УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМАНДНЫХ
НАВЫКОВ
ИГРЫ
В
ЗАЩИТЕ
Переключение в игре «два на два» Одни тренеры
предпочитают, чтобы их игроки в защите применяли переключения, другие —
проскальзывания. Есть тренеры, которые разрешают своим игрокам делать и то и
другое. Возможно, это лучшее решение. Цель упражнения — научить переключениям.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в колонны, как
показано на рисунке;
б) игроки 1 и 2
выполняют несколько обычных взаимодействий двух игроков задней линии, а игроки
3 и 4 переключаются при каждом пересечении.
Лучше, если не один игрок будет руководить переключением, а оба громко крикнут:
«Переключились!» — и подтолкнут друг друга в позицию переключения. Затем игроки
меняются местами, так, чтобы каждый побывал в роли и нападающего и защитника.
Проскальзывание в игре «два на два» (рис. 203). Цель этого упражнения —
научить игроков сохранять хорошую защитную позицию, выполняя проскальзывания с
тем, чтобы избежать заслона.
Выполнение: а) четыре колонны игроков выстраиваются,
как показано на рисунке;
б) игроки 1 и 2
выполняют несколько обычных взаимодействий двух игроков задней линии, а игроки
3 и 4 все время пытаются остаться со своим подопечным, применяя проскальзывания.
Проскальзывание, правда, дает возможность нападающим выполнить
беспрепятственно бросок с места, но это лучше, чем дать им возможность для
броска из-под корзины в движении;
в) один
из защитников слегка отступает
назад, давая
возможность своему партнеру
уйти от заслона и проследовать за своим подопечным ;
г) игроки
меняются местами, так, чтобы
каждый побывал в роли и нападающего и защитника.
Упражнение
может выполняться и с позиции нападающих.
Переключение
при взаимодействии нападающего с игроком задней линии
(рис. 204). Это как раз та ситуация, в
которой одни команды применяют переключение, а другие — проскальзывание.
Упражнение поможет первым
переиграть нападение.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в колонны, как
показано на рисунке;
б) игрок 1
передает мяч игроку 2 и проходит снаружи, пытаясь получить ответную передачу
из рук в руки и атаковать корзину. Защитник, опекающий игрока 2, переключается
на игрока 1, а защитник, опекающий игрока 1, переключается на игрока 2.
В другом варианте
игрок 1 выходит внутрь и ставит
заслон для игрока 2. Происходит переключение, но защитник, опекающий игрока
2, должен помедлить и играть более свободно.
Защита при
скрестном проходе мимо центрового игрока
(рис. 205, а). Одним из наиболее трудных моментов
игры в защите является противодействие скрестному проходу мимо центрового
игрока. Здесь фактически невозможно переключиться, так как переключение
освобождает центрового. Проскальзывание в этом случае тоже трудно, но лучше все же попытаться
выполнить его.
Выполнение: а) игроки выстраиваются, как показано на
рисунке;
б) игрок 1 или
2 передает мяч центровому. Защитники 2 и 5 пытаются выполнить проскальзывание
с игроками 1 и 2 во
время их скрестного прохода мимо игрока 3. Защитники должны быть готовы в этом
упражнении использовать руки, чтобы протолкнуть партнера сквозь заслон.
Те же
взаимодействия защитники должны выполнять и при скрестном проходе мимо центрового игрока, нападающего
и игрока задней линии (рис. 205,
б).
Переключение при заслоне наведением (рис. 206). Игрок, опекающий центрового, может иногда помочь партнеру,
натолкнувшемуся на заслон, переключившись на его игрока. Цель этого упражнения — развить
необходимые способности и взаимопонимание между защитниками.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в четыре колонны,
как показано на рисунке;
б) игрок 1
передает мяч партнеру 2 и проходит
справа от него. Игрок 4 отступает на полшага влево и переключается на
проходящего игрока, не оставляя без внимания и своего собственного
подопечного. После того как игрок 3 переключится на игрока 2, игрок 4 все
внимание сосредоточивает на опеке игрока 1.
Это упражнение
выполняется также и с места правого игрока задней линии.
Взаимопомощь защитников (рис. 207). Даже мобилизовав все усилия,
иногда очень трудно восстановить вновь хорошую защитную позицию, если противник
был упущен. На тренировках необходимо специально готовиться к таким случаям. Предлагаемое
упражнение предусматривает подобные ситуации.
Выполнение: а) игроки выстраиваются, как показано
на рисунке;
б) защитник,
опекающий игрока 1, позволяет ему обойти себя с ведением;
в) защитник,
опекающий игрока 2, видя, что создается опасность взятия
корзины, переключается на проходящего игрока. Краешком глаза он
должен контролировать и своего собственного подопечного. Он должен сделать все возможное
в борьбе с двумя
нападающими;
г) игроки меняются местами по часовой стрелке.
Помощь центрового игрока (рис. 208). Лучшим игроком для
переключения на упущенного дриблера является защитник, опекающий центрового
игрока. Он может оставить своего подопечного свободным, но если вся команда
готова к этому, опасность незначительна.
Выполнение: а) игроки выстраиваются, как показано на
рисунке;
б) защитник, опекающий игрока 1, позволяет своему подопечному выйти к
лицевой линии. Когда защитник, находящийся перед игроком 2, увидит дриблера,
он полностью оставляет своего подопечного и переключается на игрока,
представляющего большую угрозу в данный момент;
в) защитник, опекавший игрока 1, быстро
переключается на оставшегося свободным центрового игрока;
г) игроки меняются колоннами,
«Два против трех» (рис. 209). Цель этого
упражнения — научить защитников правильно действовать, когда они находятся в
численном меньшинстве.
Выполнение: а) игроки выстраиваются, как показано
на рисунке;
б) игроки 4 и 5 быстро образуют «тандем»,
вставая в затылок, друг другу, и встречают приближающуюся в быстром прорыве
тройку нападающих;
в) игрок 4 останавливает дриблера, а игрок 5
прикрывает нападающего на своей стороне. Как только дриблер будет остановлен, игрок 4 быстро
отступает назад и начинает опекать оставшегося свободным второго нападающего.
Дриблеру не остается ничего другого, как выполнить бросок;
г) игроки
меняются местами по часовой
стрелке.
Переключение против трех нападающих (рис. 210). Команды, которые применяют
расстановку 3—2 в нападении, часто используют «восьмерку». Если защитники не
умеют правильно переключаться или проскальзывать, такое нападение может быть
довольно опасным. Предлагаемое упражнение позволяет защитникам освоить
правильные действия в этой ситуации.
Выполнение: а) игроки выстраиваются, как показано на
рисунке;
б) три
нападающих выполняют «восьмерку». Защитники переключаются, предупреждая друг
друга голосом и подталкивая руками в нужную позицию;
в)
каждый игрок должен побывать в роли и
нападающего и защитника.
Прессинг по всей площадке (рис. 211). Это упражнение преследует две цели: одна из них — совершенствование защиты прессингом по всей площадке, а вторая — развитие выносливости.
Выполнение: а) игроки делятся на две команды по пять
человек. Одна из них нападает, другая защищается;
б) тренер
становится под корзиной и выполняет бросок одной рукой сверху. Защитники
подхватывают мяч и производят вбрасывание из-за лицевой линии. Нападающие
разбирают своих подопечных и организуют прессинг по всей площадке. Две новые команды
выходят на исходное положение. Все игроки должны поровну поиграть как в защите,
так и в нападении.