок по совершенствованию бросков мяча в корзину приблизить к игровым, надо вы­полнять такие упражнения, в которых было бы возможно меньше статических положений. Перед выполнением каждого броска надо делать обманное движение, броски выполнять после -остановки, после ведения мяча, мешая защитнику, после выполнения ряда других технических приемов или комплекса приемов (передач, ведения, при­емов техники владения телом).

Но есть и такой период (уровень мастерства) подго­товки, когда необходимо выполнять броски из статичес­ких положений. Это тогда, когда игрок совершенствует технику движений бросков, «пристреливается» на точ­ность. В таких тренировках рекомендуется выполнять как можно больше бросков в корзину сериями с отдельных точек площадки (это касается и совершенствования штрафных бросков).

Когда эта задача будет решена, то совершенствова­ние бросков надо приближать к игровым условиям.

Какие бы упражнения ни выполнялись, какие бы за­дачи перед тренировкой ни ставились, броски мяча в корзину надо всегда выполнять с максимальной сосредо­точенностью, точностью, внимательно, прилагая все усилия. Это—   обязательное условие. Не должно быть ни одного небрежно выполненного броска.

Тренируясь в одиночку, вдвоем, втроем,  игрокам часто приходится после броска бежать за мячом. Нельзя начать бег к корзине слишком рано, не закончив броска:

бежать следует только тогда, когда мяч правильно выпу­щен из рук (если бросок выполняется в прыжке или в движении, то после хорошего приземления).

К сожалению, на тренировках для совершенствования точности попадания почти не практикуются броски мяча в корзину уменьшенного диаметра (до 37 см). Игрок, выполняя броски в уменьшенное кольцо, лучше совер­шенствует точность броска, а после перехода на нормальное кольцо он чувствует себя увереннее, ему ка­жется, что попасть мячом в такое кольцо намного легче и точность по­падания улучшается.

Сделать   кольцо   уменьшенных размеров несложно. На обыкновен­ное кольцо накладывается кольцо уменьшенного размера так, чтобы оно было на одинаковом уровне с основным кольцом (рис. 89),

Упражнения для тренировки одного игрока

1. Совершенствование бросков с близкого расстояния в движении. Игрок ведет мяч к корзине, выполняет бро­сок, ловит мяч, ведет его от корзины (5—6 м), опять ве­дет мяч к корзине, выполняет бросок (рис. 90), Броски выполнять с разных точек.

2.  То же самое, но игрок, выполнив бросок, не ведет мяч от корзины, а сразу выполняет бросок, сделав только самые необходимые подготовительные движения (пово­рот, обманное движение, короткое ведение), чтобы брос­ки выполнялись из удобных положений. Выполнять брос­ки разными способами, применяя обманные движения.

3. Совершенствование бросков в прыжке после веде­ния. Игрок   ведет   мяч, останавливается и выполняет бросок в прыжке. После этого бежит к мячу, ловит его, ведет мяч 6—7 м от корзины, поворачивается, ведет мяч к корзине, останавливается и выполняет бросок в прыж­ке (рис. 91). Броски выполнять с различных точек.

4. Совершенствование бросков с одной точки. Игрок выполняет броски с одного и того же места (рис. 92).

5. Совершенствование бросков с близкого расстояния, применяя обманные движения и поворот.   Игрок ведет мяч в штрафную площадку до корзины, останавливается, выполняет обманное движение, имитируя бросок, после чего выполняет поворот вперед и правой рукой (с дру­гой стороны) выполняет бросок (рис. 93).

6.То же самое, но бросок выполняется после обман­ного движения, имитирующего бросок без поворота.

7.Совершенствование «прохода» и бросков в движе­нии. Игрок с мячом стоит на расстоянии 6—8 м от кор­зины, выполняет обманное движение, имитируя бросок в корзину или ведение мяча в одну сторону, и после этого мгновенно   «проходит» в противоположную   сторону к корзине. Игрок совершенствует   характерные   для себя проходы с излюбленных мест. После этого он заканчи­вает «проход» броском мяча в корзину на большой ско­рости и начинает упражнение сначала с того же места или с другого (рис. 94).

8. Игрок ударяет мячом о стену, ловит его, ведет к корзине, останавливается и выполняет бросок  (или в прыжке, или с места с дальнего расстояния),   бежит к корзине, ловит мяч, ведет его к другой стене и выполняет то же самое (рис. 95).

9.То же самое, но игрок ловит мяч, отскочивший от стены, стоя спиной к корзине, выполняет обманное движе­ние, имитируя проход посередине  площадки, выполняет поворот вперед, «проходит» по лицевой линии и выполня­ет бросок (рис. 96).

10. Игрок, находящийся у центрального круга (или у лицевой линии лицом к противоположной корзине), бро­сает мяч вверх-вперед, как можно быстрее бежит вперед, стараясь поймать мяч, пока тот не упал на пол. Поймав мяч, выполняет обманное движение, ведет мяч вперед к корзине и выполняет бросок (рис. 97;). То же самое по­вторяет в другую корзину.

Вариант: поймав мяч {у центрального круга), повер­нуться и вести мяч обратно (рис. 98).

 11. Совершенствование разных бросков с разных рас­стояний. Игрок бросает мяч с дальней дистанции, бежит к корзине, ловит мяч, выполняет бросок с ближнего рас­стояния, ведет мяч от корзины, поворачивается, ведет к корзине и бросает со среднего расстояния в прыжке.

12. Если в зале несколько корзин, то вести мяч вокруг зала (или в разных направлениях) и выполнить разные броски.

13. Совершенствование дальних бросков. Игрок вы­полняет бросок с дальнего расстояния с избранной точки, бежит к корзине, ловит мяч (если мяч пойман в удобном положении, то выполняет бросок с близкого расстояния), ведет его в исходное положение (или в другое место;), опять выполняет бросок издали.

14. Совершенствование добивания мяча в корзину. Игрок у щита бросает мяч об щит выше кольца и в прыж­ке в возможно более высокой точке одной рукой (конца­ми пальцев) «добивает» мяч в кольцо. Если мяч не попал в кольцо, добивать его еще и еще раз.

Упражнения для тренировки двух игроков

1. Два игрока имеют один мяч. Поочередно каждый выполняет броски в движении. Игрок, выполнивший бро­сок, бежит к корзине, ловит мяч и передает его партнеру, который за это время занимает на площадке место по своему усмотрению (рис. 99).

2.То же самое, но игрок, выполнивший бросок, пере­дав мяч партнеру, бежит к нему и выполняет роль защит­ника. Действия защитника   могут   быть   пассивными и активными.

3. Игроки   занимают   положение,    показанное   на рис. 100. Игрок без мяча вбегает в штрафную площадь, получает мяч, выполняет обманное движение в одну сто­рону, поворачивается вперед и бросает мяч.   Выполнив бросок, он сам ловит мяч, возвращает его партнеру и за­нимает место за пределами штрафной площадки. Затем он опять вбегает в штрафную площадку и получает мяч. Выполнив 5—10 бросков, игроки меняются местами.

, 4. Один игрок бросает мяч в корзину с избранной точ­ки (или нескольких точек), второй ему подает мяч. Иг­рок с одной точки выполняет серию — 5—10 бросков, переходит на другую точку, или же игроки меняются ролями.

5. То же самое, но игрок, подающий мяч, после каж­дой передачи   бежит к партнеру и выполняет  роль за­щитника.

6. Игрок выполняет серию бросков в прыжке со сред­них дистанций, а партнер подает мяч. Игрок, бросающий мяч, каждый раз должен быстро бежать к мячу, поймать его, остановиться   (или остановиться  после  короткого ведения мяча) и выполнить бросок (рис. 101').

7. То же самое, но игрок, подающий мяч, выполняет и роль защитника.

8. Игроки на площадке стоят рядом на расстоянии 4— 5 м и передают мяч друг другу. После нескольких пере­дач один из них бросает мяч в корзину, бежит к корзине, ловит мяч, передает его партнеру и опять занимает место рядом с партнером. После нескольких передач бросок выполняет другой игрок (рис. 102).

9. Игроки стоят один против другого, как показано на рис. 103. Игрок получает мяч, стоя спиной к корзи­не, выполняет обманное движение в одну сторону, пово­рачивается в другую, ведет мяч и выполняет бросок. Пой­мав мяч, он возвращает его партнеру и занимает исход­ное положение и т. д.

10.Из того же исходного положения игрок, передав мяч, бежит в одну сторону, изменяет направление бега, останавливается. Перед игроком, стоящим у линии штраф­ного броска, получает от него мяч и выполняет бросок в прыжке. Игрок, стоящий у линии штрафного броска, бе­жит к корзине, ловит мяч, передает его партнеру, кото­рый за это время возвратился в исходное положение (рис. 104).

11. Игрок без мяча бежит к корзине. Поймав мяч, останавливается, выполняет обманное движение в одну сторону, поворачивается в другую, ведет мяч и выполня­ет бросок (или бросок со средней дистанции в прыжке). Поймав мяч, он передает его партнеру и возвращается на свое место (рис. 105).

12. Игрок, получив мяч под кольцом, делает обманное движение, имитируя бросок в корзину, поворачивается вперед, ведет мяч и выполняет бросок с другой стороны корзины (рис. 106).

13.  Игрок без мяча стоит у центрального круга. Полу­чив мяч, он ведет его до линии штрафного броска, оста­навливается и выполняет бро­сок. После этого возвращается на исходное положение   (рис. 107). Вести мяч следует в быст­ром темпе.

Вариант: вести мяч, изме­няя направление, ритм пере­движения.

14. Игроки у центрального круга. Игрок бежит к корзине,   получает мяч,  ведет его, выполняет бросок в кор­зину, ловит сам мяч и передает его партнеру, бегущему к противоположной корзине. Передав мяч, игрок возвра­щается на исходное положение (рис. 108).

15. Игрок ведет мяч к линии штрафного броска. Иг­рок без мяча бежит к игроку с мячом, останавливается перед ним, получает мяч и выполняет бросок в прыжке (или делает обманное движение и прорывается к корзи­не). Игрок, выполнивший бросок, ловит мяч, ведет его к линии штрафного броска, а второй игрок занимает место у  центральной  линии   и   упражнение   продолжается (рис. 109).

16. Упражнение для  совершенствования  добивания мяча. Игроки стоят у щита с обеих сторон кольца. Один игрок бросает мяч о щит выше кольца партнеру (или на­брасывает на кольцо); второй — старается добить мяч в корзину.

17. Один игрок выполняет броски со средних или даль­них дистанций, второй — подает мяч. Если мяч не попа­дает в корзину, игрок, подающий мяч, добивает его в кор­зину (или, поймав мяч, выполняет бросок с близкого рас­стояния, если добить неудобно) и после этого возвращает мяч партнеру.

18. Игроки выполняют поочередно броски с дальней дистанции. Бросив мяч с дальней дистанции, игрок бежит к корзине, ловит мяч и выполняет бросок с близкого рас­стояния. За попадание с дальней дистанции — 2 очка, с близкой—1. Кто быстрее наберет определенное количе­ство очков (например, 25).

19. Каждый игрок имеет по мячу. Игроки  выбирают на площадке аналогичные точки, с которых выполняют броски. Игрок, выполнивший   бросок, бежит за мячом, ведет его на исходное положение и опять бросает мяч. Кто быстрее забросит 15 раз? Когда один игрок попадет нужное количество раз, игроки меняются местами и мя­чами и опять выполняют броски (рис. 110).

Если броски выполняются с дальней или средней дис­танции, можно ввести дополнение; после броска с даль­него (или среднего) расстояния игрок, поймав мяч, вы­полняет бросок с близкого расстояния. Зачет может быть разный: если бросок с близкого расстояния не то­чен,— очки не начисляются, за попадание с дальней (или средней) дистанции 2 очка, с ближней— 1 очко.

20. Игра «Школа». На площадке отмечается опреде­ленное число точек, с которых будут выполняться броски в корзину (рис. 111). Начинать броски с самой близкой точки. Игрок, забросивший мяч с ближайшей точки, имеет право выполнить бросок со следующей точки. Игрок, за­бросивший мяч со всех точек, возвращается обратно, тоже забрасывая мяч поочередно с каждой точки. Когда игрок забросит мяч со всех точек по два раза (пройдет «школу» туда и обратно), он держит экзамен, бросает штрафные броски. Надо забросить поочередно 5 (или 10, в зависимости от степени подготовленности) штрафных. Кто быстрее закончит «школу»? Это «малая школа».

Может быть «большая школа» (рис. 112). Игрок, за­бросивший мяч из всех точек «малой школы», возвра­щается обратно, забрасывая мяч поочередно из всех точек «большой школы», и потом держит экзамен: броса­ет штрафные броски. Можно штрафные броски выпол­нять и после окончания «малой школы» и после оконча­ния «большой школы».

21. Игра в одну корзину 1X1, акцентируя совершен­ствование бросков мяча в корзину. С этой целью игроки при первой возможности выполняют броски. Игрок, дей­ствующий в роли защитника, до того момента, пока иг­рок не выполнит броска, действует пассивно (чтобы было возможно больше удобных положений для брос­ков). В игре 1X1 игроку запрещается выполнять броски с безнадежных положений. Если игрок с мячом очутился в таком безнадежном положении, откуда невозможно вы­полнить бросок по кольцу, он должен передать мяч парт­неру.

Упражнения для тренировки трех игроков

3. Игроки бегут по кругу. Первый игрок бросает мяч в корзину, бегущий за ним игрок ловит мяч (старается поймать мяч на лету) и  передает игроку, бегущему за ним, который выполняет бросок в корзину (рис. 113).

2.Три игрока имеют два мяча. Один игрок бросает мяч в корзину, ловит его и передает игроку, не имеюще­му мяча. Следующим выполняет бросок второй игрок, имеющий мяч, ловит его и передает тому игроку, кото­рый не имеет мяча. Игрок, выполнивший бросок и пере­давший мяч партнеру, быстро занимает место для полу­чения мяча и выполнения броска.

3. Игроки   располагаются, как показано на рис. 114. Игрок без мяча, которого держит защитник, делает об­манное движение и бежит получить мяч. Получив мяч, выполняет бросок.   Защитник  действует   полуактивно. После броска оба игрока бегут к корзине и стараются поймать мяч, отскочивший от щита (если мяч не попал в корзину). Игрок, поймавший мяч, возвращает его третьему игроку. Третий игрок, имеющий мяч, может менять свое местонахождение. Игроки меняются ролями.

4.То же самое, но игрок выполняет сериями броски с определенной точки полуактивно, потом активно, мешая защитнику. После броска   защитник   возвращает   мяч третьему игроку.

5. Игрок ведет мяч до линии штрафного броска (или другого отмеченного места), где находится   защитник, останавливается и выполняет бросок. Потом бежит к кор­зине, ловит мяч и передает его партнеру. Игрок, выпол­нивший бросок, становится защитником (рис. 115}.

6. Два игрока имеют по мячу (если мяч один, то уп­ражнение выполняется поочередно). Передав мяч игроку, стоящему у линии штрафного броска, они бегут к нему, меняя направление бега. Пробегают мимо игрока с мя­чом, получают от него мяч и выполняют бросок. Выпол­нив бросок, игроки подбирают мяч и ведут его на исход­ное положение.   Игрок,   который   находится   у линии штрафного броска, по очереди заменяется (рис. 116).

7. Игроки располагаются, как показано на рис. 117. Игрок, имеющий мяч, передает его игроку, стоящему у линии штрафного   броска, бежит к нему, получает мяч обратно и, не снижая скорости, ведя мяч и применяя об­манные движения, старается обойти защитника и выпол­нить бросок. Затем игрок передает мяч партнеру, а сам занимает положение защитника. Игрок, бывший в роли защитника, занимает место для выполнения приемов с мячом.

8. Игроки располагаются, как показано на рис. 118. Игрок 1 бежит к игроку с мячом, получает мяч и выпол­няет бросок (любым способом). Тем временем игрок, от­давший мяч, перебегает  в другую сторону площадки. Игрок 2 ловит отскочивший от щита мяч и передает его игроку 3. Игрок 1 опять бежит к игроку с мячом и, полу­чив мяч, выполняет бросок (рис. 118). Игроки меняют­ся ролями.

9. Два игрока имеют по мячу и с выбранных мест (или меняя место) поочередно бросают мяч в корзину. Третий игрок подает мяч обоим партнерам (рис. 119). Подающе­го мяч поочередно сменяют.

10. Игрок с мячом выполняет серию бросков мяча в корзину с одного места (или меняя место). Другой игрок в роли защитника, он разрешает свободно получать мяч, а во время броска мешает, имитируя действия защитни­ка. Третий игрок подает мячи   бросающему (рис. 120). Выполнив   серию   15—20   бросков,   игроки   меняются ролями.

11. Два игрока быстро передают мяч между собой. Третий, как можно быстрее передвигаясь от одного игро­ка к другому, старается помешать броску. Как только игрок с мячом на мгновение окажется свободным, он тут же выполняет бросок, бежит к корзине, ловит мяч и пере­дает его партнеру, а сам становится   защитником. Рас­стояние между передающими мяч такое, что третий игрок — защитник, — быстро передвигаясь, какое-то время, может помешать свободно бросить мяч (рис. 121).

12. Игроки стоят за центральным кругом один за дру­гим лицом к дальней корзине. Мяч у игрока, стоящего в середине. Первый игрок бежит к корзине, получает мяч, быстро ведет его вперед, выполняет бросок и возвращает мяч второму игроку, а сам бежит и становится за ним. То же выполняет впереди стоящий игрок (рис. 122).

13. Игроки располагаются   так,   как   показано   на рис. 123. Игрок, имеющий мяч, с середины площадки пе­редает его игроку, стоящему в углу площадки, сам бежит по направлению к другому углу, потом быстро изменяет направление, бежит к мячу, получает мяч и выполняет бросок. Игрок, выполнивший бросок, занимает место в углу площадки, а игрок, который уже находился в углу, ловит отскочивший от щита мяч, передает его игроку, находящемуся у центрального круга, сам бежит туда же, и упражнение продолжается.

14. Один игрок выполняет броски с дальних и средних расстояний. Остальные игроки стоят так, как показано на рис. 124, и стараются добить мяч, не попавший в коль­цо. Игроки поочередно меняются местами.

15. Игрок с мячом — у центрального круга, два игро­ка занимают места, как показано на рис. 125.   Один из них вбегает на площадку штрафного   броска, получает мяч и выполняет бросок (сделав   перед этим обманное движение, поворот и т. д.). Игрок, выполнивший бросок, сам ловит мяч, передает его игроку, стоящему у цент­рального круга, и возвращается на свое место. Сейчас же на штрафную площадку для получения   мяча   вбегает второй игрок. Игрок, передающий мяч, меняется.

16. Один игрок в роли нападающего, другой в роли защитника. Третий игрок имеет мяч и подает его напа­дающему, который, используя все свои знания и умения, старается забросить мяч в корзину.  Если   нападающий очутился в таком положении, из которого   выполнить бросок невозможно, он возвращает мяч третьему игроку, который опять передает ему мяч, когда нападающий вы­берет удачное положение. Тогда нападающий опять пы­тается «обойти»  защитника и выполнить  бросок.   Если после броска мяч не попал в корзину, оба игрока борют­ся за мяч, и тот, который поймал мяч, выполняет бросок (рис. 126), Игроки меняются ролями.

17. Игра 1x1 в одну корзину при наличии третьего игрока. Третий игрок в роли пассивного помощника. На­падающий передает ему мяч, когда находится в положе­нии, неудобном для броска, а третий игрок опять возвра­щает мяч нападающему. Мяч в игру вводит тоже третий игрок, он передает мяч тому игроку, который забросил его в корзину. После определенного количества бросков игроки меняются ролями или играют до установленного числа очков (до 10 и т. д.).

Для совершенствования бросков мяча в корзину в тренировке двух игроков полезно применять упражнения, рекомендованные для тренировок одного игрока, а в тре­нировке трех игроков (и более) — упражнения, рекомен­дованные для одного и двух игроков. Кроме того, следует, возможно, больше упражнений для совершенствования передач мяча заканчивать бросками в корзину. Очень важно броски выполнять сосредоточенно.

 

Используются технологии uCoz