УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ
ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВАМ
ИГРЫ В
ЗАЩИТЕ
Независимо от
удачной игры в нападении бывают случаи, когда выигрыш или поражение зависят от
умения играть в защите. Каждый знает поговорку: «Отличная защита является
хорошим нападением». Игре в защите нужно уделять столько же времени и усилий,
сколько и игре в нападении. Если игрок набирает всего два очка и не дает
своему подопечному набрать ни одного, он удачно отыграл. Разница в количестве
очков, набранных игроком и его противником, важнее, чем общая сумма очков,
набранных этим игроком. Игрок не вносит много в успех команды, если набирает 20
очков и позволяет подопечному набрать 25.
Хорошая игра в
защите может доставить чувство большого удовлетворения. Немногие испытали
волнение от нейтрализации прекрасного снайпера. Это достижение, которое
проводит черту между мужчиной и юношей.
Команда должна
признать решимость тренера не идти по пути компромисса в отношении игры в
защите, и команда должна гордиться своей игрой в защите. Для контроля этого
компонента баскетбола на помощь приходит статистика. Команда имеет хорошую
защиту, когда ее игроки начинают бороться с разыгравшимся противником.
Хорошая игра в
защите является результатом единства команды. Ступени прогресса включают индивидуальные
упражнения, взаимодействия в парах и тройках и командные упражнения. Стойка и
работа ног являются самыми важными аспектами обучения индивидуальным навыкам
игры в защите. При хорошей стойке ноги согнуты в коленях, ступни расположены
широко, причем одна из них слегка впереди, руки подняты. Одна рука должна быть
поднята в
направлении
противника,
другая
вытянута в сторону.
Туловище должно быть наклонено вперед, и вес тела должен ровно распределяться
на обе ступни. Если атакующий игрок начинает проход, вес тела защитника
перемещается на стоящую сзади ногу. Первый шаг всегда делается ногой, ближе
расположенной к направлению прохода противника. Игроки выполняют приставные
шаги, при которых ноги не ставятся скрестно. Это применяется в области штрафного
броска. При прорывах в середине площадки необходимо бежать прямо и быстро к
точке, где нападающего можно перехватить.
Взаимодействия
в парах и тройках главным образом используются, чтобы научить переключениям и
проскальзываниям, применяя описанную технику работы ног. Командные упражнения
имеют ту же цель.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ЗАЩИТНЫХ
ДЕЙСТВИЙ
Передвижения в боксерской стойке (рис. 183). Работа ног, используемая
боксерами, отлично подходит для игры в защите в баскетболе. Это упражнение
может выполнять сразу вся команда. За короткий период времени все могут
получить хорошую нагрузку.
Выполнение: а) игроки выстраиваются на одном конце
площадки, как показано на рисунке. Между игроками должно быть расстояние,
достаточное для маневрирования;
б) тренер подает сигналы: вправо, влево,
вперед, назад, стоя па месте. Его функции может выполнять один из игроков;
в) игроки выполняют движения в направлении, указанном сигналом.
Тренер должен наблюдать
за работой ног каждого игрока. На
протяжении выполнения всего упражнения ноги не должны скрещиваться.
Как вариант, можно
реагировать на действия дриблера.
Соревнование в защитных передвижениях (рис. 184) Победители соревнования могут
гордиться своими способностями быстро передвигаться, не скрещивая ног. Они могут
стать прекрасными защитниками.
Выполнение: а) игроки выстраиваются вдоль центральной
линии, лицом в одном направлении;
б) по сигналу
тренера игроки начинают движение приставными шагами вправо до тех пор, пока
каждый из них не коснется стены правой рукой. После этого они двигаются
приставными шагами влево на исходную позицию. Игрок, первым вернувшийся на
место старта, объявляется победителем и выбывает из соревнования. Упражнение
продолжается до тех пор, пока не определится самый медленный игрок, на которого
при обучении защитным передвижениям
следует обратить особое внимание.
Соревнования
такого же типа можно проводить, используя передвижения вперед и назад. Игроки
выстраиваются лицом к стене и двигаются приставными шагами вперед до тех пор,
пока не коснутся рукой стены. После этого они возвращаются на место старта,
передвигаясь приставными шагами спиной назад. Упражнение продолжается до
определения самого медленного
игрока.
"Чувство заслона" (рис. 185). Игроки, которые удачно избегают
заслонов, должны постоянно чувствовать потенциальную возможность их
постановки.
Выполнение: а) десять стульев расставляются произвольно
по площадке;
б) игроки выстраиваются в пять колонн на одном
конце площадки;
в) направляющие в колоннах поворачиваются
кругом. По сигналу тренера они двигаются приставными шагами назад к
противоположному концу площадки.
Очевидно, что игроки должны постоянно
чувствовать возможность
наткнуться на стул и избегать ее. Они не должны поворачивать голову назад более
чем на 20°. Чтобы проверить это, можно ввести дополнительное условие, по
которому игроки должны вернуться назад, если тренер подаст сигнал рукой. Тот,
кто не видит сигнала, неправильно пользуется периферическим зрением.
Сохранение защитной стойки во время движения (рис. 186). Это упражнение подчеркивает
важность сохранения защитной стойки во время движения.
Выполнение: а) игроки образуют пары;
б) игроки в парах становятся по обе стороны центральной
линии лицом друг к другу так, чтобы тренеру хорошо было видно всех;
в) игроки принимают положение защитной стойки,
одна из шеренг — лидеры;
г) по сигналу тренера лидеры двигаются в любом
направлении по своему желанию. Они должны использовать правильную технику
передвижений. Другая шеренга игроков, ведомые, повторяют направление и технику передвижений. Через
некоторое время игроки меняются ролями.
«Один на
один» (рис. 187).
Некоторые игроки очень хорошо играют в защите, пока их подопечный владеет мячом.
Но они расслабляются, когда тот остается без мяча. Цель этого упражнения —
научить игроков держать подопечного без мяча, что является очень важным при
игре в защите.
Выполнение: а) одна колонна игроков (защитники)
выстраивается в углу. Колонна нападающих на обычном месте на той же стороне
площадки;
б) тренер с мячом стоит на другой стороне
площадки;
в) игроки 1 и 2 начинают первыми. Игрок 2 все время должен сохранять
хорошую защитную позицию. Игрок 1, маневрируя, пытается занять выгодную позицию
для атаки на той же стороне площадки. Если игрок 1 получает преимущество в
позиции, тренер передает ему мяч для броска в корзину;
г) если в течение некоторого времени игрок 1 не получает преимущества,
в игру вступают
следующие два игрока. Игроки 1 и
2 меняются колоннами. Исходная позиция может меняться по желанию тренера.
«Защитный
круг» (рис. 188). Это круговое упражнение учит
быстрому переключению от нападения к защите.
Выполнение: а) шесть игроков образуют круг;
б) один из
игроков передает мяч другому игроку и
следует за передачей, начиная опекать игрока, получившего мяч.
Игрок, получивший мяч, передает его другому игроку и идет вслед за передачей,
начиная опекать игрока, получившего мяч.
Упражнение могут выполнять одновременно несколько кругов игроков.
Передвижения
приставными шагами (рис. 189). Цель упражнения —
развивать способность передвигаться приставными шагами и в то же время
защищаться.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в четыре колонны,
как показано на рисунке;
б) игрок 1 ведет мяч к игроку 2. Игрок 3
передвигается приставными шагами рядом, лицом к игроку 1 и пытается отобрать мяч, если
тот плохо укрыт;
в) игроки 2
и 4 выполняют упражнение в обратном направлении;
г) игрок 1 уходит в
колонну игрока 4, а игрок 3 — в
колонну игрока 2. Игрок 2 переходит в
колонну игрока 3, а игрок
4 — в колонну игрока
1.
«Один на
один с дриблером»
(рис.
190). Искусство остановить игрока, ведущего мяч, прежде чем он достигнет цели,
чрезвычайно важно для
защитника. Цель этого
упражнения — развивать необходимые защитные навыки.
Выполнение: а) одна группа игроков выстраивается
под одним щитом, другая — на другом конце площадки;
б) направляющий
одной из групп ведет мяч к противоположной корзине, а направляющий другой
группы двигается навстречу, встречая его у центральной линии. Защитник,
используя обманные движения, пытается остановить дриблера, прежде чем он
достигнет своей позиции в нападении (тренер сообщает каждому дриблеру позицию,
которую тот должен занять).
Если защитник
не справляется со своими обязанностями, игрок, ведущий мяч, может выполнить
бросок в движении. Затем игроки меняются местами.
«Оттеснение дриблера внутрь» (рис. 191). Многие тренеры считают, что
дриблера следует оттеснить внутрь, . где у него будет
меньше возможностей для свободной игры, выстраиваются в две ко-
Выполнение:
а) игроки выстраиваются в две колонны, как показано на рисунке;
б) игрок 1 ведет мяч от центральной линии;
в) игрок 2 двигается навстречу, чтобы открыть
дриблеру путь внутрь, не давая ему
особых преимуществ на этом пути.
Упражнение
может выполняться с
различных мест. Игроки каждый раз
меняются колоннами.
«Встреча в лоб» (рис. 192). Некоторые игроки уходят в
сторону, если нападающий на последних минутах предпринимает стремительный
проход с мячом. Это вызывается, как правило, опасением нарушить правила при
контакте с нападающим. Предлагаемое упражнение поможет предупредить трусливую
защитную реакцию.
Выполнение: а) две колонны игроков выстраиваются,
как показано на рисунке;
б) игрок 1 ведет мяч вдоль боковой линии, а
игрок 2 выходит навстречу ему;
в) когда игрок 1 приближается на расстояние двух шагов, игрок 2 твердо ставит левую
ногу к боковой линии. Игрок 1 должен войти в тесный контакт с игроком 2, чтобы
последний прочувствовал эту обычную игровую ситуацию; Игрок, встречающий
дриблера, должен попять, что даже штрафной, полученный в этой ситуации, все
же лучше, чем запоздалое проследование
дриблера.
Игроки меняются
колоннами, и упражнение выполняется на обеих сторонах площадки.
Обход заслона (рис. 193). Одни игроки умеют избежать
заслона, применяя проскальзывание или поворот, другие же оказываются
задержанными. Первые обладают врожденным чувством преодоления заслона, но и
вторых можно этому научить.
Выполнение: а) игроки задней линии выстраиваются на
своей позиции слева, нападающие — на своем месте на той же стороне площадки.
Оставшиеся центровые
игроки, за исключением одного, образуют колонну под корзиной. Один
центровой игрок становится защитником к первому нападающему;
б) игрок 1 передает мяч игроку 2 и двигается
для постановки заслона к выполняющему роль защитника игроку 3. Игрок 2
пытается, используя заслон, пройти справа к корзине;
в) игрок 3 использует все возможное, чтобы избежать заслона и остаться со своим подопечным. Затем игроки меняются колоннами по часовой стрелке.
Блокирование мяча при броске (рис. 194). Дриблер иногда получает
преимущество в полшага перед своим защитником. В этом случае защитник не должен
пытаться оттеснить его в сторону или «фолить»; он должен удержаться рядом с
дриблером и попытаться блокировать мяч в момент броска. Цель этого упражнения —
научить игроков правильно действовать в подобных ситуациях.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в две колонны,
как показано на рисунке;
б) игрок 1 намеренно предоставляет игроку 2
преимущество в полшага при движении к корзине;
в) игрок 1 двигается рядом с игроком 2 и пытается блокировать мяч при броске под
корзиной;
г) игроки 1 и 2 меняются колоннами. Упражнение
выполняется из разных исходных позиций.
Блокирование игрока, идущего на добивание
мяча (рис.195). Цель
упражнения — научить игроков правильно действовать после того, как противник
выполнил бросок в корзину. Защитник должен
повернуться лицом к
корзине и, глядя через плечо, сохранить
позицию между подопечным и корзиной.
Выполнение: а) две колонны игроков выстраиваются,
как показано на рисунке;
б) игрок 1 выполняет бросок в корзину и идет на
добивание, игрок 2 также двигается к корзине, но при
этом занимает позицию между игроком 1 и корзиной;
в) игроки 1 и 2 меняются колоннами.
Остановка дриблера в ситуации «один против
двух» (рис. 196). Когда
защитник противостоит двум игрокам, атакующим корзину, он должен в первую
очередь остановить дриблера. Это упражнение поможет защитнику находить
правильное решение, когда он будет сталкиваться с подобными ситуациями.
Выполнение: а) три колонны игроков выстраиваются,
как показано на рисунке;
б) игрок 1
ведет мяч по центру в направлении игрока 3. Когда игрок 1 дойдет до дуги
области штрафного броска, игрок 3 должен остановить его;
в) после
остановки дриблера игрок 3 быстро переключается на опеку игрока 2. Игроки
меняются колоннами. Колонна игрока 2 должна атаковать и с другой стороны площадки.
Прессинг в упражнении с двумя мячами (рис. 197). Цель этого упражнения —
научить защитника правильно опекать дриблера на протяжении длительного ведения.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в колонны в
четырех углах площадки;
б) игрок 2 выходит
вперед, встречает игрока 1 и активно сопровождает его до окончания ведения.
Игрок 3 выходит вперед, встречает игрока 4 и действует так же, как и игрок 2.
Игроки 2 и 3 овладевают мячом после броска, передают его в колонну нападающих и
занимают место в конце этих колонн. Нападающие игроки уходят в колонны
защитников.
«Двое на центрового» (рис. 198). Упражнение научит защитников
переключаться на центрового игрока.
Выполнение: а) игроки выстраиваются, как показано
на рисунке;
б) игрок 1
передает мяч игроку 3 и остается на месте. Защитник, опекающий игрока 2,
немедленно отступает назад и занимает позицию перед центровым игроком 3.
Защитник, находящийся рядом с игроком 3, опекает его
сзади. Эти два защитника пытаются
«связать» игрока 3 так, чтобы он не мог уйти с ведением или передать мяч из
руки в руки проходящему игроку 2.
«Один против трех» (рис. 199). Вероятность успешной защиты
в этом случае чрезвычайно мала. Однако она окажется еще меньше, если защитник
не будет специально тренироваться в подобных ситуациях.
Выполнение; а) игроки выстраиваются в четыре
колонны, как показано на рисунке;
б) игрок
в центре ведет мяч в направлении
защитника, а его партнеры по краям слегка опережают его;
в) защитник
останавливает дриблера и
отступает назад в направлении корзины.
Затем он должен переключиться на
опеку того нападающего, который получит
мяч. Применяя ложные выходы и возвращения, защитник может
помешать выполнению хорошей передачи
или даже перехватить мяч. Он должен показать всю
агрессивность, на которую способен, пытаясь поторопить
игрока, ведущего мяч:
г) игроки
меняются в колоннах.
Опека центрового игрока (рис. 200). Цель этого упражнения —
расширить возможности защитника в изменении позиции при опеке центрового
игрока.
Выполнение: а) на местах двух нападающих и двух
игроков задней линии выстраиваются по одному игроку. Центровой располагается на
линии штрафного броска. Колонна защитников под корзиной, один из них опекает
центрового;
б) нападающие передают мяч друг другу до
тех пор, пока центровой не выйдет в
удобную позицию;
в) если защитник сумеет перехватить мяч, игрок,
который производил передачу, должен выполнить какое-либо задание, например, пробежать круг. Если
центровой сумеет забросить мяч в корзину, наказывается защитник;
г) все игроки часто меняются местами.
Упражнение в прессинге (рис. 201). Физическая подготовка
жизненно важна для команды, возлагающей надежды на игру в защите. Прессинг в
этом смысле предъявляет самые большие требования. Это упражнение полезно
игрокам с точки зрения овладения правильной тактикой и совершенствования
физической подготовленности.
Выполнение: а) два одинаково быстрых и рослых игрока
становятся на линии
штрафного броска. Другие игроки образуют пары и ожидают своей
очереди;
б) тренер бросает мяч в щит, и оба игрока идут
на подбор. Игрок, овладевший мячом, становится нападающим, другой игрок защитником,
применяющим прессинг;
в) нападающий пытается пройти с ведением к
другой корзине и выполнить бросок. В момент броска мяч становится «свободным»,
и игрок, овладевший им, нападает в
другую сторону и т. д. В свою
очередь, прессингующий защитник
все время пытается отобрать мяч у
нападающего.
Упражнение
продолжается, пока один из игроков не наберет шести очков. Затем упражнение
выполняет очередная пара.