Главная

Гостевая
Этапы развития баскетбола Тактика баскетбола
Энциклопедия баскетбола Конспекты тренировочных занятий
Индивидуальная подготовка баскетболиста Наша школа

 

ПРЕДЫГРОВЫЕ РАЗМИНОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Отношение к разминке отдельных команд и тренеров настолько различно, что можно выделить два разных под­хода. Одна команда заинтересована в том, чтобы разминка по возможности меньше показывала реальную силу коман­ды, и игроки действуют так, чтобы показаться однообраз­ными и бесцветными. Такая команда сохраняет свою по­тенциальную    силу для самого соревнования. Другая команда показывает себя во всем блеске даже на разминке. Игроки этой команды обычно прекрасно одеты и выглядят хорошо тренированными и организованными сразу же, как только появятся на игровой площадке. Однако большинст­во тренеров предпочитают,  вероятно,  золотую  середину, т. е. придерживаются   взглядов,   лежащих  где-то между этими крайними точками зрения.

Прежде чем определить важность разминки, давайте рассмотрим причины, которые заставляют считать размин­ку необходимой. Одна из них чисто физического плана. Вы редко найдете спортсмена, который может показать свой лучший результат без предварительной подготовки мышц так, чтобы они стали ненапряженными и гибкими. При плохой разминке возможны растяжения мышц. Как часто можно видеть неаккуратные передачи или неточные броски в первые минуты игры! Большинство этих ошибок обусловлены несовершенной разминкой.

Другая причина, на которую тренеры часто указывают, это тактическая значимость разминки. Период разминки представляет удобную возможность повторить некоторые комбинации и упражнения, являющиеся частью общей системы нападения, незадолго до начала соревнований. Некоторые команды во время разминки фактически репе­тируют свою игру, если они применяют позиционное напа­дение, непосредственно перед игрой. Другие тренеры реко­мендуют заканчивать упражнения этого типа бросками в корзину или другими, более важными на их взгляд, навы­ками. Хорошие предыгровые упражнения включают быст­рые передачи, ведение, броски из-под корзины, повороты и борьбу за мяч на щите. Когда отдельные элементы игры включены в разминочные упражнения, время не будет по­терянным, если эти упражнения привычны. За время раз­минки команда сможет познакомиться с размерами и упру­гостью игровой площадки, с расстоянием от стен до корзи­ны и другими факторами .подобного рода.

Не следует также забывать еще об одном назначении разминки — ее психологическом эффекте. Вид прекрасно организованной команды иногда может нанести ущерб моральному состоянию противника. Величина этого эффек­та будет меняться соответственно с организацией и уме­нием противника. Совершенно очевидна, что хорошо вы­полняемые разминочные упражнения будут развивать уверенность и боевой дух команды.

Однажды игрок в шутливом тоне сказал своему трене­ру: «Мы не выиграли всех игр, но показали все, на что бы­ли способны, в разминке». Это замечание хорошо выражает отношение игрока к разминке. При этом игроки чувствуют, что даже если они и не выигрывают чемпионат каждый год, они выглядят организованной командой. И они знают, что делают все возможное   для   того,   чтобы оправдаться перед болельщиками в играх на выезде начиная с той ми­нуты,   как    появляются    на площадке. В поведении серь­езного игрока будет   присут­ствовать  гордость  и уверен­ность. Серьезное выполнение разминочных упражнений  сразу  покажет    всем,    что команда   является  командой и как таковая крепко потрудилась, чтобы достичь этого  высокого звания.

Броски в движении в од­ной колонне (рис. 1). Постро­ение в   одну   колонну   часто используется при  бросках в движении под   любым углом приближения к корзине как разновидность      упражнений типа   «следуй   за   лидером».

Выполнение:   а)    все члены   команды    выстраива­ются в одну колонну, кроме одного   игрока,   остающегося под корзиной;

б) направляющий в ко­лонне ведет мяч и выполняет бросок в движении из-под корзины, Партнер, стоящий под корзиной, овладевает мя­чом при отскоке и передает его следующему игроку в колонне. Игрок, передавший мяч, уходит в конец колонны, а выполнивший бросок зани­мает его место.

Упражнение продолжает­ся, пока все не выполнят бро­сок. После этого направляю­щий переходит на новую стартовую позицию.

Это    упражнение    может выполняться и при построении и две колонны. В этом случае игроки одной из колонн выполняют ведение и бросок, а другой – подбирают и передают мяч, каждый раз меняясь местами.

Броски в движении в двух колоннах (рис. 2). Это уп­ражнение, возможно, самое известное из всех разминочных упражнений в баскетболе. Оно удобно тем, что легко разучивается и требует постоянного движения.

 Выполнение: а) половина команды выстраивается в колонну у боковой линии в центре площадки, вторая по­ловина — симметрично на другой стороне площадки;

б)   направляющий в левой колонне передает мяч пер­вому игроку из правой колонны после его выхода для брос­ка из-под корзины в движении;

в)   каждый следующий игрок в колонне выходит вперед для приема или передачи мяча. Упражнение выполняется с обеих сторон от корзины.

Броски в движении в трех колоннах (рис. 3). Это уп­ражнение добавляет одно передвижение к упражнению в двух колоннах. Игрок в средней колонне выполняет пово­рот прежде, чем передать мяч для броска. Это полезно в тех случаях, когда нужно привлечь к выполнению упраж­нения большое число игроков.

Выполнение: а) одна колонна игроков располага­ется возле правой боковой линии в середине площадки. Еще одна колонна выстраивается напротив линии штраф­ного броска лицом к корзине. Третья колонна — слева от корзины, лицом к ней и в трех метрах от нее;

б) направляющий левой колонны передает мяч в сред­нюю колонну игроку, стоящему у линии штрафного броска. Игрок, принявший передачу, выполняет поворот левым плечом назад и передает мяч игроку правой колонны, вы­ходящему для броска в движении из-под корзины.

Все игроки меняются колоннами слева направо. Упраж­нение выполняется на обеих сторонах площадки.

«Восьмерка» (рис. 4, а). «Восьмерка» может быть при­способлена для использования во многих ситуациях игры. Во время разминки она может быть очень полезной.

Выполнение: а) игроки выстраиваются в три ко­лонны в центре площадки лицом к корзине. Две колонны у боковых линий и еще одна у центрального круга. Каждая колонна имеет свой номер;

б)   игрок 2 начинает упражнение передачей вправо и проходом вслед за игроком,   выходящим   для   получения мяча;

в)   игрок с мячом продолжает движение и передает мяч игроку 1, выходящему из левой колонны. Затем этот игрок передает мяч игроку 2, первоначально владевшему мячом, и тот выполняет бросок в движении из-под корзины;

г)   все три игрока могут выполнять броски в конце уп­ражнения. При этом игрок 1 может снова получить мяч и передать его игроку 3, выходящему для броска левой ру­кой. Затем мячом овладевает игрок 2 и передает его игро­ку 1, выходящему для  броска   левой рукой. И  наконец, игрок 3 овладевает мячом и передает его игроку 2, выпол­нявшему бросок первым   и  выходящему для   повторного броска теперь уже с левой стороны (рис. 4, б).

Передача, поворот, подбор и бросок в движении (рис. 5). Это упражнение соединяет в себе почти все ком­поненты игры.

Выполнение:   а) игроки выстраиваются, как пока­зано на рисунке;

б)   игрок 1 передает мяч игроку 2. Игрок 2 выполняет передачу игроку  3,   который   поворачивается и посылает мяч с отскоком от пола игроку 4, выходящему для броска в движении правой рукой;

в)   игрок 1 занимает место игрока 3, игрок 2 — место игрока 1, а игрок 3 становится в конец колонны. Игрок 4 занимает место игрока 2. Это  означает,   что теперь   уже игрок 2 должен начинать упражнение. Игроки продолжают смену в этом направлении, пока упражнение не будет закончено. Упражнение можно выполнять и на левой сторо­не площадки.

Упражнение в проходах мимо центрового игрока (рис. 6). Некоторые упражнения прекрасно имитируют систе­мы нападения. Упражнение в проходах мимо центрового игрока может использовать каждая команда, играющая с одним центровым.

Выполнение: а) игро­ки выстраиваются, как пока­зано на рисунке;

б) игрок 1 передает мяч игроку 2, который, выполнив передачу игроку 3, проходит внутрь между игроками 3 и 4. Игрок 3 передает мяч за спиной у игрока 2 игроку 4 и следует за передачей. Иг­рок 1 выполняет финт на движение влево и проходит после игрока 3 мимо игрока 4. Игрок 4 может передать мяч игроку 3 или игроку 1. Затем игроки 1 и 2, пара ра­зыгрывающих, меняются ко­лоннами, а игрок 3, нападаю­щий, и игрок 4, центровой, возвращаются на свои места.

Сопровождение в двух ко­лоннах (рис. 7). Упражнение позволяет вовлечь в действия много игроков. Это лучшее упражнение среди упражне­ний подобного рода.

Выполнение: а) игро­ки выстраиваются, как пока­зано на рисунке;

б) направляющий левой колонны (№ 3) передает мяч направляющему   правой   ко­лонны (№ 1) для броска из-под корзины в движении. Иг­рок 2 из правой колонны сле­дует за  бросающим и  овла­девает мячом. Затем он пере­дает мяч игроку 1, стоящему в трех шагах от корзины на лицевой линии, который по­сылает его игроку 3, выходя­щему для броска с левой сто­роны. Игрок 4 выходит сле­дом, овладевает мячом и пе­редает его игроку, стоящему в трех   шагах  от  корзины у лицевой линии. Затем игрок 3 передает мяч   выходящему игроку 5, и упражнение про­должается.

Все игроки меняются ко­лоннами после каждого ис­полнения.

Добивание при сопровож­дении (рис. 8), При выполне­нии этого упражнения доби­вание совершенствуется в до­вольно оригинальной манере.

Выполнение:   а) игроки выстраиваются в одну ко­лонну в середине площадки;

б)   направляющий ведет мяч к корзине и выпрыгивает, как при броске в движении, но вместо броска мягко посы­лает мяч в переднюю часть обруча корзины;

в)   второй игрок в колонне сопровождает первого игро­ка и добивает мяч в корзину. Затем первый игрок овладе­вает мячом, передает его обратно в колонну, и упражнение продолжается.

Игроки могут чередоваться в добивании и передачах, меняясь местами в колонне.

Разминочное упражнение «четыре угла» (рис. 9). Пе­редачи, расчет и броски в движении с обеих сторон явля­ются отличительной чертой этого упражнения.

Выполнение: а) игроки выстраиваются в колонны в каждом углу на половине площадки;

б) игрок 1 начинает уп­ражнение передачей игроку 4. Затем игрок 1 следует за передачей и занимает место в конце колонны. Игрок 4 пе­редает мяч игроку 2 и зани­мает место в конце колонны 2. Игрок 2 передает мяч игро­ку 3, который выходит для броска из-под корзины в движении и занимает место в конце колонны 3. Игрок 3 овладевает мячом после брос­ка, передает его в колонну 1 и идет в конец этой колонны.

Упражнение с центровым игроком (рис. 10). Это уп­ражнение дает центровому игроку достаточно широкие возможности поработать в позиции центрового перед началом соревнований. Оно также позволяет всем другим членам команды поупраж­няться в бросках в движении под любым углом.

Выполнение: а) центровой игрок занимает место на линии штрафного броска, а все другие, кроме игрока 2, выстраиваются в колонну, как показано на рисунке;

б)   игрок 1 начинает упражнение передачей игроку 2. Тот передает мяч центровому, который выполняет переда­чу из рук в руки игроку 3, проходящему справа от него;

в)   игрок 1 переходит на место игрока 2, а последний уходит в конец колонны. Центровой овладевает мячом и передает его игроку 4, который теперь занял место игро­ка 1. Игрок 3 возвращается в ту же колонну. Упражнение продолжается.

Разминочное упражнение с проходами (рис. 11). В уп­ражнение включено большое количество передач, точный расчет и проходы. Это упражнение особенно полезно для команд, играющих с двумя центровыми.

Выполнение: а) игроки выстраиваются в три ко­лонны в центре площадки; б)   игрок 1 передает мяч игроку 3, а тот, в свою очередь, игроку 2, выходящему    для    броска в движении    правой рукой;

в)   игрок 1 овладевает мячом после броска и передает его игроку 3 в угол. Игрок 3 отдает мяч следующему игро­ку в средней колонне с тем, чтобы упражнение могло про­должаться. Упражнение можно выполнять и в другом на­правлении.

Более сложные разминочные упражнения

Представленные здесь шесть упражнений достаточно сложны и вовлекают во взаимодействие большое число игроков. Они должны выполняться сильными командами или игроками, хорошо владеющими основами игры. Стар­шие команды средних школ или колледжей, в достаточной степени подготовленные, полюбят сложность и новизну этих упражнений.

Упражнение Стетсона (рис. 12, а). При выполнении упражнения взаимодействует большое число игроков, и каждый из них должен быть наготове все время.

Выполнение: а) четное число игроков, как мини­мум шесть, занимает место в правой колонне. Вполовину меньше игроков становятся в левую колонну;

б) игрок 1 ведет мяч к боковой стороне трапеции и по­ворачивается для передачи толчком левой руки игроку 2, который прорывается справа-сзади для броска из-под корзины в движении. Игрок 2 продолжает движение после броска и останавливается в трех шагах от лицевой линии, ожидая передачи от игрока 1. Тот подбирает мяч, переда­ет его игроку 2 и возвращается в конец правой колонны;

 в) игрок 2 передает мяч игроку 7, прорывающемуся для броска из-под корзины, левой рукой. Игрок 7 продол­жает движение после броска и останавливается в трех ша­гах от лицевой линии. Игрок 2 подбирает мяч, передает его игроку 7 и занимает место в конце левой колонны. Игрок 7 передает мяч игроку 3, который вновь начинает упражнение, вовлекая в него трех других игроков (рис. 12, б).

Непрерывное взаимодействие пяти игроков (рис. 13, а). Это упражнение выполняется очень быстро и требует бы­стрых передач и хорошего расчета.

Выполнение: а) игроки выстраиваются, как пока­зано на рисунке;

б)   игрок 1 передает мяч игроку 2 и проходит мимо иг­рока 5. Игрок 2 передает мяч перед проходящим игроком 1, а игрок 5 получает  мяч. Затем игрок 2  проходит мимо игрока 5 с другой стороны;

в)   пока игроки 1, 2 и 5 взаимодействуют между собой, игроки 3 и 4 передвигаются, занимая места игроков 1 и 2;

г)  игрок 5 передает мяч игроку 3. Игрок 3 передает его игроку 4, а игрок 4 — игроку 5. Игроки 3  и   4   проходят скрестно мимо игрока 5, который может отдать мяч любо­му из них (рис. 13, б).

«Западная разминка» (рис. 14). Упражнение также в достаточной степени сложно и выполняется опытными игроками.

Выполнение: а) игро­ки выстраиваются, как пока­зано на рисунке;

б) игрок 1 начинает уп­ражнение передачей игроку 2. Игрок 2 передает мяч иг­року 4, а тот передает его иг­року 3, который выходит для броска в движении;

в) игрок 1 уходит в конец дальней колонны, а его мес­то занимает игрок 2. Игрок 3 встает на место игрока 4, ко­торый овладевает мячом пос­ле броска и идет в конец ближней колонны. Для со­вершенствования бросков ле­вой рукой упражнение мож­но провести на другой сторо­не площадки.

«Сан-луисская разминка» (рис. 15). Весьма зрелищное упражнение, но его могут выполнять только опытные игроки.

Выполнение: а) игро­ки выстраиваются, как пока­зано на рисунке;

б)   игрок 5 начинает упражнение передачей игроку 4. Игрок 4 передает мяч игроку 1 и прорывается между игро­ками 3 и 1. Игрок 1 передает мяч игроку 3 перед прорыва­ющимся игроком 4 и следует за своей передачей;

в)  игрок 4 принимает мяч от игрока 3 и ведет его в на­правлении корзины для броска в движении, но в последний момент откидывает мяч назад над головой в мягкой замед­ленной манере. Игрок 1 после изменения направления дви­жения приближается к мячу и мягко откидывает его над головой назад игроку 2.  Игрок 2 откидывает мяч назад игроку 3, который откидывает его игроку 4, снова выходя­щему к корзине. Игрок 4 откидывает мяч назад игроку 5, который и добивает мяч в корзину.

Затем новая пятерка игроков выполняет то же упраж­нение.

Разминка с двумя цент­ровыми (рис. 16). Упражне­ние нужно выполнять так, чтобы избежать столкнове­ния игроков под корзиной. Оно дает возможность совер­шенствовать игру с центро­выми игроками, располагаю­щимися сбоку от трапеции, одновременно с обеих сторон площадки.

Выполнение: а) игро­ки выстраиваются, как пока­зано на рисунке;

б) игрок 1 передает мяч игроку 2 и прорывается сна­ружи. Игрок 2 выполняет пе­редачу игроку 3 и проходит мимо него вслед за переда­чей. Игрок 3 выполняет финт на передачу игроку 2 и пере­дает мяч игроку 1 для броска в движении левой рукой. В то время, как выполняется это взаимодействие, игрок 4, используя второй мяч на правой    стороне    площадки, передает его игроку 5. Игрок 5 передает мяч игроку 6 и следует за передачей. Игрок 4  прорывается   снаружи от игрока 5 к корзине. Игрок 6 передает мяч из рук в руки

игроку 5, который готов выполнить бросок левой рукой в движении сразу же вслед за игроком 1.

При изменении упражнения игрок 3 может выполнить передачу игроку 2, а игрок 6 может передать мяч игроку 4. В этом случае оба игрока выполняют бросок в движении на

одной стороне площадки.

При выборе различных продолжений необходимо строго соблюдать последовательность во избежание столкновений под корзиной.

Упражнение с двумя мячами  (рис   17).   Упражнение очень эффектно. Необходим точный расчет при проходах, чтобы    избежать    неприятностей в  области    штрафного

броска.

 Выполнение: а) центровые игроки становятся на обеих сторонах области штрафного броска, остальные игро­ки выстраиваются в две колонны у средней линии;

б)   направляющий игрок в каждой колонне ведет мяч к боковой линии, останавливается и передает мяч центрово­му игроку на своей стороне площадки. Отсюда оба направ­ляющих проходят мимо центровых к корзине, причем иг­рок слева проходит первым;

в)  игрок 3 должен передать мяч игроку, выполняюще­му проход с другой стороны площадки, т. е. игроку 2, а игрок 4 передает мяч соответственно другому проходяще­му, т. е. игроку 1.

 

Используются технологии uCoz