Главная

Гостевая
Этапы развития баскетбола Тактика баскетбола
Энциклопедия баскетбола Конспекты тренировочных занятий
Индивидуальная подготовка баскетболиста Наша школа

 

 

УПРАЖНЕНИЯ В ПЕРЕДАЧАХ МЯЧА

Передачи являются   сложным   навыком.   Периферическое зрение, быстрота рук, хороший расчет и острый ум вот те качества, которые характеризуют игроков, ставших знаменитыми благодаря умению передавать мяч. И еще одно простое качество является, вероятно, самым главным атрибутом, которым должен обладать такой игрок: он дол­жен быть прирожденным любителем командной игры. Хо­рошие, казалось бы,   передачи  некоторых  баскетболистов нередко перехватываются. Даже допуская, что часть ответ­ственности за плохую передачу ложится на игрока, прини­мающего мяч,   каждый   передающий   должен   все-таки в первую очередь проанализировать свои ошибки, привед­шие к потере мяча.

 Упражнения в передачах мяча

 Передачи со сменой мест (рис. 38). Это упражнение требует умения ловить мяч, быстро и точно передавать его и затем перейти на новое место. Непрерывность выполне­ния заставляет игроков быть постоянно внимательными.

Выполнение: а) четыре игрока образуют квадрат со сторонами  равными 3,5 м. Пятый игрок в центре;

б)    у игрока в центре мяч. Он выполняет передачу лю­бому игроку и занимает его место;

в)  игрок, получивший мяч, передает его партнеру спра­ва или слева и занимает его место;

г)  игрок, получивший мяч вторым, передает его по ди­агонали игроку, стоящему в противоположном углу, и за­нимает его место;

д)  игрок, получивший мяч третьим, передает его парт­неру справа или слева и занимает его место.

Упражнение продолжается в этой последовательности, и мяч перемещается по диагонали (из угла в угол), затем вдоль стороны квадрата, снова по диагонали и т. д. После того как упражнение будет хорошо усвоено, можно услож­нить его. Каждый игрок может выполнить отвлекающее движение перед передачей.

Упражнение в кругу, или «Бык на ринге» (рис. 39). Упражнение можно исполь­зовать для совершенствова­ния защитных действий, од­нако особую пользу оно при­носит при отработке пере­дач мяча. Представьте себе, что мяч горячий и его нужно передавать быстро и точно, чтобы не обжечься.

Выполнение: а) пять игроков, образуют круг, ше­стой располагается в центре круга;

б)  мяч   передается мимо, вокруг или над шестым игро­ком, в то время как он каж­дый раз пытается помешать или    перехватить   передачу;

в)  передающий не  имеет права   посылать   мяч   соседу справа или слева, он должен передавать   мяч   через круг партнерам,     стоящим напро­тив;

г)   если игрок, стоящий в кругу, сумеет перехватить  мяч   или  помешать передаче, передающий меняется с ним местами.

Упражнение в двух колоннах (рис. 40). Это упражне­ние предъявляет большие требования к умению передавать мяч при сопротивлении защитника, который непосредст­венно опекает игрока, владеющего мячом. Оно может быть использовано также для совершенствования защитных действий.

Выполнение: а) две колонны игроков выстраива­ются лицом друг к другу на расстоянии трех метров;

б)   защитник занимает место между колоннами лицом. К игроку с мячом;

в)    игрок с мячом посылает мяч направляющему дру­гой колонны, обводя передачей защитника;

г)   независимо от того, успешна передача или нет, пе­редающий занимает место защитника. Защитник уходит в конец колонны, а игрок, по­лучивший мяч, пытается об­вести   передачей   нового за­щитника.   Упражнение   про­должается в том же порядке.  

Следуй за лидером   (рис. 41). Это упражнение позво­ляет   совершенствовать   раз­ные виды передач в простом построении. Оно создает тре­неру  максимум   удобств для исправления ошибок.

Выполнение: а) все игроки выстраиваются в одну колонну. Первый игрок полу­чает мяч;

б) игрок с мячом выпол­няет короткое ведение, пово­рачивается и передает мяч очередному игроку, исполь­зуя передачу крюком, от гру­ди, отскоком от пола или лю­бую другую по своему усмот­рению;

в) каждый очередной иг­рок должен повторить его действия, используя тот же вид передачи;

г) когда первый игрок снова станет направляющим в колонне, он может выбрать другой вид передачи.

Передачи в квадрате (рис. 42) Изученное однажды, это упражнение дает возможность всей команде совершенствовать разные виды передач.

Выполнение: а) Игроки делятся на четыре группы и располагаются в каждом из углов на  половине площадки лицом к линии штрафного броска;

б) направляющий первой колонны начинает упражнение, выполняя длинную передачу первому игроку второй колонны;

в) игрок, получивший мяч, немедленно возвращает его первому игроку, который быстро выходит к мячу;

г) как только первый игрок получит мяч обратно, он делает короткую остановку и быстро передает мяч направляющему второй колонны, выполняющему прорыв в на­правлении третьей колонны;

д) направляющий второй колонны и первый игрок третьей колонны выполняют ту же процедуру. Затем вза­имодействие повторяют игроки третьей и четвертой колонн. После того как игроки освоят упражнение, можно вве­сти второй мяч. Некоторые команды могут успешно выпол­нять это упражнение с четырьмя мячами.

Передачи из рук в руки на высокой скорости (рис. 43). Это упражнение особенно популярно у поклонников быст­рой игры.

Выполнение: а) команда делится на несколько групп, в каждой из которых может быть по три человека;

б)   направляющие в каждой колонне выполняют пере­дачу первому игроку противоположной колонны и быстро выходят вперед, останавливаясь на полпути между колон­нами. Игрок, получивший мяч, передает его обратно вы­шедшему партнеру и быстро проходит мимо него для полу­чения мяча из рук в руки. Игрок, получивший мяч из рук в руки, немедленно передает его второму игроку первой колонны;

в)   игроки меняются колоннами после каждого взаимо­действия.

При желании можно увеличить скорость выполнения упражнения, расположив шесть колонн попарно на рас­стоянии трех метров и лицом друг к другу в паре.

Передачи крюком (рис. 44). В современном баскетболе передачи крюком используются не столь часто, как рань­ше. Однако не следует пренебрегать теми случаями, когда этот вид передачи обусловлен логикой игры.

Выполнение: а) игроки делятся на две группы. Одна группа располагается на позиции правого нападаю­щего, а вторая — на позиции правого игрока задней линии;

б)   направляющий второй группы передает мяч в дру­гую колонну и проходит вдоль боковой линии мимо игрока, получившего мяч;

в)     игрок, владеющий мячом, передает его из рук в руки проходящему игроку и прорывается к корзине, пере­секая линию штрафного броска. При этом он смотрит на партнера с мячом в готовности принять передачу крюком.

Нападающий должен быть готов выполнить бросок ле­вой рукой сверху в движении сразу же, как только он по­лучит мяч, не переходя на ведение.

Упражнение выполняется на обеих сторонах площадки. В его видоизмененном варианте нападающий делает финт на передачу проходящему игроку, поворачивается и пере­дает мяч левой рукой крюком приближающемуся к корзи­не игроку задней линии.

Передачи крюком в двух колоннах (рис. 45). Это уп­ражнение с двумя мячами позволяет совершенствовать передачу крюком как правой, так и левой рукой.

Выполнение: а) игроки выстраиваются в две колонны на расстоянии двух метров друг от друга лицом в одном направлении;

б)   направляющий правой колонны ведет мяч вперед на расстояние примерно трех метров и выполняет передачу крюком правой    рукой    второму игроку левой колонны. В это время направляющий левой колонны выполняет то же задание с левой стороны;

в)   после передачи игроки меняются колоннами. Упражнение с успехом может быть использовано для совершенствования всех видов передач.

Передачи выходящему игроку (рис. 46). Цель этого уп­ражнения — научить игроков ловить мяч в движении, осо­бенно когда они уходят от игрока, передающего мяч.

Выполнение: а) четыре колонны выстраиваются в каждом углу на одной половине площадки;

б)   направляющий первой колонны передает мяч игро­ку второй колонны. Игрок, получивший мяч, выполняет откидку стоящему сзади игроку и прорывается в направ­лении третьей колонны;

в)   прорывающийся игрок получает обратную передачу и немедленно отдает мяч направляющему третьей колон­ны. Игрок, получивший мяч в третьей колонне, выполняет откидку стоящему сзади игроку и прорывается в направле­нии четвертой колонны.

Упражнение продолжается в том же порядке, После того, как взаимодействия будут хорошо освоены, можно добавить второй и третий мяч.

Передачи со сменой мест (рис. 47). Цель этого упраж­нения — в увеличении плотности нагрузки при совершен­ствовании передач благодаря использованию двух мячей.

Выполнение: а) колонны игроков занимают ме­ста в каждом углу одной по­ловины площадки; мяч у направляющих первой и третьей колонн;

б) игроки с мячом выпол­няют  передачу в правую  по отношению к ним колонну и вслед за передачей занимают место в конце этой колонны. Через   некоторое   время на­правление передач меняется.

Соревнование  в  быстрых передачах (рис, 48). Это эмоциональное   упражнение   яв­ляется   прекрасным    средст­вом совершенствования быст­рых передач.

Выполнение: а) игро­ки делятся на две команды и располагаются по кругу через одного;

б)   по  одному  представи­телю   от  каждой  команды с мячом    в    руках    занимают место в центре круга;

в)   по    сигналу    тренера игроки    с    мячом начинают передавать его каждому чле­ну своей команды по очереди (по часовой стрелке);

г) игроки, стоящие в це­нтре круга, начинают упраж­нение на разных его сторонах и стараются настигнуть команду противника.

Следуй  за  передачей (рис. 49). Цель этого упраж­нения — выработать у игро­ков привычку двигаться пос­ле выполненной передачи.

Выполнение:    а)    четыре колонны    игроков    занимают места в каждом углу одной половины площадки;

б) направляющий первой колонны передает мяч на­правляющему второй колонны, тот — направляющему третьей колонны и последний — направляющему четвер­той колонны. Каждый игрок следует за своей передачей и занимает место в конце той колонны, куда он передал мяч. Упражнение можно видоизменить, заставив игроков после передачи двигаться в колонну, противоположную той, в которую передан мяч.

Передачи в двойном кругу (рис. 50). Выполняя это уп­ражнение в коротких передачах, игроки привыкают пере­давать мяч «мягко» в тех случаях, когда партнер находит­ся недалеко.

Выполнение: а) пять игроков, образуют круг внут­ри круга из семи игроков;

б)   из диаметрально противоположных точек внутрен­него круга выполняются   передачи   игрокам,   стоящим во внешнем кругу  Мячи должны двигаться в двойном кругу в одном направлении (можно использовать два мяча);

в)   способ передач и дистанция между игроками меня­ются.

Передачи на точность (рис. 51). Упражнение вызывает обычно большой интерес и способствует развитию точно­сти передач.

Выполнение: а) резиновая автомобильная покрыш­ка подвешивается к потолку или балкону на расстоянии 1,5 м от пола;

б)   две колонны игроков встают лицом друг к другу по обе стороны от подвешенной   покрышки   на    расстоянии 4,5 м от нее;

в)   направляющий одной из колонн с мячом выполняет передачу от груди направляющему другой колонны. При этом мяч должен пройти сквозь отверстие покрышки, кото­рую раскачивает   тренер.   Выполнение   задания   требует точного расчета. Колонны продолжают обмениваться пе­редачами с тем же заданием.

Передачи на скорость. Цель упражнения — улучшить точность и скорость передач. Многие игроки передают мяч очень точно до тех пор, пока обстоятельства не требуют от них быстроты выполнения приема. К сожалению, большин­ство защитников мешают попыткам выполнять передачи медленно.

Выполнение: а) игроки выстраиваются в несколько колонн вдоль стены на одинаковом расстоянии от нее;

б)   перед каждой колонной на стене на уровне груди обозначается круглая цель;

в)  игроки последовательно в течение 30 секунд выпол­няют максимально большое число передач в мишень. Вре­мя определяет тренер.

Игра с использованием передач. Полностью, исключая ведение, это упражнение стимулирует передачи мяча, поз­воляя тем самым уделить больше времени их совершенст­вованию.

Выполнение: а) игроки делятся на группы по три человека в каждой;

б) упражнение начинается с игры 3X3 у каждой корзины (используются передачи мяча и броски в кор­зину, но без ведения); счет ведется, как в настоящей игре.

Можно вводить дополнительные ограничения, застав­ляя игроков выполнять передачи только левой рукой и броски только левой рукой сверху в движении. Если игро­ков много и все не могут начать упражнение сразу, они остаются для замены в проигравшей команде.

 

Используются технологии uCoz