ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН БАСКЕТБОЛИСТА
Самостоятельные тренировки дадут желаемый результат, если будут проводиться регулярно, целенаправленно, когда в них будут включены разумно подобранные средства для совершенствования необходимых качеств. Чтобы процесс самостоятельной тренировки осуществлялся целесообразно, его надо планировать.
Задачи самостоятельной
тренировки и средства для их решения отражены в индивидуальном плане баскетболиста.
Индивидуальные планы игрокам низших разрядов составляет тренер, высших — сам
игрок вместе с тренером. Задачи индивидуального плана и содержание должны быть
тесно связаны с командным планом. Индивидуальный план — это как бы составная
часть тренировочного плана всей команды (или группы), где в зависимости от
особенностей каждого игрока подбираются конкретные задачи и средства.
Индивидуальные планы баскетболиста составляются;
а) на непродолжительный отрезок
времени (летние каникулы, на отдельный отрезок времени перед соревнованием и т.
д.);
б) на год;
в) на несколько лет — 2—4 года — перспективный план.
Самый простой, и реальный индивидуальный тренировочный план составляется на непродолжительный период времени. Это конкретный документ, в соответствии с которым осуществляется целенаправленное, самостоятельное совершенствование мастерства баскетболиста. В таком плане игроку указываются конкретные задачи, средства и нормативы, которых он должен достичь в самостоятельных тренировках, План позволяет проверить эффективность подобранных средств, что необходимо для дальнейшего улучшения тренировочного процесса.
При составлении и претворении в жизнь индивидуального тренировочного плана на отдельный период времени необходимо;
а) всесторонне проанализировать уровень сегодняшней подготовки игрока, его возможности, изучить методику тренировки и средства, которые он практиковал до этого, и их эффективность, выяснить, в каких условиях игрок будет тренироваться. Опираясь на материал кропотливого анализа подготовленности игрока и его возможностей и зная индивидуальные свойства баскетболиста, надо установить самые целесообразные задачи и средства, с помощью которых игрок самостоятельно будет совершенствоваться определенный период времени;
б) установить (имея в виду выводы из сделанного анализа) контрольные нормативы для проверки физической и технической подготовки;
в) после окончания намеченного периода времени самостоятельной тренировки проверить, как претворены в жизнь (если возможно, — проверить во время самостоятельной тренировки) рекомендованные средства, и установить, улучшились ли результаты.
Примерный индивидуальный
тренировочный план-задание на период летних каникул для совершенствования
технической подготовки;
Основная задача. Улучшение техники владения телом. Средства и методические
указания. 1. Во время утренней зарядки выполнять: а) упражнения со скакалкой;
б) пробегая короткие отрезки (5—8 м), изменять направление и ритм бега, делать остановки. 2. Проводить
специальные тренировки для улучшения техники владения телом, выполняя: а)
упражнения для улучшения передвижения приставным шагом; б) разные упражнения с
элементами изменения направления и ритма бега с остановками и т. д. 3. Во всех
тренировках (в первой части) выполнять упражнения для совершенствования
приемов техники владения телом.
Контрольные нормативы. Установить время для выполнения
определенного упражнения с элементами техники владения телом, акцентируя
внимание на правильности исполнения приемов, Например, пробегать 5X20 м,
преодолевая на пути препятствия (стойки, набивные мячи и т. д.). Время
устанавливается в зависимости от подготовленности игрока.
Основная задача. Совершенствование приемов защиты. Средства
и методические указания. 1. Выполнять упражнения для совершенствования
передвижения по площадке. 2. Выполнять упражнения для совершенствования
приемов техники владения телом 1X1 без мяча. 3. Выполнять упражнения 1X1 с
мячом.
Контрольные нормативы. Установить количество передач в единицу
времени. Например, 30 или 60 сек. выполняются передачи одной рукой, затем
столько же времени другой.
Установить время для выполнения комплексного упражнения, в котором были бы
элементы бега, передачи мяча на точность.
Основная задача. Совершенствование передач мяча. Средства и
методические указания. 1. Упражнения для совершенствования передач мяча у
стены всеми способами, левой и правой рукой. 2. Упражнение у стены, передавая
мяч как можно быстрее, постоянно меняя способ передач. 3. Упражнения у стены с
защитником. 4. Упражнения с партнером, передавая мяч в движении (передвигаясь
на разных скоростях). 5. Выполняя упражнения для совершенствования бросков мяча
в корзину с. партнером, применять разные способы передач мяча как можно быстрее
и точнее.
Основная задача.
Совершенствование
бросков мяча со средних дистанции.
Средства и методические указания. 1. Упражнения для совершенствования
бросков мяча в одиночку. 2. Упражнения для тренировки двух игроков. Выполнять
броски в движении и в прыжке сериями из отдельных точек. 3. Упражнения с
активным и пассивным сопротивлением защитника.
Контрольные нормативы. Установить процент попадания из определенного
числа бросков.
1. Краткая характеристика игрока, выделяя качества, которые в первую очередь надо совершенствовать. Например: игрок недостаточно подвижен, слабо владеет основными, приемами техники владения телом, особенно изменением направления бега, остановками, и передвижением приставным шагом. Поэтому индивидуальные действия он выполняет неудовлетворительно. При выполнении приемов техники с мячом игрок употребляет очень однообразные передачи, неточно выполняет броски со средних дистанций в движении и в прыжке.
2. В данном периоде надо улучшить: а) подготовку особенно совершенствование быстроты, б) выполнение приемов техники владения телом, особенно остановки изменения направления и ритма бега, передвижение приставным шагом, в) выполнение передач мяча особенно в движении разными способами, г) точность бросков со средних дистанций, особенно при активном действии защитника.
Подбор конкретных упражнений, их дозировка зависят от конкретных условий, степени подготовки игрока и т. д. В задании указаны только те задачи, которые надо решать в первую очередь. Разумеется, что игрок дол-' жен постоянно совершенствовать и физические качества и излюбленные технические приемы.