Главная

Гостевая
Этапы развития баскетбола Тактика баскетбола
Энциклопедия баскетбола Конспекты тренировочных занятий
Индивидуальная подготовка баскетболиста Наша школа

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ИГРЫ В ЗАЩИТЕ

Независимо от удачной игры в нападении бывают слу­чаи, когда выигрыш или поражение зависят от умения играть в защите. Каждый знает поговорку: «Отличная за­щита является хорошим нападением». Игре в защите нуж­но уделять столько же времени и усилий, сколько и игре в нападении. Если игрок набирает всего два очка и не да­ет своему подопечному набрать ни одного, он удачно отыграл. Разница в количестве очков, набранных игроком и его противником, важнее, чем общая сумма очков, набранных этим игроком. Игрок не вносит много в успех команды, если набирает 20 очков и позволяет подопечному набрать 25.

Хорошая игра в защите может доставить чувство боль­шого удовлетворения. Немногие испытали волнение от нейтрализации прекрасного снайпера. Это достижение, ко­торое проводит черту между мужчиной и юношей.

Команда должна признать решимость тренера не идти по пути компромисса в отношении игры в защите, и коман­да должна гордиться своей игрой в защите. Для контроля этого компонента баскетбола на помощь приходит стати­стика. Команда имеет хорошую защиту, когда ее игроки начинают бороться с разыгравшимся противником.

Хорошая игра в защите является результатом единст­ва команды. Ступени прогресса включают индивидуальные упражнения, взаимодействия в парах и тройках и командные упражнения. Стойка и работа ног являются са­мыми важными аспектами обучения индивидуальным на­выкам игры в защите. При хорошей стойке ноги согнуты в коленях, ступни расположены широко, причем одна из них слегка впереди, руки подняты. Одна рука должна быть поднята в   направлении   противника,   другая    вытянута в сторону. Туловище должно быть наклонено вперед, и вес тела должен ровно распределяться на обе ступни. Если атакующий игрок начинает проход, вес тела защитника перемещается на стоящую сзади ногу. Первый шаг всегда делается ногой, ближе расположенной к направлению про­хода противника. Игроки выполняют приставные шаги, при которых ноги не ставятся скрестно. Это применяется в об­ласти штрафного броска. При прорывах в середине пло­щадки необходимо бежать прямо и быстро к точке, где нападающего можно перехватить.

Взаимодействия в парах и тройках главным образом используются, чтобы научить переключениям и проскаль­зываниям, применяя описанную технику работы ног. Командные упражнения имеют ту же цель.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Передвижения в боксерской стойке (рис. 183). Работа ног, используемая боксерами, отлично подходит для игры в защите в баскетболе. Это упражнение может выполнять сразу вся команда. За короткий период времени все могут получить хорошую нагрузку.

Выполнение: а) игроки выстраиваются на одном конце площадки, как показано на рисунке. Между игрока­ми должно быть расстояние, достаточное для маневриро­вания;

б)   тренер подает сигналы: вправо, влево, вперед, назад, стоя па месте. Его функции может выполнять один из иг­роков;

в)   игроки выполняют движения в направлении, ука­занном  сигналом.  Тренер  должен  наблюдать  за  работой ног каждого игрока. На протяжении выполнения всего уп­ражнения ноги не должны скрещиваться.

Как вариант, можно реагировать на действия дриблера.

Соревнование в защитных передвижениях (рис. 184)  Победители соревнования могут гордиться своими способ­ностями быстро передвигаться, не скрещивая ног. Они мо­гут стать прекрасными защитниками.

Выполнение: а) игроки выстраиваются вдоль цент­ральной линии, лицом в одном направлении;

б) по сигналу тренера игроки начинают движение приставными шагами вправо до тех пор, пока каждый из них не коснется стены правой рукой. После этого они двигаются приставными шагами влево на исходную пози­цию. Игрок, первым вернувшийся на место старта, объяв­ляется победителем и выбывает из соревнования. Упраж­нение продолжается до тех пор, пока не определится самый медленный игрок, на которого при обучении защит­ным передвижениям  следует обратить особое  внимание.

Соревнования такого же типа можно проводить, исполь­зуя передвижения вперед и назад. Игроки выстраиваются лицом к стене и двигаются приставными шагами вперед до тех пор, пока не коснутся рукой стены. После этого они возвращаются на место старта, передвигаясь приставны­ми шагами спиной назад. Упражнение продолжается до определения  самого  медленного  игрока.

"Чувство заслона" (рис. 185). Игроки, которые удач­но избегают заслонов, должны постоянно чувствовать по­тенциальную возможность их постановки.

Выполнение: а) десять стульев расставляются про­извольно по площадке;

б)   игроки выстраиваются в пять колонн на одном кон­це площадки;

в)   направляющие в колоннах поворачиваются кругом. По сигналу тренера они двигаются приставными шагами назад  к  противоположному  концу  площадки.   Очевидно, что  игроки должны  постоянно  чувствовать  возможность наткнуться на стул и избегать ее. Они не должны поворачивать голову назад более чем на 20°. Чтобы проверить это, можно ввести дополнительное условие, по которому игроки должны вернуться назад, если тренер подаст сиг­нал рукой. Тот, кто не видит сигнала, неправильно поль­зуется периферическим зрением.

Сохранение защитной стойки во время движения (рис. 186). Это упражнение подчеркивает важность сохра­нения защитной стойки во время движения.

Выполнение: а) игроки образуют пары;

б)   игроки в парах    становятся по обе стороны цент­ральной линии лицом друг к другу так, чтобы тренеру хо­рошо было видно всех;

в)   игроки принимают положение защитной стойки, од­на из шеренг — лидеры;

г)   по сигналу тренера лидеры двигаются в любом на­правлении по своему желанию. Они должны использовать правильную технику передвижений. Другая шеренга иг­роков, ведомые, повторяют   направление и технику передвижений. Через некоторое время игроки меняются ролями.

«Один на один» (рис. 187). Некоторые игроки очень хорошо играют в защите, пока их подопечный владеет мя­чом. Но они расслабляются, когда тот остается без мяча. Цель этого упражнения — научить игроков держать подо­печного без мяча, что является очень важным при игре в защите.

Выполнение: а) одна колонна игроков (защитни­ки) выстраивается в углу. Колонна нападающих на обыч­ном месте на той же стороне площадки;

б)   тренер с мячом стоит на другой стороне площадки;

в)   игроки 1 и 2 начинают первыми. Игрок 2 все время должен сохранять хорошую защитную позицию. Игрок 1, маневрируя, пытается занять выгодную позицию для ата­ки на той же стороне площадки. Если игрок 1 получает преимущество в позиции,  тренер  передает ему мяч для броска в корзину;

г)   если в течение некоторого времени игрок 1 не по­лучает  преимущества,  в  игру  вступают   следующие   два игрока. Игроки 1 и 2 меняются колоннами. Исходная по­зиция может меняться по желанию тренера.

«Защитный круг» (рис. 188). Это круговое упражне­ние учит быстрому переключению от нападения к защите.

Выполнение: а) шесть игроков образуют круг;

б) один из игроков передает мяч другому игроку и следует за передачей, начиная опекать игрока, получивше­го мяч. Игрок, получивший мяч, передает его другому игроку и идет вслед за передачей, начиная опекать игрока, получившего мяч.

 Упражнение могут выполнять одновременно несколь­ко кругов игроков.

Передвижения приставными шагами (рис. 189). Цель упражнения — развивать способность передвигаться при­ставными шагами и в то же время защищаться.

Выполнение: а) игроки выстраиваются в четыре ко­лонны, как показано на рисунке;

б)  игрок 1 ведет мяч к игроку 2. Игрок 3 передвигает­ся приставными шагами рядом, лицом к игроку 1 и пыта­ется отобрать мяч, если тот плохо укрыт;

в)   игроки 2  и 4 выполняют упражнение в обратном направлении;

г)   игрок 1 уходит   в   колонну   игрока 4, а игрок 3 — в колонну игрока   2. Игрок 2 переходит в колонну игро­ка 3, а игрок 4 — в колонну игрока 1.

«Один на один с дриблером» (рис. 190). Искусство оста­новить игрока, ведущего мяч, прежде чем он достигнет цели, чрезвычайно    важно    для    защитника.    Цель    этого   упражнения — развивать не­обходимые защитные на­выки.

Выполнение: а) од­на группа игроков выстра­ивается под одним щитом, другая — на другом конце площадки;

б) направляющий од­ной из групп ведет мяч к противоположной корзине, а направляющий другой группы двигается навстре­чу, встречая его у цент­ральной линии. Защитник, используя обманные дви­жения, пытается остано­вить дриблера, прежде чем он достигнет своей пози­ции в нападении (тренер сообщает каждому дриблеру позицию, которую тот должен занять).

Если защитник не справляется со своими обя­занностями, игрок, ведущий мяч, может выпол­нить бросок в движении. Затем игроки меняются местами.

«Оттеснение дриблера внутрь» (рис. 191). Мно­гие тренеры считают, что дриблера следует оттес­нить внутрь, . где у него будет меньше возможно­стей для свободной игры, выстраиваются в две ко-

Выполнение:   а)   игроки выстраиваются в две  колонны, как показано на рисунке;

б)   игрок 1 ведет мяч от центральной линии;

в)  игрок 2 двигается навстречу, чтобы открыть дриблеру путь внутрь, не давая ему   особых   преимуществ   на этом пути. Упражнение  может  выполняться  с  различных мест. Игроки  каждый раз меняются  колоннами.

«Встреча в лоб» (рис. 192). Некоторые игроки уходят в сторону, если нападающий на последних минутах пред­принимает стремительный проход с мячом. Это вызывает­ся, как правило, опасением нарушить правила при кон­такте с нападающим. Предлагаемое упражнение поможет предупредить трусливую защитную реакцию.

Выполнение: а) две колонны игроков выстраива­ются, как показано на рисунке;

б)   игрок 1 ведет мяч вдоль боковой линии, а игрок 2 выходит навстречу ему;

в)   когда игрок 1 приближается на    расстояние    двух шагов, игрок 2 твердо ставит левую ногу к боковой линии. Игрок 1 должен войти в тесный контакт с игроком 2, чтобы последний прочувствовал эту обычную игровую ситуацию; Игрок, встречающий дриблера, должен попять, что даже штрафной, полученный в этой ситуации, все же    лучше, чем запоздалое проследование дриблера.

Игроки меняются колоннами, и упражнение выполня­ется на обеих сторонах площадки.

Обход заслона (рис. 193). Одни игроки умеют избежать заслона, применяя проскальзывание или поворот, другие же оказываются задержанными. Первые обладают врож­денным чувством преодоления заслона, но и вторых мож­но этому научить.

Выполнение: а) игроки задней линии выстраива­ются на своей позиции слева, нападающие — на своем месте на той же стороне площадки. Оставшиеся центровые     игроки, за исключением одного, образуют колонну под корзиной. Один центровой игрок становится защитником к первому нападающему;

б)   игрок 1 передает мяч игроку 2 и двигается для поста­новки заслона к выполняющему роль защитника игроку 3. Игрок 2 пытается, используя заслон, пройти справа к кор­зине;

в)  игрок 3 использует все возможное, чтобы избежать заслона и остаться со своим подопечным.   Затем   игроки меняются колоннами по часовой стрелке.      

Блокирование мяча при броске (рис. 194). Дриблер иногда получает преимущество в полшага перед своим защитником. В этом случае защитник не должен пытать­ся оттеснить его в сторону или «фолить»; он должен удер­жаться рядом с дриблером и попытаться блокировать мяч в момент броска. Цель этого упражнения — научить игро­ков правильно действовать в подобных ситуациях.

Выполнение: а) игроки выстраиваются в две ко­лонны, как показано на рисунке;

б)  игрок 1 намеренно предоставляет игроку 2 преиму­щество в полшага при движении к корзине;

в)  игрок 1 двигается рядом с    игроком 2 и    пытается блокировать мяч при броске под корзиной;

г)  игроки 1 и 2 меняются колоннами. Упражнение вы­полняется из разных исходных позиций.

Блокирование игрока, идущего на добивание мяча (рис.195). Цель упражнения — научить игроков правиль­но действовать после того, как противник выполнил бро­сок в корзину. Защитник должен    повернуться    лицом к  корзине и, глядя через плечо, сохранить позицию между подопечным и корзиной.

Выполнение: а) две колонны игроков выстраива­ются, как показано на рисунке;

б)  игрок 1 выполняет бросок в корзину и идет на доби­вание, игрок 2 также двигается к корзине, но   при   этом занимает позицию между игроком 1 и корзиной;

в)   игроки 1 и 2 меняются колоннами.

Остановка дриблера в ситуации «один против двух» (рис. 196). Когда защитник противостоит двум игрокам, атакующим корзину, он должен в первую очередь остано­вить дриблера. Это упражнение поможет защитнику нахо­дить правильное решение, когда он будет сталкиваться с подобными ситуациями.

Выполнение: а) три колонны игроков выстраива­ются, как показано на рисунке;

б) игрок 1 ведет мяч по центру в направлении игрока 3. Когда игрок 1 дойдет до дуги области штрафного броска, игрок 3 должен остановить его;

в) после остановки дриблера игрок 3 быстро переклю­чается на опеку игрока 2. Игроки меняются колоннами. Колонна игрока 2 должна атаковать и с другой стороны площадки.

Прессинг в упражнении с двумя мячами (рис. 197). Цель этого упражнения — научить защитника правильно опекать дриблера на протяжении    длительного    ведения.

Выполнение: а) игроки выстраиваются в колонны в четырех углах площадки;

б) игрок 2 выходит вперед, встречает игрока 1 и актив­но сопровождает его до окончания ведения. Игрок 3 вы­ходит вперед, встречает игрока 4 и действует так же, как и игрок 2. Игроки 2 и 3 овладевают мячом после броска, передают его в колонну нападающих и занимают место в конце этих колонн. Нападающие игроки уходят в колон­ны защитников.

«Двое на центрового» (рис. 198). Упражнение научит защитников переключаться на центрового игрока.

Выполнение: а) игроки выстраиваются, как пока­зано на рисунке;

б) игрок 1 передает мяч игроку 3 и остается на месте. Защитник, опекающий игрока 2, немедленно отступает назад и занимает позицию перед центровым игроком 3. Защитник, находящийся рядом с игроком 3, опекает его  сзади. Эти два защитника пытаются «связать» игрока 3 так, чтобы он не мог уйти с ведением или передать мяч из руки в руки проходящему игроку 2.

«Один против трех» (рис. 199). Вероятность ус­пешной защиты в этом слу­чае чрезвычайно мала. Одна­ко она окажется еще меньше, если защитник не будет спе­циально тренироваться в по­добных ситуациях.

Выполнение; а) игро­ки выстраиваются в четыре колонны, как показано на рисунке;

б)  игрок  в  центре ведет мяч в направлении защитни­ка, а его партнеры по краям слегка опережают его;

в)    защитник   останавли­вает    дриблера   и   отступает назад в направлении корзи­ны.  Затем  он должен пере­ключиться на опеку того на­падающего,   который    полу­чит  мяч.  Применяя  ложные выходы и возвращения,    за­щитник     может     помешать выполнению хорошей переда­чи    или    даже    перехватить мяч. Он должен показать всю агрессивность,    на    которую способен, пытаясь поторопить игрока, ведущего мяч:

г) игроки меняются в колоннах.

Опека центрового игрока (рис. 200). Цель этого упраж­нения — расширить возможности защитника в изменении позиции при опеке центрового игрока.

Выполнение: а) на местах двух нападающих и двух игроков задней линии выстраиваются по одному игроку. Центровой располагается на линии штрафного брос­ка. Колонна защитников под корзиной, один из них опе­кает центрового;

б)   нападающие передают мяч друг другу до тех   пор, пока центровой не выйдет в удобную позицию;

в)   если защитник сумеет перехватить мяч, игрок, ко­торый производил передачу, должен выполнить какое-ли­бо задание, например,  пробежать круг.    Если   центровой сумеет забросить мяч в кор­зину,   наказывается    защит­ник;

г)  все игроки часто меня­ются местами.

Упражнение в прессинге (рис. 201). Физическая под­готовка жизненно важна для команды, возлагающей на­дежды на игру в защите. Прессинг в этом смысле предъявляет самые большие требования. Это упражнение полезно игрокам с точки зре­ния овладения правильной тактикой и совершенствова­ния физической подготовлен­ности.

Выполнение: а) два одинаково быстрых и рослых игрока становятся  на  линии  штрафного броска. Другие игроки образуют пары и ожи­дают своей очереди;

б)   тренер бросает мяч в щит, и оба игрока    идут   на подбор. Игрок, овладевший мячом, становится    нападаю­щим, другой игрок защитником, применяющим прессинг;

в)   нападающий пытается пройти с ведением к другой корзине и выполнить бросок. В момент броска мяч стано­вится «свободным», и игрок, овладевший им,   нападает в другую сторону и т. д. В свою    очередь,    прессингующий защитник все время пытается отобрать мяч у   нападаю­щего.

Упражнение продолжается, пока один из игроков не наберет шести очков. Затем упражнение выполняет оче­редная пара.                                                            

Используются технологии uCoz