УПРАЖНЕНИЯ
В
ПОВОРОТАХ
Упражнения в
поворотах одно время были неотъемлемой частью каждого тренировочного занятия.
В течение последних лет многие из тренеров постепенно прониклись идеей, что
свободная игра сама развивает навыки поворотов.
Поворот
является или должен быть рабочим инструментом каждого игрока и в нападении, и в защите. При обучении игроков
искусству поворотов следует также принимать во внимание, что эта категория упражнений развивает и
равновесие, и периферическое зрение, и смену темпа, и другие навыки.
Поворот на
180° (рис. 86). Повороты
могут выполняться на любую возможную ступень 360-градусного круга. Поэтому
необходимо тренировать их отдельно. Это упражнение для поворота на 180°.
Выполнение; а) игроки выстраиваются в три колонны;
б) направляющий
каждой колонны выполняет короткое ведение, поворачивается на 180°, используя
поворот плечом назад, и передает мяч очередному игроку. Три колонны
упражняются одновременно.
Все игроки в
колоннах выполняют одно и то
же задание. После освоения поворотов правым и левым плечом назад, следует
совершенствовать повороты вперед.
Повороты на
270° (рис. 87). Цель
этого упражнения в совершенствовании поворотов на 270°, которые более сложны,
чем предыдущие.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в четыре колонны
на расстоянии примерно пяти метров друг от друга лицом к игроку, стоящему в
центре образованного квадрата (см. рисунок);
б) используются
два мяча. Направляющий первой и третьей
колонн ведут мяч к игроку, стоящему в центре, поворачиваются и передают мяч
направляющим второй и четвертой
колонн.
Упражнение
продолжается в том же порядке до тех пор, пока все игроки не освоят повороты и
передачи вправо и влево.
Повороты на 90° (рис. 88). Повороты на 90° используются
гораздо чаще, чем другие. Повороты на 90° очень просты, но это обстоятельство
не дает права пренебрегать ими в тренировочном периоде.
Выполнение: а) игроки делятся на шесть групп и
выстраиваются, как показано на рисунке;
б) два первых
игрока в первой колонне имеют мяч. Первый игрок ведет мяч ко второй колонне,
поворачивается на 90° влево и выполняет передачу из рук в руки игроку этой
колонны. Направляющий второй колонны принимает мяч и выполняет то же
взаимодействие с игроком третьей колонны. Упражнение продолжается, как показано,
пока мяч не достигнет шестой колонны. В момент выполнения первой передачи
начинает ведение второй игрок. Игроки меняются колоннами после каждого
взаимодействия. Начало упражнения с другой стороны изменит направление
поворотов.
Повороты в треугольнике (рис. 89). Упражнение служит для
отработки выхода на мяч, быстрой остановки и выполнения поворотов.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в три колонны на
значительном расстоянии одна от другой, образуя треугольник;
б) игрок первой
колонны начинает упражнение с передачи направляющему второй колонны, который
выходит на мяч, быстро останавливается в момент ловли мяча, не переходя на
ведение, поворачивается назад вправо и передает мяч направляющему третьей
колонны. Последний повторяет те же действия;
в) упражнение
продолжается в треугольнике. Его можно видоизменить, изменив углы поворота и
направление первой передачи.
Уход от защитника с поворотом (рис. 90). Одним из лучших применений
поворота является уход от защитника. Приводим упражнение для совершенствования
этого маневра.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в две колонны
вдоль центральной линии на одной половине площадки. Ближе к центральной линии
располагаются нападающие, дальше от нее — защитники;
б) направляющий
второй колонны ведет мяч до места, где появляется опасность быть прижатым к
боковой линии, останавливается, поворачивается на 45° и передает мяч левой
рукой снизу очередному игроку второй колонны.
Игроки,
закончившие упражнение, меняются колоннами. Упражнение следует выполнять на
обеих сторонах площадки, развивая одинаковое владение обеими руками.
Полный поворот (рис 91). Выполнять повороты на 360°
игрокам приходится довольно редко. Такие повороты при изучении лучше всего
расчленить на две половины. Это упражнение готовит игроков к возможной встрече
с теми редкими ситуациями, которые потребуют выполнения полного поворота.
Выполнение: а) две колонны игроков выстраиваются на
расстоянии трех метров одна от другой лицом друг к другу;
б) направляющий
первой колонны ведет мяч в направлении второй колонны. Дойдя до середины пути,
он останавливается, выполняет поворот назад и еще один поворот лицом ко второй
колонне, после чего отдает мяч направляющему этой колонны.
Упражнение
продолжается до тех пор, пока все игроки не выполнят его.
Тренировка
всей команды в поворотах
(рис.
92). Приводится простое построение, которое предоставляет каждому игроку
хорошие возможности получить большую тренировочную нагрузку при выполнении
несложных поворотов. Упражнение можно выполнять как с мячом, так и без него.
Выполнение: а)
игроки располагаются в любом построении, которое дает тренеру максимум
возможностей наблюдать каждого из
них с того места, где он стоит;
б) по команде
тренера вся команда выполняет повороты, названные тренером.
Можно
использовать следующие команды: правым назад, левым назад, левым вперед,
правым вперед, правым вперед на 180° и т. д.
Поворот
назад
и передача
из рук в руки (рис. 93). Выполнение поворота бывает часто необходимым в
момент окончания ведения. Предлагаемое упражнение дает возможность большому
числу игроков получить хорошую тренировочную нагрузку в относительно короткое
время.
Выполнение: а) несколько колонн игроков могут
одновременно выполнять упражнение. Лучше всего разделить игроков на пары;
б) направляющий
в каждой колонне становится на один шаг впереди от следующего за ним игрока;
в) направляющий
выполняет поворот. Второй игрок быстро проходит мимо него, получает мяч из рук
в руки и делает остановку прыжком. Теперь первый игрок быстро идет мимо второго
с тем, чтобы получить мяч из рук в руки и выполнить остановку прыжком,
не переходя на ведение.
Проход мимо
защитника при прессинге
(рис.
94). Трудно переоценить роль поворотов при борьбе с прессингом. Это упражнение
поможет игрокам научиться выводить мяч за центральную линию при прессинге.
Выполнение: а) игроки делятся на четыре группы и
выстраиваются, как показано на рисунке;
б) игрок,
ведущий мяч, приближается к
защитнику справа или слева для выполнения блокирующего поворота;
в) сопровождающий игрок должен пройти с другой стороны для приема передачи
из рук в руки;
г) приблизившись к защитнику, игрок, ведущий мяч, останавливается, выполняет
поворот назад, блокируя защитника, и передает мяч прорывающемуся мимо сопровождающему
игроку.
Игроки меняются колоннами и сторонами площадки.
Повороты в
кругу (рис. 95). Главная
цель упражнения — научить игроков быстро выполнять повороты, не теряя
равновесия.
Выполнение: а) пять игроков, образуют круг с радиусом в
четыре метра (одновременно может быть образовано несколько кругов);
б) игрок, владеющий мячом, выполняет поворот и передает мяч по
кругу очередному партнеру. Тот, в свою очередь, выполняет поворот и
передает мяч дальше по кругу;
в) упражнение продолжается по кругу.
Используются все виды поворотов.
Обратный
поворот (рис. 96). Это
упражнение полезно каждому игроку. Взаимодействие при обратном повороте могут
часто использовать и нападающий,
и центровой.
Выполнение: а) игроки расстанавливаются, как показано
на рисунке;
б) игрок первой колонны передает мяч игроку
второй колонны. Прежде чем передача будет выполнена, направляющий третьей
колонны выходит в защитную позицию за
спину игрока второй колонны. Как только мяч коснется рук принимающего игрока,
тот выполняет обратный поворот и ведет мяч к корзине;
в) смена игроков происходит по часовой стрелке.
Упражнение в поворотах и ловле мяча (рис. 97). Упражнение должно научить игроков умению поворачиваться
и быстро ловить мяч.
Выполнение: а) игроки становятся на расстоянии трех
метров от стены;
б) повернувшись
спиной к стене, игроки смотрят через правое плечо и посылают мяч в стену таким
образом, чтобы он ударился примерно в метре от пола. Затем они быстро поворачиваются
в обратном от мяча направлении, отыскивают глазами мяч и ловят его после отскока
от стены;
г) каждый игрок выполняет пять попыток, прежде
чем уступить место другому; передачи выполняются сначала одной, а
затем другой рукой.