Главная

Гостевая
Этапы развития баскетбола Тактика баскетбола
Энциклопедия баскетбола Конспекты тренировочных занятий
Индивидуальная подготовка баскетболиста Наша школа

Индивидуальные действия.

Правильное принятие решения каждым игроком и осуществление его обеспечивают успешность действий команды. Любая ошибка защитника всегда влечет за собой либо изменение счета в пользу противника, либо дезор­ганизацию действий в защите. Успешность действий в защите в значительной мере зависит не только от технического мастер­ства, но и от уверенной и волевой игры.

Основными задачами индивидуальных действий являются следующие:

1.  Не дать подопечному свободно получить мяч.

2.  Если подопечный получил мяч, немедленно «связать» его действия, чтобы воспрепятствовать проведению организованного нападения.

3.  Принять меры к тому, чтобы отобрать мяч, усложнить применение приема, снизить его точность и надежность.

4.   Всеми возможными средствами оказывать противодействие активным атакующим действиям нападающего, препятствуя точ­ному броску в корзину.

Чтобы осуществить решение этих задач, надо правильно опе­кать противника, т. е. выбрать такое место своего распо­ложения и применять такие действия, которые позволят бо­роться за овладение мячом, мешать противнику наблюдать за обстановкой и предупреждать его наиболее эффективные дей­ствия.

Держать игрока — это значит опекать его, пока мячом вла­деет другая команда. Надо постоянно находиться в непосредственной близости от подопечного и сопровождать его в пре­делах зоны, опасной для атаки.

Выбор позиции — решающий фактор успешных действий за­щитника. Позиция в защите должна позволять постоянное ве­дение наблюдения за подопечным, мячом и расположением дру­гих игроков, обеспечивать ликвидацию возможности прохода нападающего к щиту кратчайшим путем. Позиция должна спо­собствовать успешным действиям в применении противодействия, а в случае неудачи обеспечить возможность быстро отступить назад и вновь занять выгодную позицию.

Если защита  осуществляется  вблизи корзины,  наилучшей позицией будет такая, которая позволяет образовать треуголь­ник: защитник, располагающийся на радиусе от корзины, перед ним в поле зрения игрок с мячом и подопечный. Дистанция по отношению к подопечному зависит от места действия и избран­ной   системы  защиты.   В   большинстве  случаев   оптимальной является дистанция 1 —1,5 м. Она позволяет активно действовать против любого  приема,  а  в случае  применения  финтов дает  возможность  своевременно  ликвидировать   возможность прохода.

Опека игрока без мяча. Основное внимание защитника долж­но быть направлено на то, чтобы подопечный не мог выйти на удобную позицию для взаимодействий и не получил мяча. В случае если мяч направлен подопечному, надо его перехватить.

Держать игрока можно двумя способами: «на игрока» и «на мяч». Держание «на игрока» заключается в том, что защитник начинает бороться с противником только после того, как тот получит мяч. Защитник оказывает противодействие прие­мам, которые пытается проводить нападающий.

При защите «на игрока» защитник располагается между щитом и опекаемым игроком.

При держании «на мяч» защитник вступает в борьбу до получения мяча подопечным. Располагаясь несколько сбоку или впереди противника, защитник не дает ему возможности получить мяч. Место расположения следует выбирать с расчетом возможности оказать противодействие проходу в случае, если нападающий все же получит мяч.

Действуя в защите, надо постоянно помнить, что игрок без мяча имеет больше возможностей для маневра и именно этим он очень опасен. Применяя против него приемы держания, надо стремиться к тому, чтобы остановить его передвижения в опас­ную зону или направить в глубь площадки, или к боковым линиям.

Действия защитника против игрока с мячом. Опекая игрока с мячом, защитник всегда встречается с необходимостью оказы­вать противодействие конкретному приему. Успех зависит от учета особенностей опекаемого, его технической подготовлен­ности, части площадки, в которой осуществляется опека.

Действуя против игрока, ведущего мяч, необходимо, прежде всего, его остановить, а затем вступить в борьбу. Противодействуя передаче, надо не только оказывать препятствие мячу, но и стараться закрыть нападающему обзор площадки.

При опеке опасной зоны вблизи корзины надо особенно внимательно следить за тем, чтобы не "попасться" на финт или заслон.

Сила игры защитника, его стойкость определяются в первую очередь умением нейтрализовать соперника. Нужно так опекать соперника, чтобы тот получил самую минимальную возможность для атаки корзины.

Второе достоинство защитника – его умение прийти в нужный момент на помощь товарищу, оказавшемуся в затруднительном положении, т.е. умение подстраховать партнера.

И третья важная особенность обороняющегося – активно действовать в борьбе под своим щитом за мяч, отскочивший от кольца.

Индивидуальная тактика игры основывается на эле­ментарных индивидуальных действиях баскетболиста. Без овладения этими элементарными индивидуальными действиями в нападении или обороне немыслимо продви­жение игрока в большом баскетболе, рост его мастерства. Этот вопрос связан со школой баскетбола. Под данным понятием подразумевается умение игрока выполнять основные простейшие приемы, например, правильно пере­двигаться по площадке: в боксерской стойке, на полусо­гнутых ногах, как бы «заряженных» для прыжка или рывка. Сюда же относится умение защитника правильно выбить мяч у соперника, ведущего мяч мимо обороняю­щегося, и т. д.

В тактических индивидуальных действиях в защите важнейшее место занимает правильный выбор позиции. Обороняющийся должен так располагаться на площадке, чтобы видеть и мяч и своего подопечного. Иначе невоз­можна активная оборона. Можно сказать, что основное правило защитника — всегда (если не считать особый вид обороны — прессинг) располагаться при личной си­стеме защиты между своим щитом и нападающим.

Для подготовки защитника требуется потратить очень много труда, причем не только самому игроку, но и его тренеру. Тренер должен стремиться воспитывать у своих спорт­сменов навыки защитных действий и чувство ответствен­ности за оборону. Нужно создавать на тренировках та­кую обстановку, чтобы баскетболисты получали от своих защитных действий удовлетворение не меньшее, чем от игры в нападении.

Эффективная игра защитника немыслима без умения правильно оценивать ситуацию на площадке, выбирать в зависимости от нее лучший вариант обороны, т. е. дей­ствовать тактически грамотно. Это нелегко. Даже силь­ные игроки не всегда тактически правильно выбирают место на площадке, что нередко сказывается на исходе матча. Если, например, защитник в борьбе за мяч, отско­чивший от щита, повернется спиной к своему подопечно­му раньше, чем остановит его продвижение к щиту, то эта тактическая ошибка приведет к проигрышу обороня­ющимся схватки за мяч с подопечным нападающим.

Элементарные индивидуальные действия в защите хорошо разучивать в игровых упражнениях 1X1. Эле­мент соревнования, эмоциональность единоборства по­ощряют игроков к активному сопротивлению, противо­действию атакующему партнеру. Тренеру же нужно от­мечать все удачные действия защитника, хвалить его за успех в обороне.

А теперь советы баскетболистам по индивидуальной игре в защите.

Чтобы успешно действовать в обороне, нужно выра­ботать, развить периферическое зрение. Ведь в игре придется наблюдать одновременно и за соперником и за мячом.

Не нужно бегать по пятам за соперником. Старай­тесь находиться немного сбоку от него, со стороны своего щита.

Передвигаясь, не скрещивайте ног, пусть одна нога всегда остается впереди другой.

Когда ваш подопечный пытается улизнуть из-под ох­раны с помощью заслонов, старайтесь проскользнуть ми­мо заслоняющего соперника, продолжая стеречь своего нападающего. Не переключайтесь на другого игрока, если есть возможность воспеть за своим подопечным.

Необходимость смены подопечных нужно определить тому защитнику, который расположен ближе к корзи­не, — ему виднее обстановка на площадке. Если надо по­меняться соперниками, то задний игрок должен крикнуть партнеру: «Переключись!» После этого игроки охраняют новых соперников до тех пор, пока не представится удоб­ного случая снова взять под опеку своих прежних подо­печных.

Не давайте своему конкуренту проникать к корзине после броска, становитесь на его пути, а потом сами стре­митесь овладеть мячом при отскоке от щита.

Никогда не теряйте соперника из виду независимо от местонахождения мяча. Если ваш подопечный получит мяч, не бросайтесь на него. Чем резче защитник устре­мится навстречу, тем легче нападающему обыграть его и прорваться к корзине.

Не нужно имитировать нападение на соперника, делая ложные выпады - они не приносят пользы. Когда ваш подопечный с мячом готовится к атаке, вытягивайте вверх одну руку, закрывая от взора соперника корзину, а вторую руку держите наготове внизу, чтобы прервать дриблинг нападающего.

Внимательно наблюдайте за манерой игры, за прие­мами атаки своего соперника. Сразу же принимайте контрмеры, чтобы не дать нападающему возможности вторично добиться результата с помощью одного и того же маневра.

Если подопечный не имеет мяча, будьте готовы прийти на помощь товарищу, противодействующему нападающе­му с мячом. Сообщите партнеру, что можете переклю­читься на его подопечного при заслоне или подстрахо­вать при проходе соперника с мячом.

Не располагайтесь вплотную к сопернику без мяча. Отступите на шаг назад, чтобы ваш партнер мог про­скользнуть между вами при перемещениях нападающих. Но этот совет не относится к опеке того нападающего, который действует невдалеке от корзины.

Играя близко к своему щиту, лучше сразу же пере­ключаться на других, соперников при заслонах. А вдале­ке от корзины можно успеть снова взять под присмотр своего подопечного. Когда соперники ставят двойной заслон и опекать  плотно своего игрока невозможно, отходите па шаг назад,  чтобы освободить место партнеру, стерегущему второго нападающего.

Отнимайте у соперника мяч не тогда, когда он полу­чил его, а во время передачи. Стремитесь затруднить со­пернику прием передачи.

Противодействуя нападающему с мячом, сохраняю­щему право на дриблинг, следите за положением его центра тяжести: проход начнется в ту сторону, куда перемещается центр тяжести тела.

Не приступайте к активной игре в защите — перехва­там передач, отбору мяча, — пока не выясните сильных и слабых сторон игры подопечного.

Помните, что успех обороны на три четверти зависит от желания защитников сыграть удачно. Если приклады­вать все усилия, то можно сдержать даже очень сильного нападающего.

Разберем индивидуальные тактические действия за­щитника, изображенные на рисунках.

Правильная стойка защитника, его действия, когда нападающий готовится к броску, видны из рисунка.

 

 

 Защит­ник стоит на полусогнутых ногах. Правая рука вытяну­та вперед, мешая нападающему прицеливаться. Левая отведена в сторону-вниз, чтобы выбить у соперника мяч в случае начала дриблинга. В зависимости от действий атакующего позиция защитника по отношению к нападающему меняется. Если нападающий поднимает мяч, готовясь атаковать корзину, защитник делает два быстрых коротких шага вперед, не меняя положения ног и сохраняя стойку. Вытянутой рукой защитник мешает как броску, так и передаче мяча. А когда соперник опу­скает мяч, готовясь начать ведение, защитник момен­тально отступает на два шага, чтобы не допустить про­хода нападающего к щиту. Ноги обороняющегося всегда остаются полусогнутыми — защитник готов к прыжку вверх в случае броска по корзине (нужно попытаться отбить в воздухе брошенный мяч) или к быстрому изме­нению позиции, когда нужно закрыть атакующему путь прохода к щиту.

После того как соперник сделал бросок по корзине, защитник не отворачивается от него. См. рис.

 

 

 Оставаясь в положении лицом к нападающему, защитник стремится телом отгородить атакующего от щита, оказаться на пути соперника к корзине. Эту тонкость борьбы за отскаки­вающий от кольца мяч подчас упускают многие даже опытные баскетболисты. Они отворачиваются от соперни­ка, как только тот выпустит мяч из рук, и тем самым открывают ему дорогу к щиту. Ведь нападающему не трудно обежать защитника, оказавшегося спиной к нему.

На следующем рисунке видно, что защитник, отступая, все время смотрит на соперника: с какой стороны тот задумает прорваться под кольцо?

 

 И в том же направлении смеща­ется обороняющийся, как бы воздвигая подвижный барь­ер перед нападающим. Только после того как атакующий натолкнется на преграду, остановится, защитник отвора­чивается от него. См. рисунок.

Теперь пора все внимание об­ратить на мяч, определить направление его отскока от щита и прыгнуть ему навстречу.

Результат правильных тактических действий обороня­ющегося при борьбе за отскочивший мяч виден на следующем рисунке. Нападающий за спиной, путь к щиту ему отрезан. А защитник уже подготовился к прыжку, чтобы поймать мяч в наиболее высокой точке. Ноги обороняющегося со­гнуты и поставлены широко. Локти разведены в сторо­ны, чтобы сопернику труднее было преодолеть преграду.

 

А теперь разберем тактику индивидуальных тактиче­ских действий защитника при опеке снайпера команды противника, используя индивидуальный прессинг.

 Многие баскетболисты грешат такой ошибкой: позволяют нападающему получить мяч неда­леко от корзины и лишь после этого включаются в актив­ную оборону. Этим защитники как бы сами создают себе значительные трудности в отстаивании своей корзины.

Почему же так происходит? По-моему, тут две при­чины. Иногда обороняющиеся медлят с активной игрой в целях кажущейся экономии сил. А чаще, как мне ка­жется, тут действует сила традиций: защитник не может преодолеть давней привязанности к своему щиту, при­выкнуть играть по-новому — атаковать нападающего не после получения им мяча, а в момент передачи мяча.

Практика показывает, что если защитник даст сопер­нику возможность получить мяч в радиусе его броска в прыжке, то, как правило, нападающий сумеет сделать бросок по кольцу. Ведь бросок в прыжке можно пре­дотвратить, да и то не всегда, только в том случае, если сразу же устремиться на соперника, принявшего мяч, и подпрыгнуть, вытянув руку вверх. Но если нападающий игрок опытный, то он, конечно, использует встречное дви­жение защитника и, проимитировав начало броска по корзине, прибегнет к другому средству атаки — проходу с мячом под щит. И обороняющийся окажется в беспо­мощном положении.

Так что целесообразнее вести борьбу в обороне так, чтобы оставить нападающему как можно меньше воз­можностей принять мяч от партнеров в опасной зоне, откуда можно послать мяч в цель броском в прыжке. И здесь не надо жалеть сил. Чем меньше нападающий примет пасов в опасной близости к корзине, тем реже будет бросать по кольцу, тем меньше принесет очков сво­ей команде, тем меньше сделает опасных передач парт­нерам.

При такой активной обороне защитник особенно вни­мательно должен соблюдать принципы индивидуальных тактических действий. Ему надо постоянно перемещать­ся, сохраняя правильную баскетбольную стойку, все вре­мя следить за действиями подопечного и правильно вы­бирать место на площадке.

На рис.показано, как защитник должен менять свою позицию при перемещениях подопечного игрока. Когда нападающий готовится получить передачу мяча, защитник приближается к сопернику вплотную (См. рис.).

 Обороняющийся расположился спиной к своему щиту. Левой, вытянутой, рукой он мешает нападающему при­нять пас. Лицо защитника обращено к мячу, за соперни­ком он наблюдает периферическим зрением. Довольно широко расставленные ноги и наклоненное вперед туло­вище помешают сопернику пройти к корзине, если он ре­шит устремиться к ней.

Нападающий начинает выбирать другую позицию (См. рис.).

С правых «усиков» трехсекундной зоны он ухо­дит назад. Защитник переводит взгляд на соперника и теперь периферическим зрением следит за мячом, кото­рый находится в правом углу площадки. Ноги защитника остаются полусогнутыми, как бы заряженными для стре­мительного рывка и прыжка на перехват мяча.

Не скрещивая ног, короткими шагами защитник сле­дует за подопечным, ни на секунду не упуская из поля зрения мяча (См. рис).

Правая рука перекрывает направ­ление возможной передачи. Если мяч передан где-то за спиной защитника, то обороняющийся поворачивает го­лову туда, куда сделан пас, и сразу же сам изменяет по­зицию, чтобы можно было не терять из виду ни подопеч­ного, ни мяча (См. рис).

И снова защитник стоит на пути мяча к нападающе­му (См. рис.).

Одновременно защитник продолжает за­крывать атакующему дорогу в трехсекундную зону.

Куда бы ни двинулся соперник, защитник всюду со­провождает его, оставаясь между ним и щитом, наблю­дая и за соперником и за мячом и препятствуя сопернику получить передачу мяча (См. рис.).

Этот вид индивидуальной игры в обороне — индивиду­альный прессинг—очень труден. Мало того, что такая плотная опека нападающего требует от защитника проч­ных технических навыков, хороших физических качеств — скорости, выносливости, силы (особенно силы ног), бы­строты реакции. Нужны еще отлично развитое игровое мышление, игровая интуиция, тактический кругозор, по­нимание защитных задач в мгновенно меняющейся об­становке на поле.

Умелая нейтрализация центрового игрока противника нередко предопределяет успех всей командной обороны. Но это тоже нелегкая проблема, и ее часто не могут ре­шить очень многие мастера баскетбола.

Строго разграничить индивидуальную и командную тактику игры в защите против центрового трудно. Цент­ровой —  острие атак нападающей команды, и притупить это острие призван не только один опекун центрового — ему должны помогать и партнеры.

Центровой же игрок обороняющейся команды — это стержень всей обороны, ее последний и самый надежный рубеж. Центровой в защите бдительно охраняет своего подопечного и в то же время никогда не выпускает из поля зрения мяч, следит за действиями всех нападаю­щих с мячом и за партнерами по обороне, приходит на помощь товарищам, попадающим в затруднительное по­ложение. Опекая центрового, нужно все усилия приложить к тому, чтобы мяч как можно реже попадал к нему. Ведь центровой располагается ближе, чем все другие ата­кующие, к корзине обороняющихся и создает наиболь­шую угрозу, если получает мяч. Да и сил защитнику по­требуется приложить меньше, когда он будет опекать центрового без мяча, а не с мячом.

Разберем действия опекуна центрового в такой ситуа­ции, когда атакующий располагается с правой стороны от щита (если смотреть со стороны обороняющихся) и мяч находится в правом углу площадки. Позиция цент­рового на «усиках» трехсекундной зоны наиболее типич­на для высокорослых малоподвижных центровых, так на­зываемых стационарных «центров». Опекая сзади такого стационарного центрового, защитник должен в первую очередь предотвратить проход соперника по лицевой ли­нии площадки. Другое направление прохода к корзине — через середину трехсекундной зоны — обязаны подстра­ховать партнеры по обороне. Почему такое распределе­ние обязанностей целесообразнее? Потому что при про­ходе атакующего через середину запретной зоны один или двое защитников могут успеть преградить ему дорогу, выбить мяч. А если опекун центрового закроет атакующе­му дорогу к середине и оставит коридор вдоль лицевой линии, то центровой, повернув вправо и пройдя по лице­вой линии, окажется один на один со щитом, и никто из обороняющихся не сумеет помочь опекуну.

При движении центрового атакующей команды попе­рек трехсекундной зоны, от одних «усиков» к другим, защитник в первую очередь должен попытаться прегра­дить дорогу нападающему игроку: повернуться к нему лицом и не пускать под щит. А если это не удастся, то обороняющемуся нужно преследовать соперника, все время выбирая такую позицию, чтобы находиться между атакующим центровым и щитом. В этом случае только умелый выбор места и быстрота ориентировки защитни­ка спасут обороняющихся от проигрыша двух очков. Ведь стоит пропустить мяч к центровому, и никакими усилиями (если, конечно, действовать в пределах пра­вил) нельзя будет предотвратить успешную атаку кор­зины из-под щита.

Если подопечный центровой игрок обладает умением метко бросать мяч по корзине в прыжке со средней дистанции, то такого соперника нужно опекать очень плот­но, взять в индивидуальный прессинг, как было пока­зано на рис.

В арсенале индивидуальных защитных действий клас­сного центрового должен быть еще один важный прием — умение ловить мяч под своим щитом в наиболее высокой точке, не ниже, чем уровень кольца. Ведь центровой иг­рок больше всех своих товарищей участвует в борьбе за мяч, отскочивший от щита при неудачном броске по корзине, и потому подбор высоких мячей ложится, прежде всего, на его плечи. Для совершенствования подбора мяча в свободных условиях хороший результат дает такое упражнение. Центровой встает лицом к корзине в 2,5—3 м от нее. Два других игрока располагаются в 6—7 м от щита, каждый с мячом. Они поочередно, чтобы создать высокий темп упражнения, бросают мячи в щит. Центровой должен поймать отскочивший мяч и, не опуская рук, быстро повернуться и передать мяч бросавшему его партнеру. Силу бросков мяча в щит и частоту передач следует постепен­но увеличивать, Упражнение можно усложнить, поставив к щиту двоих или сразу троих центровых, которые будут бороться друг с другом за отскакивающие от щита мячи. Полезным и очень эмоциональным упражнением яв­ляется игра у одного кольца, когда каждый баскетболист действует самостоятельно, «каждый за себя». Кроме на­выка борьбы за отскакивающий от щита мяч, игроки со­вершенствуют и элементы нападения. Четыре-пять высо­ких баскетболистов встают под корзиной. Тренер делает первый бросок мяча в щит. Каждый из упражняющихся стремится подобрать мяч. Тот, кому это удается, ста­рается тут же забросить мяч в корзину, остальные пре­пятствуют его попыткам. И в момент ловли отскочившего от щита мяча и при атаке игроком корзины разрешается жесткая игра телом, более свободная, чем допускается правилами. Мелкие нарушения правил не фиксируются, но умышленной грубости допускать не следует.

Игрок, забросивший мяч из-под кольца, получает 1 очко. Затем он без помех бросает мяч с 6 м от корзины. Если попадет, то ему начисляются еще 2 очка и дается право на следующий бросок без 'противодействия сопер­ников. И так до промаха. А если мяч не попадает в кор­зину, то игроки под кольцом вступают в борьбу за него. Такая игра ведется до обусловленного количества очков, например до 51, 61, 85 или 101.

Еще один важный прием в защитных действиях цент­рового — отбивание мяча, брошенного соперником по корзине, — тоже крайне редко тренируется специально. А без целенаправленной тренировки овладеть этим слож­ным приемом пожалуй, невозможно. Ведь, чтобы четко выполнять его, нужно, кроме хорошего прыжка и отлич­ной координации движений, овладеть умением быстро и своевременно занимать нужную позицию, точно выби­рать момент для прыжка и, не нарушая правил, отбивать мяч вытянутой вверх рукой.

Упражнение для шлифовки этого приема состоит в следующем. Центровой пристраивается к игроку, ведуще­му мяч к щиту, движется вместе с ним. Затем, в мо­мент броска по корзине, центровой подпрыгивает точно вверх и как можно выше и вытянутой рукой отбивает мяч. Сначала партнером центрового выступает невысокий защитник, который направляет мяч в цель одной ру­кой от плеча, без обманных движений. Потом бросок ус­ложняется, скорость ведения мяча увеличивается, а партнером центрового выступает более высокий баскет­болист, например крайний нападающий или другой цент­ровой.

Это же упражнение можно организовать так, чтобы в нем участвовали не двое, а целая группа баскетболистов, Центровой встает невдалеке от щита, а остальные игро­ки, каждый со своим мячом, поочередно атакуют корзи­ну, подбирают свои мячи и снова, описав круг, выходят на позиции для атаки. Центровой стремится накрыть каждый мяч, направляемый партнерами в корзину. За­тем место обороняющегося центрового занимает другой игрок.

  Передвижения защитника следует тренировать регулярно:

а)   в каждой тренировке — с сопротивлением и без сопротивления;

б)   с одним или двумя мячами;

в)   приставными шагами, контактно касаясь ближ­ней к нападающему рукой его корпуса.

Действия защитника в разных ситуациях можно подразделить на 12 позиций:

1.     Защита против дриблера, ведущего мяч к ваше­му кольцу.

2.  Защита против игрока, закончившего ведение и стремящегося сделать либо бросок по кольцу, либо передачу.

3.   Защита против нападающего в 5—6 м от щита, но не использовавшего ведение.

4.   Действия защитников в численном меньшинстве.

5.   Действия двух защитников против трех напа­дающих.

6.   Действия трех защитников против четырех нападающих.

7.   Действия защитников при заслонах.

8.   Защита против заслона сзади.

9.    Защита проскальзыванием.

10.   Групповой отбор мяча двумя защитниками.

11.   Защита против первой передачи в контратаку.

12.   Борьба с нападающим в углах площадки.

Попробуем проанализировать действия за­щитника в каждой из этих позиций.

1. Задача защитника — в параллельной низкой стойке, не скрещивая ног, двигаться спиной вперед, ко­лени чуть согнуты, одна рука все время делает атаку­ющие движения к ведущему мяч (финты корпусом и головой участвуют в этом пугающем ведущего мяч движении), другой рукой он пытается остановить ве­дение (если возможно, — выбить мяч). Поднятая вверх рука готова помешать ведущему сделать передачу. Руки можно менять, они все время в движении.

Как уже говорилось, передвигаться следует на «за­ряженной» стопе, пятки не касаются пола, спина пря­мая, чуть наклонена вперед, голова поднята вверх.

Ведущего следует оттеснить к боковой линии, в угол площадки, или направлять его движение к партнеру по защите, помня, что нельзя пустить ведущего в «сильную» сторону (если левша — влево, если прав­ша — вправо).

Расстояние от ведущего следует сохранять в зависимости от скорости его рывка с мячом, его возможностей атаковать или сделать передачу, а также от ваших возможностей с учетом позиции на поле партнеров по защите. Не спешите ото­брать мяч у хорошего дриблера, ждите его оста­новки или ошибки.

2.  Если нападающий закончил ведение и остано­вился для броска или передачи мяча, защитник непре­менно должен сблизиться с ним, активно действуя ру­ками, мешая ему сосредоточиться для последующих действий. Ближняя к сопернику рука должна касать­ся пальцами его груди или живота и не позволять ему поднять мяч вверх для атаки кольца или паса. Защит­ник стремится заставить соперника повернуться спи­ной к щиту и, не прекращая атаковать нападающего, мешает ему сделать прицельный пас. Защитник дол­жен сигнализировать партнерам по обороне, чтобы они были готовы к перехвату мяча. Это уже команд­ные действия.

3.  Если соперник получил мяч в 5—6 м от щита и он владеет ведением, защитник не переставая должен активно атаковать нападающего; делать короткие вы­пады передней ногой, действовать руками, не давая ему прицелиться. Нападающего нельзя пропустить к щиту по лицевой линии, если он чуть сместится к ней, никто из партнеров защитнику не поможет. Рука, близкая к лицевой линии, страхует проход с ведением, другая — атакует нападающего.

Не следует поддаваться на финты. Если нападаю­щий пошел по лицевой линии, где защитник занял позицию, можно встретить его грудью и показать ар­битрам, что он вас сбил с ног. Не бойтесь и научитесь падать мягко на спину.

Если нападающий, несмотря на активность защит­ника, поднял мяч для броска, надо попытаться прыгать вместе с ним и помешать броску. Не переставайте трудиться и тогда, когда противник уже сделал бро­сок или передачу. Не отворачивайтесь от него и пре­граждайте ему путь к щиту. Сделав шаг назад, встре­чайте его лицом, а не пытайтесь бежать вслед за ним. Вы всегда должны быть в эти моменты между сопер­ником и своим щитом.

4.  Если защитник оказался один против двух на­падающих, он стремится не дать забросить мяч из-под щита и отступает спиной к своему кольцу так, чтобы видеть обоих нападающих. Ложными движениями он старается остановить игрока с мячом и не давать ему сделать передачу сопернику под кольцо или успеть к нему, чтобы блокировать бросок издали. Не дав заб­росить мяч из-под щита, защитник выполнит свою миссию.

Тренировка 2x1 на месте и в движении развивает у защитников реакцию, учит активному движению рук, движению спиной вперед, хладнокровию и умению перехватить мяч.

5.   Двое защитников против трех нападающих — часто встречающаяся ситуация в любых матчах, по­этому защитники, вне зависимости от их амплуа, ока­завшись в меньшинстве, должны знать свой маневр.

Передний защитник двигается в сторону игрока, ведущего мяч, чтобы остановить его на вершине трехочковой зоны атаки. Он применяет финт, показывая, что вступить в контакт с этим нападающим — его главная реальная задача. При этом он не должен сблизиться с ведущим мяч противником. Задний игрок защиты занимает позицию на линии штрафного брос­ка, следом за передним и после передачи от дриблера двигается в сторону игрока, получившего мяч, — он отвечает за проход этого игрока к щиту или бросок с близкого расстояния. Передний защитник тем време­нем быстро двигается к третьему нападающему под щит, успевая помешать ему получить мяч. Задача двух защитников — не дать забросить мяч из-под щита. Упражнений 3x2, 4x3, 5x4 — хорошая школа для тре­нировки таких действий. Тренировать их можно, напа­дая с двумя мячами.

6. Если три защитника обороняются против четы­рех нападающих, их действия строятся следующим образом. Если мяч у нападающего XI, к нему устрем­ляется защитник №1, защитник №2 отвечает за бро­сок и переход к щиту нападающего ХЗ, защитник №3 смещается к щиту. Если мяч получает нападающий Х2, к нему стремится защитник №1. Защитник №3 отвечает за нападающего Х4, защитник №2 смещает­ся к кольцу.

Упражнение 4x3 на месте и в движении, с подбо­ром мяча после броска, с одним и двумя мячами — хорошая репетиция для защиты втроем против чет­верых.

7.  Сегодня ни одна даже очень серьезная команда не представляет себе нападения без комбинации из заслонов.

Согласованность действий защитников команды, предупреждение о готовящемся заслоне определяют подготовку команды к борьбе с заслонами.

Защитник, опекающий игрока, который ставит зас­лон, обязан предупредить своего партнера о готовя­щейся угрозе. Если заслон без мяча сделан нападающими одного роста, нет большой опасности смены защитников.

Если защитники хотят избежать смены при зас­лоне сбоку, защитник должен повернуться в сторону заслоняющегося и отступить, обходя его сзади, что не позволит сделать проход нападающего к щиту.

Если нападающий ставит заслон со «слепой» сто­роны, сзади, защитник должен открыться в сторону партнера по защите, повернувшись к нему боком. Это затруднит постановку заслона.

8. Если ваш партнер ставит заслон снайперу при атаке со средних или длинных дистанций сзади защит­ника и выбраться из-под такого заслона вы не успели, — смена необходима: ваш партнер переключается на снайпера с поднятой рукой и мешает ему сделать бро­сок. Вы же остаетесь с опасным, превосходящим вас в росте противником, и ваша задача — не дать ему полу­чить мяч или подобрать мяч после броска.

Без помощи партнеров в этой ситуации обойтись трудно. А вообще, я сторонник наименьшей смены при заслонах, т.к. это снижает индивидуальную ответствен­ность и дает шанс нападающему обыграть защитника.

9. Если ваш подопечный, владея мячом, стремится сделать передачу партнеру, который вплотную при­ближается к нему, вы должны сделать шаг назад и дать проскользнуть своему партнеру по защите, а за­тем занять активную позицию по отношению к свое­му нападающему.

10. Защитник всегда должен стремиться напра­вить дриблера к боковой линии, в угол площадки, заставить его остановиться и повернуться спиной к щиту.

Второй защитник, видя эту ситуацию, атакует со­перника с мячом с другой стороны. Оба они активными движениями рук мешают сделать прицельную передачу. Важно, чтобы остальные игроки оборо­ны были готовы, нацелены на перехват мяча.

11. Высокий центровой команды, играющий близко к щиту, мешает дриблеру сделать прицельный пер­вый пас. В это же время наш быстрый защитник, прессингует №1 соперника и не дает ему получить мяч. Три остальных  игрока должны  немедленно возвратиться в свою зону.

Держание нападающего с мячом в позиции игрока задней линии. Исходя из общего принципа школы защитных действий, защитник в этой ситуации должен занять пози­цию, препятствующую ведению или передаче мяча вдоль боковой линии. Таким образом, на левой стороне площадки защитник должен сместиться на полкорпуса влево от нападающего, выставить левую ногу вперед и опустить левую руку вниз для предупреждения попыток ведения вдоль боковой линии. Правая рука защитника удерживается на уровне пояса нападающего. Защитник должен уметь сохранять расстояние по отношению к игроку с мячом. Это расстояние будет правильным, если в любой момент он сможет, вытянув руку, коснуться нападающего. При более близкой дистанции нападающий уйдет от защитника, а более далекая не позволит защитнику эффективно противодействовать его игре.

При держании нападающего с мячом в позиции игрока задней линии на правой стороне площадки техника действий защитника меняется в зеркальном отображении.

Каждый защитник должен помнить, что играть в параллельной стойке он должен только в двух случаях — при сопровождении дриблера, двигающегося поперек пло­щадки, и при атаке нападающего, закончившего ведение. При попытке броска из этой позиции защитник должен выполнить блокирующий поворот вперед.

Держание игрока с мячом в позиции крайнего нападающего. В этой позиции защитник должен занять место на рас­стоянии вытянутой руки от нападающего, сместившись на полкорпуса в сторону лицевой линии и выдвинув ближ­нюю к лицевой линии ногу вперед. Рука, одноименная с выставленной вперед ногой, опущена вниз и препятству­ет возможному проходу нападающего вдоль лицевой ли­нии.

Распространенной ошибкой является держание крайнего нападающего игрока с мячом в одинаковой стойке (на­пример, с выставленной вперед правой ногой) на левой и правой сторонах площадки.

При попытке броска защитник выполняет блокирующий поворот вперед.

Держание игрока с мячом на линии штрафного броска

(в позиции центрового). Защитник располагается за спиной нападающего, не касаясь его и слегка сместившись в левую сторону, если нападающий правша. Такая позиция защитника облегчает противодействие броску после выполнения напа­дающим поворота.

При выполнении броска защитник должен пытаться на­крыть мяч рукой, одноименной с бьющей рукой нападающего, и сделать блокирующий поворот вперед.

Держание игрока с мячом на боковой линии области штраф­ного броска (в позиции центрового). Защитник располагается за спиной нападающего, не касаясь его и сместившись на полкорпуса в сторону лицевой линии. Такая позиция защит­ника закрывает нападающему наиболее опасное направление для атаки, где защитнику не может быть оказана помощь. Держание нападающего с мячом в позициях центрового игрока является наиболее опасным для защитника. Поэтому защитник должен принимать все меры, препятствующие возникновению этих ситуаций. Конкретные действия защит­ника, препятствующие получению нападающим мяча в по­зиции центрового, рассматриваются ниже.

Держание нападающего в позиции игрока задней лилии на стороне мяча. В этой ситуации мяч находится у игрока на линии штрафного броска, на боковой линии области штраф­ного броска или в позиции крайнего нападающего.

В первых двух случаях защитник, опекающий нападаю­щего без мяча в позиции игрока задней линии, должен сместиться к мячу, помогая своему партнеру связать действия нападающего с мячом в позиции центрового. В случае пере­дачи мяча его подопечному защитник обязан быстро занять позицию, соответствующую новой игровой ситуации.

Когда мяч находится в позиции крайнего нападающего игрока, защитник, опекающий нападающего без мяча в пози­ции игрока задней линии, должен сместиться в сторону мяча и сделать шаг назад в сторону охраняемой корзины, сформи­ровав плоский треугольник, вершинами которого являются он сам, его подопечный и мяч. Одна рука защитника должна быть направлена на мяч, другая на подопечного. Оба этих объекта он обязан постоянно удерживать в поле зрения. Такая стойка защитника называется открытой стойкой.

Поскольку его партнер, держащий игрока с мячом, в этом случае закрывает направление прохода вдоль лицевой линии, целью смещения защитника в позицию плоского треуголь­ника является оказание помощи партнеру при возможном проходе нападающего с ведением в открытую сторону. Оказывая такую помощь, защитник обязан прыжком пере­крыть направление ведения нападающему, вынуждая послед­него остановиться и взять мяч в руки, после чего сразу же вернуться к своему подопечному (См. рис.).

Насколько далеко в сторону мяча должен смещаться защитник, будет зависеть от задачи в целом. Защитник дол­жен успеть оказать помощь в остановке дриблера и вернуться к своему подопечному, если ему будет передан мяч.

При броске из позиции крайнего нападающего защитник должен закрыть кратчайший путь к корзине игроку задней линии, выполнив поворот вперед, после чего начать движение к корзине.

Держание игрока в позиции крайнего нападающего на стороне мяча. В этой ситуации мяч находится у игрока задней линии. Исходя из общего принципа школы защитных дейст­вий, защитник в этой ситуации должен препятствовать воз­можной передаче мяча вперед своему подопечному. Для этого ему надо сместиться в сторону возможной передачи и держать своего подопечного в закрытой стойке, вытянув одну руку перед нападающим, а вторую— за его спиной. Взгляд защит­ника направлен на мяч. За подопечным он следит перифери­ческим зрением. Голову защитник должен все время удержи­вать на линии, как бы соединяющей мяч и подопечного (См. рис.).

При попытках нападающего освободиться, выполнив наведение на центрового игрока, защитник обязан обойти заслон спереди, сохраняя позицию между мячом и подопечным (См. рис.).

При броске из позиции игрока задней линии защитник, опекающий крайнего напада­ющего, должен сделать блоки­рующий поворот назад и на­чать движение к корзине.

Держание игрока без мяча на линии штрафного броска (в позиции центрового). Эта позиция всегда считается ближней к мячу стороной площадки, независимо от того, на­ходится ли мяч у одного из игроков задней линии или в позиции крайнего напада­ющего игрока. Защитник, дер­жащий игрока без мяча на ли­нии штрафного броска, обязан играть по отношению к сво­ему подопечному в закрытой стойке, выдвинувшись на пол­корпуса со стороны мяча. При передачах мяча между игро­ками задней линии защитник, как правило, перемещается за спиной своего подопечного

(См. рис.).

Когда мяч передается в позицию крайнего нападающего игрока, защитник должен быть очень внимателен, чтобы не пропустить возможный рывок нападающего к корзине у себя за спиной. При этом всегда следует сохранять позицию между мячом и подопечным.

При возможном броске из любой позиции защитник должен сделать блокирующий поворот назад и начать дви­жение к корзине.

Держание игрока на боковой линии области штрафного броска на стороне мяча (в позиции центрового). В этой ситуа­ции защитник держит нападающего спереди или выдвинув­шись на 3/4 со стороны мяча в закрытой стойке. Цель защит­ника—не дать нападающему возможности получить мяч. При передачах мяча между крайним нападающим и игроком задней линии защитник остается спереди по отношению к своему подопечному. Одна его рука опущена вниз и отведена назад, чтобы контролировать подопечного, вторая поднята вверх и препятствует передачам мяча (См. рис.).

За навесные передачи центровому игроку в этой ситуации отвечает защитник, держащий игрока на дальней от мяча стороне площадки. Этот же защитник выполняет блокировку центрового игрока в момент броска. При этом защитники меняются подопечными, выполняя так называемое перекрест­ное блокирование (См. рис.).

Держание нападающего в позиции игрока задней линии на дальней от мяча стороне площадки. В этой ситуации мяч может находиться у второго игрока задней линии или у даль­него крайнего нападающего. В обоих случаях защитник обязан сместиться в сторону мяча, сформировав плоский треугольник, вершинами которого являются он сам, мяч и подопечный. Если мяч находится у второго игрока задней линии, задача защитника помочь партнеру в остановке дриблера и возвратиться к своему подопечному в момент пере­дачи ему мяча (См. рис.).

Когда мячом владеет крайний нападающий игрок, защит­ник в случае необходимости должен переключиться на ближ­него крайнего нападающего игрока. Эта необходимость может возникнуть при ошибке защитника, держащего игрока с мячом и позволившего ему начать ведение вдоль лицевой линии. На дриблера в этом случае вынужден будет переклю­читься защитник, держащий игрока в позиции центрового, а на центрового —защитник, держащий крайнего нападаю­щего на дальней от мяча стороне площадки (См. рис.).

Защит­ники возвращаются к своим подопечным после того, как игрок с мячом будет остановлен.

При броске из любой позиции защитник, держащий напа­дающего в позиции игрока задней линии на дальней от мяча стороне площадки, должен сделать один-два шага в направлении своего подопечного, вы­полнить блокирующий пово­рот вперед и начать движе­ние в сторону корзины.

Держание крайнего напа­дающего игрока на дальней от мяча стороне площадки. Защит­ник обязан сместиться в сторо­ну мяча и сформировать плос­кий треугольник, вершинами которого являются он сам, мяч и подопечный. Главная его цель в этой ситуации—под­страховка навесных передач центровому на дальней от мяча стороне площадки (См. рис.).

В случае необходимости он должен переключиться на центрового, или принять участие в пере­крестном блокировании.

При броске, не требующем перекрестного блокирования, защитник обязан сделать один-два шага в направлении своего подопечного, выполнить блокирующий поворот вперед и начать движение к корзине.

Держание игрока на боковой линии области штрафного броска на дальней от мяча стороне площадки (в позиции центрового). В этой ситуации действуют те же правила, как и при держании игрока в позиции крайнего нападающего на дальней от мяча стороне площадки.

Держание игрока без мяча в ограниченной зоне области штрафного броска. Из любой игровой позиции нападающий игрок может сделать рывок в ограниченную зону области штрафного броска с целью получения передачи и последую­щей атаки корзины. Общим правилом для защитника в этих случаях является сохранение позиции между мячом и подопечным, препятствующей последнему получить пере­дачу. Выполнение защитником правил школы в каждой игровой позиции позволяет ему легко решить эту задачу.

Если защитник, опекающий нападающего без мяча в позиции игрока задней линии, своевременно сместится в сторону мяча и сформирует плоский треугольник, ему нетрудно будет сохранить позицию между мячом и подо­печным при любой попытке подопечного сделать рывок к корзине (См. рис.).

В противном случае рывок нападающего может застать защитника врасплох, и он не сможет воспрепятствовать передаче мяча при проходе (См. рис.).

Защитник должен помнить, что, натолкнувшись на заслон, он должен обходить его спереди, сохраняя позицию между мячом и подопечным (См. рис.).

При держании игрока в позиции крайнего нападающего на стороне мяча защитник сохраняет закрытую стойку до того момента, пока игрок не войдет в трехсекундную зону. На границе этой зоны защитник делает поворот, открывшись лицом в Сторону мяча, и удерживает нападающего за спиной, контролируя его движение опущенной вниз и отве­денной назад рукой, ближней к направлению движения (См. рис.).

При держании игрока в позиции крайнего нападающего на дальней от мяча стороне площадки защитник должен внимательно следить за действиями подопечного, не упуская мяча из виду, и своевременно занимать позицию между мячом и подопечным при движении последнего навстречу мячу (см. рис.).

Аналогичные действия должен выполнять защитник, опе­кающий игрока без мяча в позициях центрового.

Защитнику нужно знать: самая грубая ошибка в этой ситуации — остаться за спиной нападающего. Оставшись за спиной, он не сможет помешать нападающему получить мяч и атаковать корзину.

Держание дриблера в ситуации один на один. Такая ситуация может возникнуть на площадке после неожидан­ного перехвата или потери мяча. Если защитник в этот момент окажется за спиной нападающего, первым его действием должно быть восстановление защитной позиции. Для этого ему надо сделать рывок вслед за нападающим, обогнать его на шаг или два и, выполнив поворот, вос­становить защитную позицию. При держании дриблера в ситуации один на один защитнику следует занять такую позицию, чтобы оттеснить дриблера к ближайшей боковой линии. Этой цели будет способствовать позиция, смещен­ная на полкорпуса к середине площадки, с выставленной вперед ногой, ближней к середине площадки, и опущенной вниз одноименной рукой. Голова защитника должна быть на уровне плеч дриблера и располагаться на линии, как бы соединяющей дриблера и охраняемую корзину. Дистан­ция — вытянутая рука защитника.

Если нападающий ведет мяч по центру площадки, целесообразно оттеснять его в сторону его слабой руки (обычно левой). Позиция защитника в этом случае должна быть смещена на полкорпуса в сторону правой руки дриблера.

Держание дриблера в ситуации один на один — основное упражнение для защитника, поскольку учит его диктовать свои условия нападающему. Это упражнение защитник дол­жен выполнять на каждой тренировке.

Защита в численном меньшинстве

Эти ситуации являются типичными для завершающей фазы нападения быстрым прорывом.

Один против двух. Действуя против двух нападающих, защитник должен попытаться остановить дриблера за пределами области штрафного броска и быстро отступить назад, препятствуя передаче мяча свободному нападающему под корзину (См. рис.).

В этой ситуации защитник делает выбор между броском с ближней и дальней дистанций, оказывая предпочтение последнему.

Два против трех. Противодействуя трем нападающим, два защитника располагаются друг за другом. Первым в борьбу вступает защитник, стоящий впереди; он атакует игрока с мячом и, когда тот передает мяч, отступает назад, перекрывая линию возможной передачи под корзи­ну (См. рис.).

 

 На нового игрока с мячом выходит задний защитник. Времени этого взаимодействия, как правило, хватает для восстановления защитного баланса.

Три против четырех. В этой ситуации защитники форми­руют треугольную зону с передним игроком в наружном полукруге области штрафного броска, а с задними — на боковых линиях трехсекундной зоны. Первый защитник открывает сторону с меньшим количеством игроков и следует за передачей. Ближайший игрок задней линии выходит на мяч. Дальний защитник входит в трехсекундную зону и страхует центр.

Ситуации оправданного риска при попытках перехватить мяч

В основе современных агрессивных систем защиты лежат специальные взаимодействия защитников, создающие ситуа­ции оправданного риска при попытках перехватить мяч.

«Ловушка». Суть «ловушки» заключается в агрессивных действиях двух защитников против игрока, владеющего мячом, вынуждающих последнего в трудных условиях сделать передачу, которая может быть перехвачена третьим защитником.

Защитник, держащий игрока 1, оставляет подопечного и помогает своему партнеру оказать более жесткое дав­ление на игрока 2, владеющего мячом (См. рис.).

Нападаю­щий 2, видя, что партнер 1 остался неприкрытым, отдает ему мяч. Защитник, держащий игрока 3, делает рывок вперед, стараясь перехватить мяч при этой передаче. После рывка защитник, держащий игрока 2, отступает назад, чтобы восстановить защитное равновесие на случай, если попытка перехватить мяч окажется неудачной. Нетрудно заметить, что описанные здесь защитные дейст­вия предусматривают индивидуальную ответственность за подопечного игрока, что характерно для личной системы защиты.

В то же время оттянутая позиция при держании игрока на дальней от мяча стороне площадки и постоянное оказа­ние помощи партнеру при держании игрока с мячом характерны для зонной защиты.

Как отмечено выше, элементы школы и должны носить такой универсальный характер.

Обучая тактике игры в защите, каждый тренер должен иметь в виду следующие моменты.

1. Для воспитания необходимого психологического отношения к игре в защите следует постоянно подчерки­вать, что держание игрока без мяча является более труд­ной и важной работой, чем держание игрока с мячом. Если при держании игрока с мячом защитник отвечает только за своего подопечного, то в первом случае он обязан, кроме того, еще и помочь партнеру в попытках остановить продвижение мяча вперед.

2. Нередко от тренеров можно слышать, что они отка­зались от принципов, заложенных в школе защиты по при­чине их трудности. «Я попробовал, и это не получается» — обычная фраза в таких случаях. А, собственно, почему все должно получаться сразу? Вполне естественно, что вначале игрок не будет успевать возвращаться к своему подопеч­ному после попытки помочь партнеру в держании игрока с мячом. Но вовсе не по причине нерациональности этих действий, а в  силу отсутствия  необходимых защитных рефлексов.  Упражнения  в защите  требуют  постоянного повторения на тренировках. Это единственный путь добить­ся успеха.

3. Воспитывая необходимое психологическое отношение к защитным действиям, тренеру нужно внушать защитнику, чтобы он не стремился отобрать мяч у нападающего. Защитник должен сыграть так, чтобы нападающий сам отдал ему мяч. Конечно, это в какой-то мере условность. Но, работая над школой защитных действий, тренер и игроки очень быстро убедятся, что противник все чаще теряет мяч без видимых попыток со стороны защиты выбить или вырвать его.

4.  Исходя из общей логики правил школы защитных действий следует сформулировать и еще одно важное правило. После остановки дриблера все игроки должны опекаться в закрытой стойке, препятствующей получению мяча.

5. Следует помнить, что по соображениям тактики в конкретной игре тренер может изменять некоторые правила школы защиты. Например, если основное нападение против­ника всегда начинается с передачи мяча игроком задней линии поперек площадки, второго игрока задней линии можно держать в закрытой стойке, как если бы он играл в позиции крайнего нападающего на стороне мяча. Этот простой ход может разрушить наигранную комбинацию противника. Об изменениях основных правил школы игроки должны быть информированы на предыгровом собрании команды.

6. Опыт показывает, что при работе над школой защит­ных действий любая ошибка защитника должна повлечь остановку упражнения или учебной игры и отчет защит­ника о своих действиях.

Ориентировочная расстановка акцентов при прохождении материала школы игры в защите в возрастном аспекте может быть представлена следующим образом:

группы первого и второго годов обучения — противо­действия игроку с мячом;

группы третьего и четвертого годов обучения — противо­действия игроку без мяча;

группы пятого и шестого годов обучения — борьба с заслонами, игра в численном меньшинстве и создание ситуаций оправданного риска при попытках перехватить передачу.

Действиям в нападении и защите тренер должен уделять равное внимание

Используются технологии uCoz