ПРЕДЫГРОВЫЕ
РАЗМИНОЧНЫЕ
УПРАЖНЕНИЯ
Отношение к
разминке отдельных команд и тренеров настолько различно, что можно выделить два
разных подхода. Одна команда заинтересована в том, чтобы разминка по
возможности меньше показывала реальную силу команды, и игроки действуют так,
чтобы показаться однообразными и бесцветными. Такая команда сохраняет свою потенциальную силу для самого соревнования. Другая
команда показывает себя во всем блеске даже на разминке. Игроки этой команды
обычно прекрасно одеты и выглядят хорошо тренированными и организованными сразу
же, как только появятся на игровой площадке. Однако большинство тренеров
предпочитают, вероятно, золотую
середину, т. е. придерживаются взглядов, лежащих
где-то между этими
крайними точками зрения.
Прежде чем
определить важность разминки, давайте рассмотрим причины, которые заставляют
считать разминку необходимой. Одна из них чисто физического плана. Вы редко
найдете спортсмена, который может показать свой лучший результат без
предварительной подготовки мышц так, чтобы они стали ненапряженными и гибкими.
При плохой разминке возможны растяжения мышц. Как часто можно видеть
неаккуратные передачи или неточные броски в первые минуты игры!
Большинство этих ошибок обусловлены несовершенной
разминкой.
Другая причина,
на которую тренеры часто указывают, это тактическая значимость разминки. Период
разминки представляет удобную возможность повторить
некоторые комбинации и упражнения, являющиеся частью общей системы нападения,
незадолго до начала соревнований. Некоторые команды во время разминки
фактически репетируют свою игру, если они применяют позиционное нападение,
непосредственно перед игрой. Другие тренеры рекомендуют заканчивать упражнения
этого типа бросками в корзину или другими, более важными на их взгляд, навыками.
Хорошие предыгровые упражнения включают быстрые передачи, ведение, броски
из-под корзины, повороты и борьбу за мяч на щите. Когда отдельные элементы игры
включены в разминочные упражнения, время не будет потерянным, если эти
упражнения привычны. За время разминки команда сможет познакомиться с
размерами и упругостью игровой площадки, с расстоянием от стен до корзины и
другими факторами .подобного рода.
Не следует
также забывать еще об одном назначении разминки — ее психологическом эффекте.
Вид прекрасно организованной команды иногда может нанести ущерб моральному
состоянию противника. Величина этого эффекта будет меняться соответственно с
организацией и умением противника. Совершенно очевидна, что хорошо выполняемые
разминочные упражнения будут развивать уверенность и боевой дух команды.
Однажды игрок в
шутливом тоне сказал своему тренеру: «Мы не выиграли всех игр, но показали
все, на что были способны, в разминке». Это замечание хорошо выражает
отношение игрока к разминке. При этом игроки чувствуют, что даже если они и не
выигрывают чемпионат каждый год, они выглядят организованной командой. И они
знают, что делают все возможное
для того, чтобы оправдаться перед
болельщиками в играх на выезде начиная с той минуты, как появляются
на площадке. В поведении серьезного игрока будет присутствовать гордость
и уверенность. Серьезное выполнение разминочных упражнений сразу
покажет всем, что команда является командой и как таковая крепко потрудилась,
чтобы достичь этого высокого звания.
Броски
в движении в одной колонне
(рис. 1). Построение в
одну колонну часто используется при бросках в движении под
любым углом приближения к корзине как разновидность упражнений типа «следуй
за лидером».
Выполнение:
а) все члены команды
выстраиваются в одну колонну, кроме одного игрока,
остающегося под корзиной;
б)
направляющий в колонне ведет мяч и выполняет бросок в движении из-под корзины,
Партнер, стоящий под корзиной, овладевает мячом при отскоке и передает его
следующему игроку в колонне. Игрок, передавший мяч, уходит в конец колонны, а
выполнивший бросок занимает его место.
Упражнение
продолжается, пока все не выполнят бросок. После этого направляющий
переходит на новую стартовую позицию.
Это упражнение может выполняться и при построении и две
колонны. В этом случае игроки одной из колонн выполняют ведение и бросок, а
другой – подбирают и передают мяч, каждый раз меняясь местами.
Броски в движении в двух колоннах (рис. 2). Это упражнение, возможно, самое
известное из всех разминочных упражнений в баскетболе. Оно удобно тем, что
легко разучивается и требует постоянного движения.
Выполнение:
а) половина команды выстраивается в колонну у боковой линии в центре площадки,
вторая половина — симметрично на другой стороне площадки;
б) направляющий в левой колонне передает мяч
первому игроку из правой колонны после его выхода для броска из-под корзины в
движении;
в) каждый следующий игрок в колонне выходит
вперед для приема или передачи мяча. Упражнение выполняется с обеих сторон от
корзины.
Броски в движении в трех колоннах (рис. 3). Это упражнение добавляет одно
передвижение к упражнению в двух колоннах. Игрок в средней колонне выполняет
поворот прежде, чем передать мяч для броска. Это полезно в тех случаях, когда
нужно привлечь к выполнению упражнения большое число игроков.
Выполнение: а) одна колонна игроков располагается
возле правой боковой линии в середине площадки. Еще одна колонна выстраивается
напротив линии штрафного броска лицом к корзине. Третья колонна — слева от
корзины, лицом к ней и в трех метрах от нее;
б) направляющий
левой колонны передает мяч в среднюю колонну игроку, стоящему у линии
штрафного броска. Игрок, принявший передачу, выполняет поворот левым плечом
назад и передает мяч игроку правой колонны, выходящему для броска в движении
из-под корзины.
Все игроки
меняются колоннами слева направо. Упражнение выполняется на обеих сторонах
площадки.
«Восьмерка» (рис. 4, а). «Восьмерка» может
быть приспособлена для использования во многих ситуациях игры. Во время
разминки она может быть очень полезной.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в три колонны в
центре площадки лицом к корзине. Две колонны у боковых линий и еще одна у
центрального круга. Каждая колонна имеет свой номер;
б) игрок 2 начинает упражнение передачей вправо
и проходом вслед за игроком,
выходящим для получения мяча;
в) игрок с мячом продолжает движение и передает
мяч игроку 1, выходящему из левой колонны. Затем этот игрок передает мяч игроку
2, первоначально владевшему мячом, и тот выполняет бросок в движении из-под
корзины;
г) все три игрока могут выполнять броски в
конце упражнения. При этом игрок 1 может снова получить мяч и передать его
игроку 3, выходящему для броска левой рукой. Затем мячом овладевает игрок 2 и
передает его игроку 1, выходящему для
броска левой рукой. И наконец, игрок 3
овладевает мячом и передает его игроку 2, выполнявшему бросок первым и
выходящему для повторного броска
теперь уже с левой стороны (рис. 4, б).
Передача, поворот, подбор и бросок в
движении (рис. 5). Это
упражнение соединяет в себе почти все компоненты игры.
Выполнение:
а) игроки выстраиваются, как показано на рисунке;
б) игрок 1 передает мяч игроку 2. Игрок 2
выполняет передачу игроку 3, который
поворачивается и посылает мяч с отскоком от пола игроку 4, выходящему
для броска в движении правой рукой;
в) игрок 1 занимает место игрока 3, игрок 2 —
место игрока 1, а игрок 3 становится в конец колонны. Игрок 4 занимает место
игрока 2. Это означает, что теперь
уже игрок 2 должен начинать упражнение. Игроки продолжают смену в этом
направлении, пока упражнение не будет закончено. Упражнение можно выполнять и
на левой стороне площадки.
Упражнение в проходах мимо центрового игрока
(рис. 6). Некоторые упражнения прекрасно имитируют
системы нападения. Упражнение в проходах мимо центрового игрока может
использовать каждая команда, играющая с одним центровым.
Выполнение: а) игроки выстраиваются, как показано
на рисунке;
б) игрок 1
передает мяч игроку 2, который, выполнив передачу игроку 3, проходит внутрь между игроками 3 и 4. Игрок 3 передает мяч за спиной у игрока 2 игроку 4 и
следует за передачей. Игрок 1 выполняет финт на движение влево и проходит
после игрока 3 мимо игрока 4. Игрок 4 может передать мяч игроку 3 или игроку 1.
Затем игроки 1 и 2, пара разыгрывающих, меняются колоннами,
а игрок 3, нападающий, и игрок 4, центровой, возвращаются на свои места.
Сопровождение в двух колоннах (рис. 7). Упражнение позволяет вовлечь в действия много игроков.
Это лучшее упражнение среди упражнений подобного рода.
Выполнение: а) игроки выстраиваются, как показано
на рисунке;
б) направляющий
левой колонны (№ 3) передает мяч направляющему правой
колонны (№ 1) для броска из-под корзины в движении. Игрок 2 из правой
колонны следует за бросающим и овладевает мячом. Затем он передает мяч
игроку 1, стоящему в трех шагах от корзины на лицевой линии, который посылает
его игроку 3, выходящему для броска с левой стороны. Игрок 4 выходит следом,
овладевает мячом и передает
его игроку, стоящему в трех шагах
от корзины у лицевой линии. Затем
игрок 3 передает мяч выходящему игроку
5, и упражнение продолжается.
Все игроки
меняются колоннами после каждого исполнения.
Добивание при сопровождении
(рис. 8), При выполнении этого упражнения добивание
совершенствуется в довольно оригинальной манере.
Выполнение:
а) игроки выстраиваются в одну колонну в середине площадки;
б) направляющий ведет мяч к корзине и
выпрыгивает, как при броске в движении, но вместо броска мягко посылает мяч в
переднюю часть обруча корзины;
в) второй игрок в колонне сопровождает первого
игрока и добивает мяч в корзину. Затем первый игрок овладевает мячом,
передает его обратно в колонну, и упражнение
продолжается.
Игроки могут
чередоваться в добивании и передачах,
меняясь местами в колонне.
Разминочное
упражнение «четыре угла»
(рис.
9). Передачи, расчет и броски
в движении с обеих сторон являются отличительной чертой этого упражнения.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в колонны в
каждом углу на половине площадки;
б) игрок 1
начинает упражнение передачей игроку 4. Затем игрок 1 следует за передачей и
занимает место в конце колонны. Игрок 4 передает мяч игроку 2 и занимает
место в конце колонны 2. Игрок 2 передает мяч игроку 3, который выходит для
броска из-под корзины в движении и занимает место в конце колонны 3. Игрок 3
овладевает мячом после броска, передает его в колонну 1 и идет в конец этой
колонны.
Упражнение с центровым игроком (рис. 10). Это упражнение дает
центровому игроку достаточно широкие возможности поработать в позиции центрового перед началом соревнований. Оно также позволяет
всем другим членам команды поупражняться в бросках в движении под любым углом.
Выполнение: а) центровой игрок занимает место на
линии штрафного броска, а все другие, кроме игрока 2, выстраиваются в колонну,
как показано на рисунке;
б) игрок 1 начинает упражнение передачей игроку
2. Тот передает мяч центровому, который выполняет передачу из рук в руки
игроку 3, проходящему справа от него;
в) игрок 1 переходит на место игрока 2, а
последний уходит в конец колонны. Центровой овладевает мячом и передает его
игроку 4, который теперь занял место игрока 1. Игрок 3 возвращается в ту же
колонну. Упражнение продолжается.
Разминочное упражнение с проходами (рис. 11). В упражнение включено большое
количество передач, точный расчет и проходы. Это упражнение особенно полезно
для команд, играющих с двумя центровыми.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в три колонны в
центре площадки; б) игрок 1 передает
мяч игроку 3, а тот, в свою очередь, игроку 2, выходящему для
броска в движении правой рукой;
в) игрок 1 овладевает мячом после броска и передает
его игроку 3 в угол. Игрок 3 отдает мяч следующему игроку в средней колонне с
тем, чтобы упражнение могло продолжаться. Упражнение можно выполнять и в
другом направлении.
Более
сложные
разминочные
упражнения
Представленные
здесь шесть упражнений достаточно сложны и вовлекают во взаимодействие большое
число игроков. Они должны выполняться сильными командами или игроками, хорошо
владеющими основами игры. Старшие команды средних школ или колледжей, в
достаточной степени подготовленные, полюбят сложность и новизну этих
упражнений.
Упражнение Стетсона (рис. 12, а). При выполнении
упражнения взаимодействует большое число игроков, и каждый из них должен быть
наготове все время.
Выполнение: а) четное число игроков, как минимум
шесть, занимает место в правой колонне. Вполовину меньше игроков становятся в
левую колонну;
б) игрок 1 ведет
мяч к боковой стороне трапеции и поворачивается для передачи толчком левой
руки игроку 2, который прорывается справа-сзади для броска из-под корзины в
движении. Игрок 2 продолжает движение после броска
и останавливается в трех шагах от лицевой линии, ожидая передачи от игрока 1.
Тот подбирает мяч, передает его игроку 2 и возвращается в конец правой
колонны;
в) игрок 2 передает мяч игроку 7,
прорывающемуся для броска из-под корзины, левой рукой. Игрок 7 продолжает
движение после броска и останавливается в трех шагах от лицевой линии. Игрок 2
подбирает мяч, передает его игроку 7 и занимает место в конце левой колонны.
Игрок 7 передает мяч игроку 3, который вновь начинает упражнение, вовлекая в
него трех других игроков (рис. 12, б).
Непрерывное взаимодействие
пяти игроков (рис. 13, а). Это
упражнение выполняется очень быстро и требует быстрых передач и хорошего
расчета.
Выполнение:
а) игроки выстраиваются, как показано на рисунке;
б) игрок 1 передает мяч игроку 2 и проходит
мимо игрока 5. Игрок 2 передает мяч перед проходящим игроком 1, а игрок 5
получает мяч. Затем игрок 2 проходит мимо игрока 5 с другой стороны;
в) пока игроки 1, 2 и 5 взаимодействуют между
собой, игроки 3 и 4 передвигаются, занимая места игроков 1 и 2;
г) игрок 5 передает мяч игроку 3. Игрок 3
передает его игроку 4, а игрок 4 — игроку 5. Игроки 3 и
4 проходят скрестно мимо игрока
5, который может отдать мяч любому из них (рис. 13,
б).
«Западная разминка»
(рис. 14). Упражнение также в достаточной степени
сложно и выполняется опытными игроками.
Выполнение:
а) игроки выстраиваются, как показано на рисунке;
б) игрок 1 начинает упражнение
передачей игроку 2. Игрок 2 передает мяч игроку 4, а тот передает его игроку
3, который выходит для броска в движении;
в) игрок 1 уходит в конец
дальней колонны, а его место занимает игрок 2. Игрок 3 встает на место игрока
4, который овладевает мячом после броска и идет в конец ближней колонны. Для
совершенствования бросков левой рукой упражнение можно провести на другой
стороне площадки.
«Сан-луисская разминка»
(рис. 15). Весьма зрелищное упражнение, но его могут
выполнять только опытные игроки.
Выполнение:
а) игроки выстраиваются, как показано на рисунке;
б) игрок 5 начинает упражнение передачей игроку
4. Игрок 4 передает мяч игроку 1 и прорывается между игроками 3 и 1. Игрок 1
передает мяч игроку 3 перед прорывающимся игроком 4 и следует за своей
передачей;
в) игрок 4 принимает мяч от игрока 3 и ведет его
в направлении корзины для броска в движении, но в последний момент откидывает
мяч назад над головой в мягкой замедленной манере. Игрок 1 после изменения
направления движения приближается к мячу и мягко откидывает его над головой
назад игроку 2. Игрок 2 откидывает мяч
назад игроку 3, который откидывает его игроку 4, снова выходящему к корзине.
Игрок 4 откидывает мяч назад игроку 5, который и добивает мяч в корзину.
Затем новая пятерка игроков
выполняет то же упражнение.
Разминка с
двумя центровыми
(рис.
16). Упражнение нужно выполнять так, чтобы избежать столкновения игроков под
корзиной. Оно дает возможность совершенствовать игру с центровыми игроками,
располагающимися сбоку от трапеции, одновременно с обеих сторон площадки.
Выполнение: а) игроки выстраиваются, как показано
на рисунке;
б) игрок 1
передает мяч игроку 2 и прорывается снаружи. Игрок 2 выполняет передачу
игроку 3 и проходит мимо него вслед за передачей. Игрок 3 выполняет финт на
передачу игроку 2 и передает мяч игроку 1 для броска в движении левой рукой. В
то время, как выполняется это взаимодействие, игрок 4,
используя второй мяч на правой
стороне площадки, передает его игроку 5.
Игрок 5 передает мяч игроку 6 и
следует за передачей. Игрок 4 прорывается
снаружи от игрока 5 к корзине. Игрок 6
передает мяч из рук в руки
игроку 5,
который готов выполнить бросок левой рукой в
движении сразу же вслед за игроком 1.
При изменении
упражнения игрок 3 может выполнить передачу игроку 2, а игрок 6 может передать мяч игроку 4.
В этом случае оба игрока выполняют бросок в движении
на
одной стороне
площадки.
При выборе
различных продолжений необходимо строго соблюдать последовательность во избежание столкновений
под корзиной.
Упражнение с
двумя мячами
(рис
17). Упражнение очень эффектно. Необходим
точный расчет при проходах, чтобы избежать
неприятностей в области штрафного
броска.
Выполнение: а) центровые игроки становятся на обеих сторонах области
штрафного броска, остальные игроки выстраиваются в две колонны у средней
линии;
б) направляющий игрок в каждой колонне ведет
мяч к боковой линии,
останавливается и передает мяч центровому игроку на своей стороне площадки.
Отсюда оба направляющих проходят мимо центровых к корзине, причем игрок слева
проходит первым;
в) игрок 3 должен передать мяч игроку,
выполняющему проход с другой стороны площадки, т. е. игроку 2, а игрок 4
передает мяч соответственно другому проходящему, т. е. игроку
1.