Комплексные упражнения для совершенствования
приемов техники и тактики (индивидуальной и групповой)
В этом
разделе приведены упражнения, с помощью которых два, три игрока смогут
совершенствовать выполнение технических приемов, взаимодействие между игроками
(например, когда один игрок помогает другому заслоном), а также индивидуальную
и групповую тактику в игре (как действовать 1X1 в разных ситуациях, как и когда
своевременно передать партнеру мяч и т. д.).
На взаимодействиях двух, трех игроков часто основывается
и командная тактика, особенно в нападении. Поэтому совершенствовать
взаимодействие, разнообразие и точность его между двумя-тремя игроками очень
важно. Делать это нужно и на самостоятельных тренировках. Успешное взаимодействие
двух-трех игроков зависит главным образом от точного и своевременного выполнения технических приемов.
Упражнения
для тренировки двух игроков
1. Игроки
стоят, как показано на рис. 133. Игрок, имеющий мяч, передает его
партнеру, бежит к воображаемому защитнику партнера и ставит заслон. Игрок, получивший
мяч, выполняет обманное движение вправо, левой рукой ведет мяч к
корзине и выполняет бросок. Игрок, выполнивший заслон, поворачивается к
корзине и борется за отскочивший мяч {если бросок был неточен).
Игроки,
передавая мяч друг другу, возвращаются в исходное положение. Важно согласованно
действовать обоим игрокам: игрок начинает вести мяч тогда, когда партнер
поставил заслон.
2. То же самое,
но игрок, получивший мяч, после ведения передает мяч партнеру. Передачу
выполнить в момент, когда игрок, ставивший заслон, поворачивается и начинает
бежать к корзине (рис. 134).
3. Игрок ведет
мяч к партнеру, и, как только приблизится к нему игрок без мяча, делает
обманное движение, вправо, и бежит влево
от игрока с мячом (используя игрока с мячом как заслон), получает мяч, ведет
его и выполняет бросок. Игроки меняются местами (рис. 135).
4. Игрок
передает мяч партнеру, бежит к месту воображаемого защитника и ставит заслон.
Игрок с мячом выполняет обманное движение, левой рукой ведет мяч к корзине и
выполняет бросок. Игрок, ставивший заслон, поворачивается и тоже бежит к
корзине (рис. 136). То же самое можно выполнить, когда мяч у игрока, находящегося
в положении нападающего. Тогда будет вести мяч и выполнять бросок игрок,
находящийся в роли защитника.
5. Игрок с
мячом (из положения защитника) ведет мяч к нападающему. Как только игрок с
мячом приближается, игрок без мяча выполняет обманное движение вправо,
изменяет направление передвижения,
получает мяч, левой рукой ведет его и выполняет бросок (рис. 137).
6. Игрок из
положения защитника передает мяч партнеру (нападающему) и бежит к нему так,
чтобы навести воображаемого защитника на своего партнера, из рук партнера
перенимает мяч, ведет его и выполняет бросок (рис. 138).
7. Игрок из
положения защитника передает мяч партнеру (находящемуся в положении
нападающего) и бежит к нему, будто для получения мяча. Игрок с мячом делает
движения, имитирующие передачи мяча, поворачивается и левой рукой ведет мяч к
линии штрафного броска. Тем временем игрок без мяча продолжает двигаться к
корзине. Игрок с мячом наблюдает за партнером и, как только тот оказывается
под корзиной, передает ему мяч. Игрок, находящийся в положении нападающего,
получив мяч, должен точно имитировать передачу мяча партнеру, когда тот
пробегает мимо него, и точно, своевременно передать мяч партнеру, когда тот
окажется под щитом (рис. 139).
8. Игрок из
положения защитника передает мяч партнеру, бежит к нему, получает обратно мяч
и ведет его к корзине. Игрок без мяча поворачивается и стремится к корзине, как
показано на рис. 140. Как только игрок без мяча окажется на площадке штрафного
броска, тотчас же следует ему передача и бросок..
9. Игрок с мячом стоит у линии штрафного броска, второй игрок — у противоположной линии штрафного броска. Игрок ведет мяч к противоположной корзине, стремясь прорваться в середину площадки до самой корзины и выполнить бросок. Как только игрок с мячом пересечет воображаемую среднюю линию, игрок без мяча, выполняющий роль защитника, бежит к игроку, ведущему мяч, и старается оттеснить его от основного направления к углу площадки (рис. 141),
10. Два игрока,
передавая друг другу мяч, приближаются к корзине. Игрок, получивший мяч вблизи
корзины, выполняет бросок, ловит мяч и ведет к противоположной корзине. Второй
игрок становится защитником и старается помешать игроку прорваться (рис. 142).
Занимающиеся учатся быстро переходить от роли нападающего к роли защитника, а
также действовать на площадке 1X1.
Упражнения для тренировки трех
игроков
1. Два
игрока занимают позиции защитников, третий — позицию правого
нападающего. Игрок ведет мяч левой рукой по указанному направлению, останавливается
перед воображаемым защитником своего партнера, образуя заслон, и передает мяч
партнеру, который правой рукой ведет мяч к игроку, находящемуся в позиции нападающего,
и выполняет то же самое. Игрок, находящийся в позиции нападающего, получив
мяч, левой рукой ведет его к корзине и выполняет бросок. Важно согласовать
действия игроков, ведущего мяч и получающего мяч (рис. 143).
2. Расположение
игроков на площадке то же самое. Игрок, передавший мяч в указанном (рис. 144)
направлении, обегает вокруг игрока, которому передал мяч с внешней стороны,
получает мяч обратно и ведет его к лицевой линии. Второй игрок, передавший мяч,
бежит к линии штрафного броска, там останавливается, чтобы третий игрок
использовал его для заслона. Третий игрок, «освободившийся» от защитника,
получает мяч и выполняет бросок. Важно передать мяч третьему игроку в тот момент,
когда он только выскочил из-под заслона.
3. Расположение
игроков то же самое. Игрок, передавший мяч в указанном направлении, бежит на
помощь третьему игроку, ставит заслон воображаемому защитнику третьего игрока.
Игрок, получивший мяч, ведет его к линии штрафного броска. Третий игрок, воображаемому
защитнику которого поставлен заслон, бежит к игроку с мячом, получает мяч и
атакует корзину (рис. 145).
4. Два игрока
занимают позиции защитников, один — в позиции нападающего. Игрок O1 имеет мяч и передает его игроку О2.
Передав мяч, игрок O1
бежит под кольцо для получения мяча. Игрок О2 имитирует передачу мяча игроку
О1, но мяча не передает. Игрок О1 не получив мяча, возвращается обратно и
занимает место игрока О3, а игрок О3 тем временем занимает место
игрока O1 (рис. 146, а). Игрок
О2 возвращает мяч игроку О3, тот игроку О1 и сам бежит
под корзину для получения мяча. Не получив мяча, он возвращается обратно и
занимает место игрока О2, который в то время занял место игрока О3 (рис.
146, б). Тогда игрок O1 передает мяч игроку О2, тот игроку О3 и
сам бежит к щиту (рис. 146, в и
Упражнение
прививает навыки обманных движений после передачи мяча, приемов техники
владения телом, наблюдения за партнером и площадкой, ориентировки,
взаимодействия трех игроков.
5. Игрок,
передавший мяч партнеру, первым пробегает мимо него. Игрой, стоящий у
линии штрафного броска, передает мяч
любому из пробегающих или поворачивается и выполняет бросок. В этом случае
другие игроки борются за отскочивший мяч (рис. 147).
6. Игрок,
передавший партнеру мяч, ставит заслон воображаемому защитнику партнера и,
разрешив своему партнеру пробежать первым, сам атакует корзину. Игрок,
находящийся у линии штрафного броска,
отдает мяч любому из партнеров (рис. 148).
7. Игрок ведет
мяч к партнеру, который бежит навстречу, и, приблизившись, передает ему мяч.
Второй игрок, получивший мяч, передает мяч игроку, стоящему у линии штрафного
броска. После передачи мяча третьему игроку дороги первых игроков
скрещиваются. Первым пробегает игрок, передавший мяч третьему игроку (рис.
149).
В упражнениях
5, б, 7 расположение игроков можно изменить так, чтобы один игрок находился в
позиции защитника (играющего сзади), второй — в позиции нападающего (играющего
впереди) и выполнял те же действия.
8. Игрок передает
мяч партнеру, стоящему у линии штрафного броска, бежит к нему и становится
рядом. Третий игрок, воспользовавшись «стенкой» двух игроков как заслоном,
быстро выскакивает перед ней, получает мяч и выполняет бросок (рис. 150),