УПРАЖНЕНИЯ
В
ПЕРЕДАЧАХ
МЯЧА
Передачи
являются сложным навыком.
Периферическое зрение, быстрота рук, хороший расчет и острый ум — вот
те качества, которые характеризуют игроков, ставших знаменитыми благодаря
умению передавать мяч. И еще одно простое качество является, вероятно, самым
главным атрибутом, которым должен обладать такой игрок: он должен быть
прирожденным любителем командной игры. Хорошие, казалось бы, передачи
некоторых баскетболистов нередко
перехватываются. Даже допуская, что часть ответственности за плохую передачу
ложится на игрока, принимающего мяч,
каждый передающий должен
все-таки в первую
очередь проанализировать свои ошибки, приведшие к потере мяча.
Упражнения
в
передачах
мяча
Передачи со сменой мест (рис. 38). Это
упражнение требует умения ловить мяч, быстро и точно передавать его и затем
перейти на новое место. Непрерывность выполнения заставляет игроков быть
постоянно внимательными.
Выполнение: а) четыре игрока образуют квадрат со
сторонами равными
б) у игрока в центре мяч. Он выполняет
передачу любому игроку и занимает его место;
в) игрок, получивший мяч, передает его партнеру
справа или слева и занимает его место;
г) игрок, получивший мяч вторым, передает его по
диагонали игроку, стоящему в противоположном углу, и занимает его место;
д) игрок, получивший мяч третьим, передает его
партнеру справа или слева и занимает его место.
Упражнение
продолжается в этой последовательности, и мяч перемещается по диагонали (из
угла в угол), затем вдоль стороны квадрата, снова по диагонали и т. д. После
того как упражнение будет хорошо усвоено, можно усложнить его. Каждый игрок
может выполнить отвлекающее движение перед передачей.
Упражнение в кругу, или «Бык на ринге» (рис. 39). Упражнение можно использовать
для совершенствования защитных действий, однако особую пользу оно приносит
при отработке передач мяча. Представьте себе, что мяч горячий и его нужно
передавать быстро и точно, чтобы не обжечься.
Выполнение: а) пять игроков, образуют круг, шестой
располагается в центре круга;
б) мяч
передается мимо, вокруг или над шестым игроком, в то время как он каждый
раз пытается помешать или
перехватить передачу;
в) передающий не
имеет права посылать мяч
соседу справа или слева, он должен передавать мяч
через круг партнерам, стоящим
напротив;
г) если игрок, стоящий в
кругу, сумеет
перехватить мяч или
помешать передаче, передающий меняется с ним местами.
Упражнение в двух колоннах (рис. 40). Это упражнение предъявляет
большие требования к умению передавать мяч при сопротивлении защитника, который
непосредственно опекает игрока, владеющего мячом. Оно может быть использовано
также для совершенствования защитных действий.
Выполнение: а) две колонны игроков выстраиваются
лицом друг к другу на расстоянии трех метров;
б) защитник занимает место между колоннами
лицом. К игроку с мячом;
в) игрок с мячом посылает мяч направляющему
другой колонны, обводя передачей защитника;
г) независимо от того, успешна передача или
нет, передающий занимает место защитника. Защитник уходит в конец колонны, а
игрок, получивший мяч, пытается обвести
передачей нового защитника. Упражнение
продолжается в том же порядке.
Следуй за лидером
(рис. 41). Это упражнение позволяет
совершенствовать разные виды
передач в простом построении. Оно создает тренеру максимум
удобств для исправления ошибок.
Выполнение: а) все игроки выстраиваются в одну
колонну. Первый игрок получает мяч;
б) игрок с
мячом выполняет короткое ведение, поворачивается и передает мяч очередному
игроку, используя передачу крюком, от груди, отскоком от пола или любую
другую по своему усмотрению;
в) каждый
очередной игрок должен повторить его действия, используя тот же вид передачи;
г) когда первый игрок снова
станет направляющим в колонне, он может выбрать другой вид передачи.
Передачи в квадрате
(рис. 42) Изученное однажды, это упражнение дает возможность всей
команде совершенствовать разные виды передач.
Выполнение:
а) Игроки делятся на четыре группы и
располагаются в каждом из углов на
половине площадки лицом к линии штрафного броска;
б) направляющий первой
колонны начинает упражнение, выполняя длинную передачу первому игроку второй
колонны;
в) игрок, получивший мяч,
немедленно возвращает его первому игроку, который быстро выходит к мячу;
г) как только первый игрок
получит мяч обратно, он делает короткую остановку и быстро передает мяч направляющему второй колонны, выполняющему прорыв в направлении
третьей колонны;
д)
направляющий второй колонны и первый игрок третьей колонны выполняют ту же
процедуру. Затем взаимодействие повторяют игроки третьей и четвертой колонн.
После того как игроки освоят упражнение, можно ввести второй мяч. Некоторые
команды могут успешно выполнять это упражнение с четырьмя мячами.
Передачи из
рук в руки на высокой скорости
(рис. 43). Это упражнение особенно популярно у поклонников быстрой
игры.
Выполнение: а) команда делится на несколько групп, в
каждой из которых может быть по три человека;
б) направляющие в каждой колонне выполняют передачу
первому игроку противоположной колонны и быстро выходят вперед, останавливаясь
на полпути между колоннами. Игрок, получивший мяч, передает его обратно вышедшему
партнеру и быстро проходит мимо него для получения мяча из рук в руки. Игрок,
получивший мяч из рук в руки, немедленно передает его второму игроку первой
колонны;
в) игроки меняются колоннами после каждого
взаимодействия.
При желании
можно увеличить скорость выполнения упражнения, расположив шесть колонн попарно
на расстоянии трех метров и лицом друг к другу в паре.
Передачи
крюком (рис. 44). В
современном баскетболе передачи крюком используются не столь часто, как раньше.
Однако не следует пренебрегать теми случаями, когда этот вид передачи обусловлен
логикой игры.
Выполнение: а) игроки делятся на две группы. Одна
группа располагается на позиции правого нападающего, а вторая — на позиции
правого игрока задней линии;
б) направляющий второй группы передает мяч в
другую колонну и проходит вдоль боковой линии мимо игрока, получившего мяч;
в) игрок, владеющий мячом, передает его из
рук в руки проходящему
игроку и прорывается к корзине, пересекая линию штрафного броска. При этом он
смотрит на партнера с мячом в готовности принять передачу крюком.
Нападающий
должен быть готов выполнить бросок левой рукой сверху в движении сразу же, как
только он получит мяч, не переходя на ведение.
Упражнение
выполняется на обеих сторонах площадки. В его видоизмененном варианте
нападающий делает финт на передачу проходящему игроку, поворачивается и передает
мяч левой рукой крюком приближающемуся к корзине игроку задней линии.
Передачи
крюком
в двух колоннах (рис. 45). Это упражнение с двумя мячами
позволяет совершенствовать передачу крюком как правой, так и левой рукой.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в две колонны на
расстоянии двух метров друг от друга лицом в одном направлении;
б) направляющий правой колонны ведет мяч вперед
на расстояние примерно трех метров и выполняет передачу крюком правой рукой
второму игроку левой колонны. В
это время направляющий левой колонны выполняет то же задание с левой стороны;
в) после передачи игроки меняются колоннами.
Упражнение с успехом может быть использовано для
совершенствования всех видов передач.
Передачи выходящему
игроку (рис. 46). Цель
этого упражнения — научить игроков ловить мяч в движении, особенно когда они
уходят от игрока, передающего мяч.
Выполнение: а) четыре колонны выстраиваются в каждом углу на одной половине
площадки;
б) направляющий первой колонны передает мяч
игроку второй колонны. Игрок, получивший мяч, выполняет откидку
стоящему сзади игроку и прорывается в направлении третьей колонны;
в) прорывающийся игрок получает обратную
передачу и немедленно
отдает мяч направляющему третьей колонны. Игрок, получивший мяч в третьей
колонне, выполняет откидку стоящему сзади игроку и
прорывается в направлении четвертой колонны.
Упражнение
продолжается в том же порядке, После того, как взаимодействия будут хорошо
освоены, можно добавить второй и третий мяч.
Передачи со
сменой мест (рис. 47). Цель этого упражнения — в
увеличении плотности нагрузки при совершенствовании передач благодаря
использованию двух мячей.
Выполнение: а) колонны игроков занимают места в
каждом углу одной половины площадки; мяч у направляющих первой и третьей
колонн;
б) игроки с
мячом выполняют передачу в правую по отношению к ним колонну и вслед за передачей занимают
место в конце этой колонны. Через
некоторое время направление
передач меняется.
Соревнование в быстрых
передачах (рис, 48). Это
эмоциональное упражнение является
прекрасным средством
совершенствования быстрых передач.
Выполнение: а) игроки делятся на две команды и
располагаются по кругу через одного;
б) по
одному представителю от каждой
команды с мячом в руках
занимают место в центре круга;
в) по
сигналу тренера игроки с
мячом начинают передавать его каждому члену своей команды по очереди (по
часовой стрелке);
г) игроки,
стоящие в центре круга, начинают упражнение на разных его сторонах и
стараются настигнуть команду противника.
Следуй за
передачей
(рис. 49). Цель этого упражнения — выработать у игроков привычку
двигаться после выполненной передачи.
Выполнение:
а) четыре колонны игроков
занимают места в каждом углу одной половины площадки;
б) направляющий
первой колонны передает мяч направляющему второй колонны, тот — направляющему
третьей колонны и последний — направляющему четвертой колонны. Каждый игрок
следует за своей передачей и занимает место в конце той колонны, куда он
передал мяч. Упражнение можно видоизменить, заставив игроков после передачи
двигаться в колонну, противоположную той, в которую передан
мяч.
Передачи в
двойном кругу (рис. 50).
Выполняя это упражнение в коротких передачах, игроки привыкают передавать мяч
«мягко» в тех случаях, когда партнер находится недалеко.
Выполнение: а)
пять игроков, образуют круг внутри круга из семи игроков;
б) из диаметрально противоположных точек
внутреннего круга выполняются передачи игрокам,
стоящим во внешнем кругу Мячи
должны двигаться в двойном кругу в одном направлении (можно использовать два
мяча);
в) способ передач и дистанция между игроками
меняются.
Передачи на
точность (рис. 51).
Упражнение вызывает обычно большой интерес и способствует развитию точности
передач.
Выполнение: а) резиновая автомобильная покрышка
подвешивается к потолку или балкону на расстоянии
б) две колонны игроков встают лицом друг к
другу по обе стороны от подвешенной
покрышки на расстоянии
в) направляющий одной из колонн с мячом
выполняет передачу от груди направляющему другой колонны. При этом мяч должен
пройти сквозь отверстие покрышки, которую раскачивает тренер.
Выполнение задания требует точного расчета. Колонны продолжают
обмениваться передачами с тем же заданием.
Передачи на скорость. Цель упражнения — улучшить точность и
скорость передач. Многие игроки передают мяч очень точно до тех пор, пока
обстоятельства не требуют от них быстроты выполнения приема. К сожалению,
большинство защитников мешают попыткам выполнять передачи медленно.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в несколько
колонн вдоль стены на одинаковом расстоянии от нее;
б) перед каждой колонной на стене на уровне
груди обозначается круглая цель;
в) игроки последовательно в течение 30 секунд
выполняют максимально большое число передач в мишень. Время определяет
тренер.
Игра с
использованием передач.
Полностью,
исключая ведение, это упражнение стимулирует передачи мяча, позволяя тем самым
уделить больше времени их совершенствованию.
Выполнение: а) игроки делятся на группы по три
человека в каждой;
б) упражнение
начинается с игры 3X3 у каждой корзины (используются передачи мяча и броски в
корзину, но без ведения); счет ведется, как в настоящей игре.
Можно вводить
дополнительные ограничения, заставляя игроков выполнять передачи только левой
рукой и броски только левой рукой сверху в движении. Если игроков много и все
не могут начать упражнение сразу, они остаются для замены в проигравшей
команде.