КОМБИНИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Есть
упражнения, которые трудно отнести к какой-либо одной категории основ техники
игры. С точки
зрения техники каждое
упражнение дает возможность решить несколько задач. В целях плановой
организации тренировочного процесса при работе над исправлением индивидуальных
и командных
недостатков
основное
ударение при выполнении упражнения делается на каком-то одном конкретном
навыке. Это особенно важно при работе с молодыми спортсменами.
Однако имеется
большое число баскетбольных упражнений, составленных таким образом, что они
позволяют совершенствовать несколько навыков одновременно. Такие упражнения
чаще всего используются при работе с опытными спортсменами. При этом тренерам
представляется возможность индивидуализировать акцент
выполняемого упражнения в соответствии с нуждами конкретного игрока.
Предлагаемые ниже упражнения можно назвать «комбинированными». Тренер может
оценить эти упражнения и отобрать те из них, которые больше всего подходят для
решения конкретных задач.
Упражнение в колонне (рис. 117). Это упражнение служит для совершенствования
ведения правой и левой рукой, передач крюком и из рук в руки с переходом на
быстрое ведение.
Выполнение: а) пять игроков образуют колонну;
б) направляющий ведет мяч до точки, лежащей в
трех метрах впереди колонны, поворачивается и выполняет передачу крюком
второму игроку, после чего
делает рывок для получения
передачи из рук в руки.
Получив эту передачу, игрок
быстро обводит колонну
левой рукой;
в) закончив ведение, направляющий передает мяч
второму игроку, который повторяет его
действия, и идет в конец колонны.
Упражнение
можно видоизменить, поставив условие обводить колонну правой рукой.
«Завладей мячом»
(рис.
118). В упражнение добавлен элемент соревнования. Оно развивает агрессивность и
быстроту реакции.
Выполнение: а)
игроки выстраиваются в две шеренги на одной половине площадки, одна шеренга у
одной боковой линии, вторая у другой, лицом друг к другу;
б) в каждой шеренге игроки рассчитываются по
порядку, начиная с правого фланга. В шеренгах должно быть равное число
игроков;
в) тренер катит мяч посередине между шеренгами
называет номер. Те игроки, чей номер назван, борются за мяч. Игрок, овладевший
мячом, пытается забросить его в корзину. Второй игрок выполняет роль защитника.
Если попытка взятия корзины окажется успешной, нападающий принесет своей
команде два очка. В противном случае два очка получит команда защитника.
Тренер должен
помнить называемые номера, чтобы дать возможность выполнить упражнение всем
игрокам. После того как упражнение будет освоено, можно вызывать по нескольку
игроков, создавая ситуации 2X2, 3X3 и т. д.
Передачи, двигаясь приставным шагом (рис. 119). Передвижение приставными
шагами — самое важное в баскетболе. Многие так называемые техничные игроки не
всегда правильно выполняют это передвижение. Это упражнение поможет исправить
ошибки. При выполнении упражнения можно также улучшить технику передачи от
груди и повысить выносливость.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в три колонны,
причем направляющие первой и третьей колонн на расстоянии трех метров от
направляющего второй колонны
б) игрок
1 передает мяч игроку 2 и передвигается приставными шагами на три метра
вправо. Игрок 2 передает мяч игроку 1 в эту точку, а тот выполняет передачу
игроку 3. Затем игрок 1 возвращается приставными шагами в свою
первоначальную позицию, куда игрок 3 отдает ему мяч;
в) игроки меняются колоннами по кругу.
Ведение,
передача крюком и
бросок в движении (рис. 120).
Цель упражнения
— возможно больше приблизить обстановку к игровой.
Выполнение: а) две колонны нападающих и одна колонна
защитников выстраиваются, как показано на рисунке;
б) игрок 1
ведет мяч левой рукой в направлении корзины, а защитник 2 старается оттеснить
его к боковой линии. Игрок 3 прорывается к корзине, получает передачу крюком
левой рукой от игрока 1 и выполняет бросок в движении.
Упражнение
может быть выполнено и на другой стороне площадки. После выполнения упражнения
игроки меняются колоннами.
Поворот и бросок в движении (рис. 121). После поворота некоторые
игроки теряют ориентацию. Приводим упражнение для исправления этого
недостатка, а также для тренировки броска при проходе вдоль лицевой линии.
Выполнение: а) одна колонна игроков выстраивается за
лицевой линией, другая в пределах площадки;
б) первый игрок колонны, находящейся на
площадке, выполняет рывок к корзине. Сделав два или три шага, он
останавливается, выполняет поворот и продолжает движение к корзине. В момент
выхода из поворота игрок из-за пределов площадки посылает ему мяч. Получив
мяч, нападающий выполняет бросок в движении, используя ведение, если это
необходимо.
Заслоны в движении (рис. 122). Это упражнение можно
использовать в целях разминки. Но основная его задача — научить игроков
использовать заслоны в движении.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в три колонны
на одной половине площадки;
б) направляющий
первой колонны передает мяч направляющему второй
колонны, а сам прорывается перед игроком 2, который, ведя мяч левой рукой,
проходит за игроком 1, используя его для заслона в движении. Игрок 2
останавливается слева от корзины, выполняет поворот и передает мяч проходящему
игроку из третьей колонны, который также использовал проход игрока 1 как подвижный
заслон.
Игрок 3
выполняет бросок в движении.
Упражнение
может быть выполнено и на другой
стороне площадки.
Передачи в движении приставными шагами (рис. 123). Цель упражнения — совершенствование
передвижения приставными шагами.
Выполнение: а) игроки становятся, как показано на
рисунке, на расстоянии трех метров друг от друга;
б) игрок с мячом
выполняет передачу первому игроку, стоящему напротив, и передвигается
приставными шагами влево, ожидая ответной передачи. Он продолжает получать и
передавать мяч каждому из пяти игроков шеренги. Обратно игрок с мячом
возвращается, выполняя то же задание, после чего меняет одного из игроков в
шеренге. Другие игроки поочередно выполняют то же упражнение.
В упражнении
могут
быть использованы любые виды передач.
Эстафета с бросками с места (рис. 124). Это упражнение названо
комбинированным, так как объединяет в себе передачи и ведение мяча. Его задача
— научить игроков быстро и спокойно выполнять броски с места.
Выполнение: а) две колонны игроков выстраиваются на
одном конце площадки;
б) по сигналу
тренера направляющие каждой колонны ведут мяч до дуги области штрафного броска
на другом конце площадки. С этой точки они пытаются забросить мяч в корзину,
используя бросок с места или в прыжке. Если игрок промахнется, он должен
подобрать мяч и забросить его из-под корзины. После того как мяч будет заброшен
в корзину, игрок выполняет передачу одной рукой от плеча через всю площадку
очередному партнеру, который продолжает эстафету.
Побеждает
команда, закончившая эстафету первой.
Упражнение в совершенствовании
контролируемых остановок и поворотов (рис. 125). В упражнение включены действия,
которыми часто пользуются опытные игроки. Они трудны для исполнения, возможно,
потому, что над ними работают мало или формально.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в колонны на
местах нападающих;
б) мяч у
первого игрока правой колонны. Первый игрок левой колонны врывается в
трехсекундную зону, мгновенно останавливается в момент получения мяча от игрока
справа, выполняет поворот назад и ведет мяч к корзине левой рукой, выполняя
бросок в движении.
Игроки меняются
колоннами, а упражнение может начинаться с любой стороны.
Бросок в прыжке с сопротивлением (рис. 126). Выполняя упражнение, игроки
должны научиться разумно использовать время для подготовки к броску.
Выполнение: а) одна группа игроков располагается на
линии штрафного броска, другая — под
корзиной;
б) игрок из-под
корзины передает мяч игроку на линию штрафного броска и быстро выходит,
пытаясь помешать последнему выполнить бросок в прыжке.
Игроки меняются
местами в момент, когда упражнение выполняет очередная пара. Упражнение можно
выполнять под любым углом и с любого расстояния от корзины.