Главная

Гостевая
Этапы развития баскетбола Тактика баскетбола
Энциклопедия баскетбола Конспекты тренировочных занятий
Индивидуальная подготовка баскетболиста Наша школа

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ

Чем разнообразнее упражнения будут применяться в самостоятельных тренировках, тем они будут интересней; чем больше упражнений будет знать баскетболист, тем удачнее он сможет их подобрать для совершенствования определенных приемов техники и их сочетаний. Вместе с тем надо помнить, что повышению мастерства способст­вует не столько разнообразие упражнений, применяемых на тренировке, сколько точность их выполнения. Не надо бояться повторять одно и то же упражнение много раз. Даже игроки очень высокого класса, совершенствуя тех­нические приемы на тренировке, многократно повторяют самые простейшие упражнения. Например, выполняя пе­редачи мяча в парах в движении, до 30 раз пробегают баскетбольную площадку туда и обратно!   И все три­дцать раз выполняют технические приемы максимально' точно. И это не в одной тренировке. Сколько, бы раз ни выполнялись технические приемы — всегда надо делать их точно, собранно. Только при этом условии можно улучшить качество выполнения технических приемов. Ниже приведены далеко не все упражнения и их варианты. В зависимости от степени подготовленности, от условий тренировки, от поставленных задач объем тренировки и вид упражнений игроки определят сами (или вместе с тренером). Творчески выбирая и применяя рекомендо­ванные упражнения, большинство из которых провере­ны на практике, баскетболисты успешно смогут совер­шенствовать технические приемы.

Упражнения для совершенствования техники владения телом

Важное место в технике баскетбола занимают прие­мы техники владения телом: передвижение на площадке, остановки, повороты, прыжки, приземление, изменение направления и ритма бега, сочетание разных способов пе­редвижения, обманные движения.

Хорошее выполнение технических приемов владения телом — необходимое условие для успешного усвоения технических приемов владения мячом. Обычно обучению и совершенствованию приемов техники владения телом в подготовке баскетболистов уделяется недостаточное вни­мание. Это метает дальнейшему совершенствованию и усвоению технических приемов с мячом. В результате часто даже в играх команд мастеров можно наблюдать, как игрок, не сумев вовремя хорошо остановиться, изме­нить направление бега, «врезается» в другого, как неу­мело выполняет даже такие простые приемы, как оста­новки, изменение направления бега и др. Очень редко игроки применяют такой эффективный прием для «осво­бождения» от защитника, как изменение ритма бега (или ведения мяча) и т. д. Особенно надо подчеркивать значимость остановок, бега с изменением направлений и ритма. Но многие наши баскетболисты не усвоили их хо­рошо и не проверили эффективности на площадке и по­этому применяют эти приемы редко, особенно игроки без мяча. Из-за этого страдает мастерство игрока и тогда, когда он владеет мячом (или защитника, держащего иг­рока с мячом). Такие игроки не играют без мяча. Часто говорят, что если баскетболист не играет без мяча, то слаба тактическая подготовка. Но ведь корни этого ле­жат в неумении владеть телом.

Плохое усвоение приемов техники владения телом препятствует успешному усвоению и применению приемов с мячом; игроки совершают много ошибок, их инди­видуальная игра очень однообразна, и, естественно, команды, составленные из таких игроков, не могут достичь хороших результатов.

Совершенствованию приемов техники владения телом надо уделять большое внимание, тем более что в группы по баскетболу чаще всего приходят девочки и мальчики высокого роста, которым еще труднее владеть своим телом.

Часто высокие игроки думают, что они и так могут хо­рошо играть (пока у них есть достаточное превосходст­во в росте, они имеют преимущество и в игре в юноше­ском возрасте), и совершенствованию техники владения телом уделяют мало внимания. Нередко бывает, что тре­неры не уделяют этому внимания, назначают высоких игроков «центровыми» и ничему, кроме нескольких прие­мов, характерных для игры центровых игроков, их не обучают. А перейдя в команду взрослых и встречаясь с такими же рослыми противниками, такие игроки становятся беспомощными. Ведь не секрет, что и в командах мастеров высокорослые игроки очень плохо выполняют простейшие приемы техники владения телом, мало при­меняют их в игре, умеют бегать только по прямой, в оди­наковом ритме, мало применяют обманных движений, очень неповоротливы в защите. И это все потому, что в юном возрасте они не совершенствовали основных прие­мов техники владения телом.

Приемы техники владения телом совершенствуются в упражнениях без мяча и с мячом. Выполняя упражнения с мячом, необходимо стараться применять приемы владе­ния телом и- следить за их точностью.

Видное место в самостоятельной тренировке баскет­болиста должны занять специальные упражнения без мя­ча для совершенствования приемов техники владения телом. Эти упражнения следует включать в каждую трени­ровку (в разминку), в утреннюю зарядку и в специальные тренировки, посвященные совершенствованию прие­мов техники владения телом. Специальные трени­ровки, посвященные совершенствованию приемов техники владения телом, тесно связаны (и будут иметь большое значение) с тренировками по физи­ческой подготовке.

Упражнения для тренировки одного игрока

1.Упражнение для совершенствования бега и остано­вок.

Игрок бежит вперед, останавливается, опять бежит вперед, снова останавливается и т. д. Важно правильно остановиться то одним способом (прыжком), то другим (шагом). Чтобы совершенствовались остановки, надо бе­жать довольно быстро. На исходное положение вернуть­ся шагом или легким бегом (рис. 4).

2.Площадка разделена тремя (можно и больше) ли­ниями на 4 части. Игрок бежит до первой линии (или до отмеченного знаком места), останавливается, поворачи­вается и бежит обратно до лицевой линии, опять оста­навливается, поворачивается и бежит вперед до второй линии, останавливается, поворачивается и возвращается до первой линии и т. д. (рис. 5).

Варианты: отдельные отрезки можно проделать раз­ными способами передвижения (приставным шагом, бе­гом назад).

3. Игрок в среднем темпе бежит вперед 5—6 м, оста­навливается, изменяет направление бега  вправо,   как можно быстрее пробегает 5—6 шагов, останавливается, изменяет направление бега и опять в среднем темпе бе­жит 5—6 м. То же самое выполняет влево и т. д. Важно хорошо остановиться и, изменив направление, с макси­мальной скоростью пробежать 5—6 шагов (рис. 6).

4. То же самое, но после остановки перед тем, как из­менить направление бега, выполнить обманное движение в сторону, противоположную направлению бега (рис. 7).

Вариант: после остановки выполнить поворот.

5. В среднем темпе бежать к противоположной боко­вой линии (можно отметить коридор па площадке), оста­новиться, изменить направление бега и первые 5—6 ша­гов пробежать с максимальной скоростью. Далее бежать опять в среднем темпе. Стараться, как можно чаще изме­нять направление бега (рис. 8). На исходное положение вернуться шагом.

6. Бежать, остановиться, выполнить поворот, бежать дальше, опять остановиться, выполнить поворот и т. д. (рис. 9). Повороты выполнять то в одну, то в другую сторону. Выполнив поворот, несколько первых шагов про­бежать как можно быстрее. На исходное положение вер­нуться шагом.

7.На площадке поставить несколько препятствий. Бе­жать так, чтобы препятствие один раз было справа, дру­гой раз слева (рис. 10). Изменив направление бега, пер­вые шаги бежать с максимальной скоростью.

8.То же, но препятствия поставить на одной линии (рис.11).

9. Передвижение приставными шагами в разных на­правлениях. Начать передвижение приставными шагами с    ноги,    одноименной    направлению    передвижения (рис. 12). На исходное положение вернуться бегом или шагом.

10.Передвижение приставными шагами по направле­ниям, указанным на рис. 13. Направления передвижения могут быть и другие.

11. Игрок приставными   шагами   передвигается по «восьмерке» так, чтобы все время видеть одну и ту же  корзину.  Поэтому отдельные отрезки  «восьмерки» он преодолевает,  передвигаясь в стороны, вперед, назад (рис. 14). Это упражнение можно выполнить и бегом, преодолевая отдельные отрезки с максимальной ско­ростью.

 

12.Прыжки, отталкиваясь то одной, то другой ногой. Для этого на площадке чертят круги на таком расстоя­нии, чтобы игрок, хорошо оттолкнувшись, мог из одного круга прыгнуть в другой. Отталкиваясь левой ногой, при­земляться на правую, оттолкнувшись правой — на левую и т. д. (рис. 15).

13.Прыжки поочередно на левой  и правой  ногах: два прыжка отталкиваясь левой ногой и приземляясь на левую ногу, третий прыжок — оттолкнувшись левой но­гой вправо, приземлиться на правую ногу (т. е. правую ногу поставить не на одной линии с левой). Первые два прыжка должны быть средними. Основное внимание уде­лить третьему прыжку, чтобы сохранить равновесие и оттолкнуться влево. После этого выполнить два прыжка, отталкиваясь правой ногой, приземляясь на левую (рис. 16). Когда упражнение усвоено, можно отметить точки, где надо прыгать с одной ноги на другую — это понадобится в игре, при совершенствовании «проходов», при обходах защитника, в движении с мячом.

  Упражнения для тренировки двух игроков

1.Ловить друг друга на небольшой части площадки, возможно чаще применяя остановки, обманные движе­ния, изменяя направление и ритм бега, как можно мень­ше бегая по прямой.

2.Стоя друг против друга в низкой стойке защитника на расстоянии вытянутых рук, стараться дотронуться ру­кой до стопы партнера и не давать партнеру дотронуться

до своей стопы.

3.Оба игрока, разными способами перепрыгивая че­рез скакалку, стараются поймать друг друга.

4.Игрок ловящий становится на линии штрафного броска (если тренировка происходит не на баскетбольной площадке, то на отмеченной линии), у лицевой линии — его   партнер.   Игрок,   находящийся у лицевой   линии, старается   пробежать  до   воображаемой   центральной линии    (или   до   противоположной   линии   штрафно­го   броска),   а    игрок ловящий    старается    поймать бегущего,  дотронуться  до   него.   На  исходное   поло­жение  игроки  возвращаются   шагом   и   меняются ро­лями   (рис.   17).

5.Один игрок выполняет роль защитника, другой — нападающего. Нападающий обыкновенным шагом пере­двигается по площадке в разных направлениях, а защит­ник передвигается за ним приставным шагом. Защитник старается выдержать начальное расстояние между собой и нападающим (1—2 шага) и все время быть между ним и кольцом. Упражнение усложняется: нападающий пере­двигается быстрым шагом, после этого легким  бегом (как можно чаще меняя направление и ритм передвижения). Защитник старается выполнить свое задание, передвигаясь приставным шагом. Игроки меняются ролями

6. Один игрок — защитник, другой — нападающий. По­перек площадки поставлены препятствия (набивные мя­чи, стойки, стулья). Нападающий обычным шагом или легким бегом передвигается поперек площадки, а защит­ник приставным шагом (на рас­стоянии вытянутой руки от на­падающего (следует  за ним, обходит препятствия и стара­ется не отставать {рис.18). Вы­полнив  упражнение  вперед и назад (или по 2 раза), игроки меняются ролями.

7. Игроки у лицевой линии стоят лицом к площадке друг за другом на расстоянии З — 4 м. Первый игрок бежит через площадку,   как  можно  чаще

изменяя направление и ритм бега, выполняя повороты, ускорения. Второй игрок старается быстро выполнять те же движения, что и первый (рис. 19). Игроки меняются ролями, пробежав площадку I—2 раза.

8. Кто быстрее? Игроки, соревнуясь, бегут в направле­нии, показанном на рис. 20, стремясь быстрее достичь лицевой линии. На исходное положение возвращаются шагом. Можно применять разные способы передвижения: обыкновенный бег, приставной шаг, бег спиной вперед.

9. Один игрок в роли защитника, второй - в роли на­падающего. Нападающий, изменяя направление и ритм бега, бежит через площадку. Его задача — прорваться, обойти защитника. Задача защитника — не пропускать нападающего, быть все время между нападающим и кор­зиной. А это возможно сделать, если все время сохранять нужное расстояние от нападающего (2—3 м), не допус­кая нападающего па сближение. Защитник должен пере­двигаться по площадке самым удобным способом, соот­ветствующим скорости передвижения нападающего. Из­меняя   направление   бега,   ни   в   коем случае нельзя скрещивать ноги и даже на мгновение поворачиваться спиной к нападающему (рис. 21). В исходное положение игроки возвращаются шагом и меняются ролями. Упраж­нение усложняется: защитник передвигается, сложив ру­ки за спину.

10. Игроки друг против друга стоят у лицевой линии на расстоянии 3—4 м. Один — защитник, другой — напа­дающий. Защитник, т. е. тот, который стоит спиной к пло­щадке, бежит назад. Нападающий старается его поймать (дотронуться). Если бегущий спиной вперед, не пробе­жав всей площадки, будет пойман, то следует продол­жать упражнение. В исходное положение возвратиться шагом и поменяться ролями.

11.Игроки стоят у задней линии лицом к площадке. Пробежав несколько шагов вперед, они останавливают­ся, выполняют поворот и продолжают бег к противопо­ложным боковым линиям, там выполняют поворот и т. д. (рис.22).

12. На площадке несколько препятствий. Игроки у задней линии лицом к площадке. Игрок О2 бежит на во­ображаемого защитника — игрока О1 а затем — вперед. Игрок О1 бежит вперед, но как только игрок О2 прибли­жается к воображаемому защитнику — O1, он возможно быстрее изменяет направление бега и обегает препятст­вие. Теперь игрок O1 бежит на воображаемого защитни­ка— игрока О2 и т, д. Важно после изменения направле­ния выполнить рывок и пробежать как можно ближе от своего партнера (рис. 23).

13. Оба игрока стоят у задней линии лицом к площад­ке и начинают бег в медленном (или среднем) темпе по­перек площадки. Игрок O1 бежит чуть быстрее и опере­жает игрока O2. Как только игрок O1 опережает игрока О2, тот тут же изменяет направление бега: первые 5—6 шагов пробегает с максимальной скоростью и дальше бежит в медленном (или среднем) темпе. Игрок тоже изменяет направление бега, выполняет короткий рывок и опять опережает игрока О2, который снова из­меняет направление бега и т. д. (рис. 24).

14. На площадке несколько препятствий. Игроки один за другим бегут к препятствию, останавливаются, изменяют направление бега, продолжают бег и т. д. Препятст­вие служит как бы заслоном, на который нападающий наводит своего защитника (рис. 25).

Варианты; а) изменять направление бега так, чтобы препятствия пробегать то с одной, то с другой стороны;

б) такие же препятствия поставлены с другой сторо­ны, и оба игрока выполняют упражнение одновременно, соревнуясь, кто быстрее преодолеет расстояние.

Очень важно правильно остановиться, изменить на­правление и первые несколько шагов пробежать с макси­мальной скоростью.

15. Один игрок в роли защитника, другой — в роли нападающего. Задача нападающего — «навести» своего защитника на препятствие — заслон — и освободиться от него. Игроки меняются ролями (рис. 26)..

16.Игроки в среднем темпе бегут кругом один за дру­гим на расстоянии 5—б м друг от друга. По сигналу впе­реди бегущего партнер делает рывок, обгоняет впереди бегущего на 5—6 м и продолжает бег в среднем (или медленном) темпе. Без задержки то же выполняет вто­рой игрок и т. д.

Варианты: а) бежать можно и по прямой;

б) игрок, бегущий сзади, по сигналу партнера догоня­ет его так, чтобы очутиться рядом с ним слева, останав­ливается, изменяет направление бега, обегает партнера справа (как можно ближе к нему), опережает его на 5—6 м и продолжает бег в среднем (или медленном) темпе и т. д.(рис. 27).

Совершенствуя приемы тех­ники владения телом, с парт­нером можно применять все упражнения, рекомендуемые для тренировки одного игрока. Если тренируются три игрока и более, то и они могут при­менять те же упражнения.

Используются технологии uCoz