ПОЗИЦИОННОЕ
НАПАДЕНИЕ ПРОТИВ ЛИЧНОЙ ЗАЩИТЫ
В практике баскетбола самой распространенной системой обороны является личная
защита. Следовательно, для успешной игры в нападении команда должна в совершенстве
освоить способы преодоления личной защиты. Как бы хорошо команда ни владела
системой нападения быстрым прорывом, она не может ограничить свой арсенал
атакующих средств этим видом наступательного оружия. Чаще всего в матчах
баскетболистам приходится встречаться с уже организованной обороной соперников.
Тут быстрый прорыв не поможет. И если не владеть умением позиционно осаждать
оборонительные построения противника, то игра в нападении окажется неудачной.
Смысл взаимодействий игроков при позиционном нападении сводится к тому,
чтобы раскрыть лучшие качества баскетболистов, создать им такую обстановку на
площадке, в которой в полной мере проявились бы сильнейшие стороны игры
атакующих игроков.
История баскетбола знает немало примеров того, как команды- добивались
больших успехов с помощью позиционных маневров, разумной комбинационной игры.
Первыми в нашей стране продемонстрировали грамотную позиционную игру в
нападении прибалтийские команды в конце 40-х — начале 50-х годов. Эстонские баскетболисты
во главе с И. Лысовым умело вели осаду защитных построений соперников и
добивались успехов в матчах с сильнейшими советскими клубами.
Литовские спортсмены еще дальше развили умение использовать сильнейшие
стороны своих игроков. У них гармонично сочетались позиционная комбинационная
игра с личной инициативой атакующих. Командная организация действий не
нарушалась, а, наоборот, как бы дополнялась индивидуальными усилиями игроков по
преодолению личной защиты соперников.
Успешное ведение позиционной осады — нелегкая задача. Для этого нужны
крепкие нервы, выдержка, терпение игроков. И в то же время необходимо разумное
проявление игровой инициативы. Все эти качества, взятые вместе, принято называть
игровой дисциплиной. Именно игровая
дисциплина позволяет баскетболистам успешно проводить в соревнованиях те взаимодействия,
комбинации, которые были разучены и отшлифованы на тренировках.
Без строгой игровой
дисциплины позиционное комбинационное нападение обречено на провал.
После введения строгого лимита пребывания центрового под щитом противника
уменьшился удельный вес атак через центрового. Роль центрового в нападении изменилась.
Его главной заботой сделалась борьба под кольцом за мяч, отскочивший от чужого
щита. Кроме того, центровой стал чаще помогать атакам партнеров: дальше
уходить от щита, освобождая место для проходов под корзину своим товарищам,
ставить для них заслоны, словом, больше участвовать в комбинационной игре.
Очень большое значение для успешного проведения комбинаций имеет умение
баскетболистов правильно ставить заслоны. Мало того, что игрок должен отрезать
сопернику путь в наиболее уязвимое место обороны. Но и после постановки заслона
атакующий обязан продолжать активные действия, например развернуться и моментально
занять выгодную позицию для получения мяча или борьбы за мяч под щитом в
случае отскока мяча от кольца.
Мы говорим об этих, как будто бы само собой разумеющихся, вещах потому,
что многие баскетболисты даже команд класса «А», а иногда и игроки сборной
страны не владеют приемами правильной постановки заслонов. Техника применения
заслона должна входить в школу баскетбола. Этим приемам взаимодействий нужно
учить игроков с детских лет. Ведь именно заслоны ставят тактику баскетбола в особое
положение по сравнению с другими видами спортивных игр. На заслонах и
перемещениях строятся все баскетбольные комбинации, основывается тактика
комбинационного позиционного нападения, особенно против личной системы
обороны.
Безусловно, при позиционном нападении важно суметь использовать сильные
стороны игры своих баскетболистов. Однако не менее важно сыграть и на
слабостях соперников, их физических, технических, психологических и других
недостатках.
Разрабатывая план тактических действий игроков при позиционном нападении,
следует учитывать не только слабые, но и сильные стороны соперников. Можно
сыграть и на лучших качествах соперника, на определенной направленности его
игры в обороне. Можно побудить соперника нарушить правильность защитной позиции,
совершить ошибку, если как бы предложить ему воспользоваться его
излюбленным приемом обороны.
Например, игрок команды противника любит строить свою игру в обороне на
перехватах мяча. Эту его силу иногда можно обратить в слабость, заранее
спланировав контрмеры. Нападающий, владеющий мячом, может имитировать передачу
мяча партнеру, занимающему не очень выгодную, ненадежную позицию.
Обороняющийся, почувствовав возможность перехватить мяч, бросится наперерез
мнимой передаче мяча. Но вместо паса на игрока нападающий пошлет мяч на
освобождающееся место. А партнер, опекаемый этим защитником, сразу же сделает
рывок к щиту.