Главная

Гостевая
Этапы развития баскетбола Тактика баскетбола
Энциклопедия баскетбола Конспекты тренировочных занятий
Индивидуальная подготовка баскетболиста Наша школа

 

 

УПРАЖНЕНИЯ В ВЕДЕНИИ МЯЧА

Ведение мяча — один из самых важных игровых на­выков в баскетболе. Однако далеко не все тренеры со всей серьезностью относятся к ведению просто в силу того, что часто видят, как многие игроки неразумно им пользу­ются. Только с опытом к иг­рокам приходит умение раз­личать ситуацию, требую­щую немедленной передачи или ведения мяча. Если это умение так и не приходит к. игроку, ему лучше оставить баскетбол.

В общем, можно утверж­дать, что ведение тогда ис­пользуется правильно, когда игрок с его помощью готов обойти противника, прибли­зиться к корзине или освобо­дить партнера для броска. Хороший дриблер может пе­редать мяч быстро и точно, даже если его опекают два защитника. Он может изме­нять направление движения, переводить мяч с одной руки на    другую,    укрывать его снаружи или на возможно большей дистанции от защит­ника. Дриблер может выполнять финты головой, глазами, рукой или плечом. В запасе у него изменение скорости, внезапное начало ведения и неожиданные остановки. Пос­ледним, и возможно самым важным для дриблера, являет­ся его умение вести мяч без зрительного контроля.

Хорошие дриблеры воспитываются, а не рождаются. Упражнения помогут ускорить этот процесс.

 Ведение через строй стульев (рис. 67). Это широко из­вестное упражнение требует стремительных проходов, пе­реводов мяча с руки на руку и контроля скорости.

Выполнение: а) стулья устанавливаются в ряд от одной лицевой линии до другой на расстоянии трех метров один от другого;

б)   команда выстраивается в колонну по одному лицом к стульям {мяч у первого игрока);

в)   игрок ведет мяч, обводя первый стул правой рукой, второй левой и т. д.;

г)   игрок, ведущий мяч, переводит его с одной руки на другую, удерживая мяч на максимально далекой дистанции от стула, который он об­ходит;

д) второй игрок может начать ведение после того, как первый пройдет третий стул.

После того как упражне­ние закончат все игроки, можно продолжить его в обратном направлении.

Эстафета с ведением (рис. 68). Иногда добавление в упражнение элемента со­ревнований придает ему дух новизны. Кроме того, это упражнение легко подчерк­нет ошибки при попытке ве­сти мяч с чрезмерной скоро­стью.

Выполнение: а) команда делится на четыре группы, которые выстраива­ются в местах пересечений лицевых линий с боковыми линиями области штрафного броска лицом к центру пло­щадки. В каждой группе должно быть одинаковое ко­личество игроков;

б)   по    сигналу    тренера направляющие игроки начи­нают ведение на максималь­ной скорости,    позволяющей сохранять   контроль  мяча, в направлении  колонны,  стоя­щей на другом    конце    пло­щадки. Как только игрок, ве­дущий мяч, достигнет противоположной колонны, он от­дает мяч отскоком от пола направляющему игроку, и тот продолжает упражнение в обратном направлении.

Упражнение может быть закончено, когда его выполнят все игроки или когда первые игроки вернутся в исходное положение.

Смена рук при ведения (рис, 69). Игрок, ведущий мяч, должен всегда быть готов перевести его на другую руку без потери эффективности действий. Предлагаемое упраж­нение помогает развивать эти способности.

Выполнение: а) колонна игроков выстраивается на одном конце площадки;

б)   первый  игрок  начинает низкое ведение, предпола­гая, что защитник препятствует ему. Он ведет мяч, пере­секая площадку по диагонали, пока не возникнет опасность слишком близкого подхода к боковой линии. Здесь он вы­полняет поворот, контролируя мяч зрительно, и продолжа­ет ведение другой рукой;

в)   как только первый игрок достигнет центральной ли­нии, на что потребуется выполнение примерно двух пово­ротов, упражнение начинает второй игрок.

После того как все члены команды закончат упражне­ние, они могут продолжить его в обратном направлении. Можно поставить стулья в тех местах, где желательно вы­полнение поворотов и продолжение ведения другой рукой.

Ведение и передачи из рук в руки (рис. 70). Многие игроки, закончив ведение, испытывают трудности при пе­редаче мяча из рук в руки. Это особенно заметно, когда речь идет о низком ведении. Предлагаемое упражнение позволяет  подметить и исправить возникающие ошибки.

Выполнение: а) две шеренги игроков выстраива­ются на расстоянии трех метров лицом друг к другу;

б) правофланговый одной из шеренг ведет мяч в низ­кой стойке к игроку противоположной шеренги. Закончив ведение, он выполняет передачу из рук в руки;

в) игрок, получивший мяч, ведет его в направлении второго игрока первой шеренги.

Зигзагообразные перемещения игроков продолжаются до тех пор, пока все не выполнят упражнения. Когда мяч достигнет другого конца шеренги, упражнение выполняет­ся в обратном направлении.

 Обводка защитника (рис. 71). Игроки нередко пытают­ся обвести защитника, находящегося в довольно хорошей позиции. На тренировках этому приему далеко не всегда уделяют достаточное внимание. Тренеры обычно предпо­читают обводке передачу. Но как бы то ни было, время от времени игрок с мячом попадает в такое положение, когда обводка становится неизбежной.

Выполнение: а) с помощью ленты на площадке обозначается «коридор» в 2,5 м шириной, куда становится один из игроков колонны защитников;

б) игрок, ведущий мяч, пытается обойти защитника, не выходя за границы «коридора».

После выполнения упражнения игроки меняются ко­лоннами.                                  

Ведение по сигналам (рис.72) Это упражнение способ­ствует развитию умения вести мяч без зрительного контро­ля. Оно также развивает способности быстро стартовать и останавливаться, а также изменять  направление   ведения.

Выполнение: а) игроки свободно располагаются на одной половине площадки (у каждого имеется мяч);

б) тренер стоит на другой половине площадки на ли­нии штрафного броска и показывает направление движе­ния: вперед! назад, вправо, влево или по диагонали. Игроки должны держать голову поднятой и следить за указаниями тренера. Игрок, допустивший ошибку, кладет мяч на пол и бежит определенное количество кругов, пред­варительно установленное тренером.

Пятнашки с ведением (рис. 73). Это упражнение всегда выполняется с особым энтузиазмом.

Выполнение: а) команда располагается на полови­не площадки, один из игроков — водящий;

б) водящий ведет мяч до тех пор, пока не «запятнает» одного из игроков.

Все остальные игроки команды пытаются уклониться от водящего. «Запятнанный» игрок становится водящим. Игроки должны избегать нарушений правила трех секунд, перепрыгивая трехсекундную зону. Естественно, водящий не может сделать этого.

Ведение в квадрате (рис. 74). Цель этого упражне­ния — вовлечь в работу максимально большое количество игроков.

Выполнение: а) четыре колонны игроков выстраи­ваются в каждом углу на одной половине площадки;

б) игрок из первой колонны ведет мяч к первому игроку второй колонны, выполняет передачу из рук в руки и немедленно получает мяч обратно. Затем оба двигаются в направлении третьей колонны, мяч ведет первый игрок. На полпути между колоннами игрок 1 снова передает мяч сопровождающему его игроку второй колонны, который ве­дет мяч в направлении первого игрока третьей колонны. Эта процедура продолжается до тех пор, пока мяч не побы­вает поочередно во всех колоннах.

После выполнения взаимодействий игроки переходят из одной колонны в другую. По мере усвоения упражнения можно ввести дополнительные мячи.

Ведение с сопровождением (рис. 75). Цель упражне­ния — научить игрока видеть партнеров во время ведения мяча. Зачастую лучшим продолжением является передача мяча назад партнеру. Игрок, ведущий мяч, в этом случае выполняет заслон в движении для сопровождающего.

Выполнение: а) две группы игроков выстраивают­ся в колонны в диагонально-противоположных углах пло­щадки. В этом построении обе группы начинают ведение в одно и то же время;

б) направляющий каждой из колонн начинает вести мяч в сопровождении партнера. Пройдя несколько шагов, игрок, ведущий мяч, быстро останавливается, передает мяч сопровождающему и сам занимает его место.

Упражнение продолжается в описанной последователь­ности до тех пор, пока партнеры не достигнут противопо­ложного угла площадки. Если в начале упражнения игро­ки выполняли ведение правой рукой, то, возвращаясь, они должны вести мяч левой рукой.

Ведение с двумя, мячами (рис. 76). В упражнение включены также и передачи мяча. Несмотря на это, основ­ное ударение должно быть сделано на ведении.

Выполнение: а) команда делится на четыре груп­пы, которые выстраиваются в колонны, образуя четырех­угольник в центре площадки на расстоянии трех метров от центрального круга;

б)   направляющие первой и третьей колонн ведут мяч до линии центрального круга, поворачиваются направо и отдают мяч направляющему соседней колонны;

в)   направляющие второй и четвертой колонн продол­жают упражнение в том же порядке. После каждой передачи игрок занимает место в конце той колонны, куда он выпол­нил передачу. Упражнение может выполняться и в обрат­ном направлении.

Преследование дриблера (рис. 77). Некоторые игроки нервничают, когда их догоня­ет защитник. Цель предлагае­мого упражнения — помочь этим игрокам обрести уверен­ность.

Выполнение: а) игро­ки выстраиваются, как пока­зано на рисунке;

б)   по сигналу тренера на­правляющие игроки всех ко­лонн начинают движение    в направлении    противополож­ной корзины;

в)   игроки колонны, стоя­щей ближе к боковой линии, ведут   мяч,    игроки    второй колонны преследуют их;

г)   преследователи делают все возможное, чтобы вывес­ти дриблера из состояния уве­ренности и помешать ему вы­полнить    бросок в движении из-под корзины.

Закончив упражнение, иг­роки меняются колоннами.

Ведение с изменением темпа (рис. 78). Изменение темпа, возможно, самое силь­ное оружие, которым распола­гает дриблер. Цель этого упражнения — помочь молодым игрокам овладеть этим баскетбольным оружием.

Выполнение:   а)  помощник тренера располагается на линии штрафного броска;

б)  команда выстраивается в одну колонну за централь­ной линией лицом к корзине и помощнику тренера;

в) помощник тренера прыгает к игроку, ведущему мяч, в момент изменения темпа ведения. Когда помощник пры­гает, дриблер увеличивает скорость и проходит к корзине.

После того как упражнение будет освоено, следует про­инструктировать помощника, чтобы он прыгал только в том случае, если изменение темпа ведения будет выполнено правильно. Если помощник не выполняет прыжка впе­ред, дриблер должен остановиться для броска в прыжке.

Овладение      неконтролируемым      мячом    и    ведение

(рис. 79). Цель этого упражнения — дать игрокам возмож­ность потренироваться в быстром овладении неконтроли­руемым мячом, восстановлении равновесия и совершенст­вовании техники владения мячом при проходе для броска в движении.

Выполнение: а) игроки выстраиваются в четыре колонны, образуя полукруг лицом к тренеру, стоящему под корзиной;

б) тренер выкатывает мяч по полу в направлении ли­нии штрафного броска. Игроки поочередно выходят, овла­девают мячом и ведут его для броска в корзину.

«Туда и обратно» (рис. 80). Иногда дриблер бывает «схвачен» в углу защитником и в поле зрения нет ни одно­го партнера. Ему остается только вывести мяч обратно. Предлагаемое упражнение направлено на совершенство­вание этого маневра.

Выполнение: а) игроки образуют две колонны. Колонна нападающих располагается ближе к боковой ли­нии. Защитники в другой колонне;

б) нападающий ведет мяч в угол, преодолевая плотную опеку защитника, который пытается овладеть мячом на протяжении всего упражнения. Когда нападающий при­близится к углу настолько близко, что возникает опасность потери мяча, он должен изменить направление ведения и вернуться обратно, укрывая мяч от защитника;

в) когда нападающий пройдет примерно половину обратного пути, он должен выполнить остановку, укрыть мяч от защитника и сделать передачу очередному иг­року.

Каждый раз игроки меняются колоннами. Упраж­нение будет выполнено полностью, когда игроки порабо­тают на обеих сторонах площадки, практикуясь в веде­нии как правой, так и левой рукой.

Упражнение одновременно может быть организовано в каждом углу площадки.

Ведение в полосе препятствий (рис. 81). Упражнение позволяет развить уверенность у   игрока,   ведущего   мяч.

Выполнение: а) полоса препятствий расставляется на площадке, как показано на рисунке;

б) игроки поочередно ведут мяч по полосе, пытаясь выполнить требования, предъявляемые каждым препят­ствием.

Соревнование в ведении (рис. 82). Упражнение застав­ляет игроков действовать на высокой скорости.

Выполнение: а) две колонны игроков выстраива­ются на расстоянии трех метров одна от другой лицом в одном направлении;

б) последний игрок одной и первый игрок другой ко­лонны по сигналу тренера начинают вести мяч, один пра­вой, другой левой рукой. Они обводят полностью каждый свою колонну и передают мяч очередному игроку. Каждый пытается сделать это быстрее своего противника.

Игрокам следует предоставить возможность выполнить упражнение как правой, так и левой рукой.

«Двойной круг» (рис. 83). Выполняя это упражнение, игроки привыкают вести мяч в тесном контакте с защитни­ками. Оно призвано также подготовить нападающих к последним минутам игры, когда противник прибегает к прессингу и нападает вдвоем на одного.

Выполнение: а) десять человек образуют круг с одним защитником в центре;

б)   три игрока с мячами становятся внутрь круга между защитником в центре и остальными игроками;

в)   игроки водят мяч внутри круга, оберегая его от за­щитника в центре и других игроков, пытающихся выбить мяч, если дриблер подходит очень близко, но не покидаю­щих своих мест.

Дриблеры часто меняются.

Ведение в круге (рис. 84). При выполнении упражне­ния подчеркивается важность укрывания мяча при ве­дении.

Выполнение: а) две колонны игроков выстраива­ются лицом друг к другу на противоположных сторонах круга;

б) направляющие входят в круг и один из них полу­чает мяч;

в) по сигналу тренера иг­рок с мячом начинает низкое ведение, не выходя за преде­лы круга. Он должен укры­вать мяч от другого игрока, который пытается отобрать его. Через минуту игроков сменяет другая пара.

Ведение с поднятой голо­вой (рис. 85). Это упражне­ние научит игроков вести мяч без зрительного контроля.

Выполнение: а) пять стульев устанавливаются в ряд на расстоянии трех мет­ров один от другого. Игроки выстраиваются в колонну на каждом конце ряда стульев;

б) по сигналу тренера на­правляющий каждой колонны начинает зигзагообразно об­водить каждый стул. Если игрок будет смотреть при ве­дении только на мяч, он мо­жет столкнуться с другим иг­роком, двигающимся навстре­чу ему. Вторая пара игроков начинает движение после то­го, как первая полностью за­кончит упражнение.

Ведение с использованием зрительных ограничителей. При выполнении упражнения используется повязка для глаз или специальные очки. Цель — научить игроков ве­сти мяч без зрительного контроля.

Выполнение:   а) каждый   игрок   получает  мяч   и специальные очки или повязку для глаз;

б)   помощники тренера стоят вокруг площадки, предуп­реждая игроков, передвигающихся слишком близко друг от друга;

в)   игроки начинают ведение «сильной» рукой, и после того, как освоятся, переходят на ведение «слабой» рукой.

Ведение кончиками пальцев. Цель упражнения — на­учить игроков при ведении контролировать мяч кончика­ми пальцев. Для успешного выполнения упражнения не­обходимы расслабление и продолжительный контроль мяча.

Выполнение: а) каждый игрок получает мяч, и команда размыкается вдоль всей площадки;

б)   каждый игрок широко расставляет ноги и наклоня­ется так, что он может вести мяч с низким (15 см) отско­ком вперед и назад между ног;

в)   игрок выполняет первый удар мячом спереди назад между ног и продолжает ведение другой рукой.

Хорошим подспорьем будет использование специаль­ных очков или повязки для глаз.

«Леворукий баскетбол». Практически все молодые иг­роки играют в основном только «сильной» рукой. Чтобы исправить этот недостаток, необходимо специально плани­ровать упражнения в бросках в движении, передачах и ве­дении для развития «слабой» руки.

Выполнение: а) команда делится на тройки. Две тройки на одном и две на другом конце площадки;

б) игроки играют в баскетбол левой, или «слабой», ру­кой, акцентируя внимание на ведении этой рукой.

Игра ведется до 10 очков. Очередная команда играет с победителем.

Ведение с максимальной скоростью. Многие команды в конце тренировки работают над скоростью бега. При этом можно убить сразу двух зайцев. Достаточно дать каждому игроку мяч и предложить ему выполнять те же упражне­ния в беге, но с использованием ведения мяча.

Используются технологии uCoz