УПРАЖНЕНИЯ
В
ВЕДЕНИИ МЯЧА
Ведение мяча —
один из самых важных игровых навыков в баскетболе. Однако далеко не все
тренеры со всей серьезностью относятся к ведению просто в силу того, что часто
видят, как многие игроки неразумно им пользуются. Только с опытом к игрокам
приходит умение различать ситуацию, требующую немедленной передачи или
ведения мяча. Если это умение так и не приходит к. игроку, ему лучше
оставить баскетбол.
В общем, можно
утверждать, что ведение тогда используется правильно, когда игрок с его
помощью готов обойти противника, приблизиться к корзине или освободить
партнера для броска. Хороший дриблер может передать мяч быстро и точно, даже
если его опекают два защитника. Он может изменять направление движения,
переводить мяч с одной руки на
другую, укрывать его снаружи
или на возможно большей дистанции от защитника. Дриблер может выполнять финты
головой, глазами, рукой или плечом. В запасе у него изменение скорости,
внезапное начало ведения и неожиданные остановки. Последним, и возможно самым
важным для дриблера, является его умение вести мяч без зрительного контроля.
Хорошие
дриблеры воспитываются, а не рождаются. Упражнения помогут ускорить этот
процесс.
Ведение
через строй стульев (рис. 67). Это широко известное упражнение требует
стремительных проходов, переводов мяча с руки на руку и контроля скорости.
Выполнение: а) стулья устанавливаются в ряд от одной
лицевой линии до другой на расстоянии трех метров один от другого;
б) команда выстраивается в
колонну по одному лицом к стульям {мяч у первого игрока);
в) игрок ведет мяч, обводя первый стул правой
рукой, второй левой и т. д.;
г) игрок, ведущий мяч, переводит его с одной
руки на другую, удерживая мяч на максимально далекой дистанции от стула,
который он обходит;
д) второй игрок
может начать ведение после того, как первый пройдет третий стул.
После того как
упражнение закончат все игроки, можно продолжить его в обратном направлении.
Эстафета с ведением (рис. 68). Иногда добавление в упражнение
элемента соревнований придает ему дух новизны. Кроме того, это упражнение
легко подчеркнет ошибки при попытке вести мяч с чрезмерной скоростью.
Выполнение: а) команда делится на четыре группы,
которые выстраиваются в местах пересечений лицевых линий с боковыми линиями области
штрафного броска лицом к центру площадки. В каждой группе должно быть
одинаковое количество игроков;
б) по
сигналу тренера направляющие
игроки начинают ведение на максимальной скорости, позволяющей сохранять контроль
мяча, в направлении колонны, стоящей на другом конце
площадки. Как только игрок, ведущий мяч, достигнет противоположной
колонны, он отдает мяч отскоком от пола направляющему игроку, и тот продолжает
упражнение в обратном направлении.
Упражнение
может быть закончено, когда его выполнят все игроки или когда первые игроки
вернутся в исходное положение.
Смена рук при
ведения (рис, 69). Игрок,
ведущий мяч, должен всегда быть готов перевести его на другую руку без потери
эффективности действий. Предлагаемое упражнение помогает развивать эти
способности.
Выполнение: а) колонна игроков выстраивается на
одном конце площадки;
б) первый
игрок начинает низкое ведение,
предполагая, что защитник препятствует ему. Он ведет мяч, пересекая площадку
по диагонали, пока не возникнет опасность слишком близкого подхода к боковой
линии. Здесь он выполняет поворот, контролируя мяч зрительно, и продолжает
ведение другой рукой;
в) как только первый игрок достигнет
центральной линии, на что потребуется выполнение примерно двух поворотов,
упражнение начинает второй игрок.
После того как
все члены команды закончат упражнение, они могут продолжить его в обратном
направлении. Можно поставить стулья в тех местах, где желательно выполнение
поворотов и продолжение ведения другой рукой.
Ведение и передачи из рук в руки (рис. 70). Многие игроки, закончив
ведение, испытывают трудности при передаче мяча из рук в руки. Это особенно
заметно, когда речь идет о низком ведении. Предлагаемое упражнение
позволяет подметить и исправить возникающие
ошибки.
Выполнение: а) две шеренги игроков выстраиваются на
расстоянии трех метров лицом друг к другу;
б)
правофланговый одной из шеренг ведет мяч в низкой стойке к игроку
противоположной шеренги. Закончив ведение, он выполняет передачу из рук в руки;
в) игрок,
получивший мяч, ведет его в направлении второго игрока первой шеренги.
Зигзагообразные
перемещения игроков продолжаются до тех пор, пока все не выполнят упражнения.
Когда мяч достигнет другого конца шеренги, упражнение выполняется в обратном
направлении.
Обводка
защитника (рис. 71). Игроки нередко пытаются обвести защитника,
находящегося в довольно хорошей позиции. На тренировках этому приему далеко не
всегда уделяют достаточное внимание. Тренеры обычно предпочитают обводке
передачу. Но как бы то ни было, время от времени игрок с мячом попадает в такое
положение, когда обводка становится неизбежной.
Выполнение: а) с помощью ленты на площадке
обозначается «коридор» в
б) игрок,
ведущий мяч, пытается обойти защитника, не выходя за границы «коридора».
После
выполнения упражнения игроки меняются колоннами.
Ведение по сигналам (рис.72) Это упражнение способствует
развитию умения вести мяч без зрительного контроля. Оно также развивает
способности быстро стартовать и останавливаться, а также изменять направление
ведения.
Выполнение: а) игроки свободно располагаются на
одной половине площадки (у каждого имеется мяч);
б) тренер стоит
на другой половине площадки на линии штрафного броска
и показывает направление движения: вперед! назад, вправо, влево или по
диагонали. Игроки должны держать голову поднятой и следить за указаниями
тренера. Игрок, допустивший ошибку, кладет мяч на пол и бежит определенное
количество кругов, предварительно установленное тренером.
Пятнашки с ведением (рис. 73). Это упражнение всегда
выполняется с особым энтузиазмом.
Выполнение: а) команда располагается на половине
площадки, один из игроков — водящий;
б) водящий ведет
мяч до тех пор, пока не «запятнает» одного из игроков.
Все остальные
игроки команды пытаются уклониться от водящего. «Запятнанный» игрок становится
водящим. Игроки должны избегать нарушений правила трех секунд, перепрыгивая
трехсекундную зону. Естественно, водящий не может сделать этого.
Ведение в квадрате (рис. 74). Цель этого упражнения —
вовлечь в работу максимально большое количество игроков.
Выполнение: а) четыре колонны игроков выстраиваются
в каждом углу на одной половине площадки;
б) игрок из первой
колонны ведет мяч к первому игроку второй колонны, выполняет передачу из рук в
руки и немедленно получает мяч обратно. Затем оба двигаются в направлении
третьей колонны, мяч ведет первый игрок. На полпути между колоннами игрок 1
снова передает мяч сопровождающему его игроку второй колонны, который ведет
мяч в направлении первого игрока третьей колонны. Эта процедура продолжается до
тех пор, пока мяч не побывает поочередно во всех колоннах.
После
выполнения взаимодействий игроки переходят из одной колонны в другую. По мере
усвоения упражнения можно ввести дополнительные мячи.
Ведение с сопровождением (рис. 75). Цель упражнения — научить
игрока видеть партнеров во время ведения мяча. Зачастую лучшим продолжением
является передача мяча назад партнеру. Игрок, ведущий мяч, в этом случае
выполняет заслон в движении для сопровождающего.
Выполнение: а) две группы игроков выстраиваются в
колонны в диагонально-противоположных углах площадки. В этом построении обе
группы начинают ведение в одно и то же время;
б) направляющий
каждой из колонн начинает
вести мяч в сопровождении партнера. Пройдя несколько шагов, игрок, ведущий мяч,
быстро останавливается, передает мяч сопровождающему и сам занимает его место.
Упражнение
продолжается в описанной последовательности до тех пор, пока партнеры не
достигнут противоположного угла площадки. Если в начале упражнения игроки
выполняли ведение правой рукой, то, возвращаясь, они должны вести мяч левой
рукой.
Ведение с двумя, мячами (рис. 76). В упражнение включены также и
передачи мяча. Несмотря на это, основное ударение должно быть сделано на
ведении.
Выполнение: а) команда делится на четыре группы,
которые выстраиваются в колонны, образуя четырехугольник в центре площадки на
расстоянии трех метров от центрального круга;
б) направляющие первой и третьей колонн ведут
мяч до линии центрального круга, поворачиваются направо и отдают мяч направляющему соседней колонны;
в) направляющие второй и четвертой колонн
продолжают упражнение в том же порядке. После каждой передачи игрок занимает
место в конце той колонны, куда он выполнил передачу. Упражнение может
выполняться и в обратном направлении.
Преследование дриблера (рис. 77). Некоторые игроки нервничают,
когда их догоняет защитник. Цель предлагаемого упражнения — помочь этим
игрокам обрести уверенность.
Выполнение: а) игроки выстраиваются, как показано
на рисунке;
б) по сигналу тренера направляющие игроки всех
колонн начинают движение в
направлении противоположной корзины;
в) игроки колонны, стоящей ближе к боковой
линии, ведут мяч, игроки
второй колонны преследуют их;
г) преследователи делают все возможное, чтобы
вывести дриблера из состояния уверенности и помешать ему выполнить бросок в движении из-под корзины.
Закончив
упражнение, игроки меняются колоннами.
Ведение с изменением темпа (рис. 78). Изменение темпа, возможно,
самое сильное оружие, которым располагает дриблер. Цель этого упражнения —
помочь молодым игрокам овладеть этим баскетбольным оружием.
Выполнение:
а) помощник тренера располагается
на линии штрафного броска;
б) команда выстраивается в одну колонну за
центральной линией лицом к корзине и помощнику тренера;
в) помощник
тренера прыгает к игроку, ведущему мяч, в момент изменения темпа ведения. Когда
помощник прыгает, дриблер увеличивает скорость и проходит к корзине.
После того как
упражнение будет освоено, следует проинструктировать помощника, чтобы он
прыгал только в том случае, если изменение темпа ведения будет выполнено
правильно. Если помощник не выполняет прыжка вперед, дриблер должен
остановиться для броска в прыжке.
Овладение неконтролируемым мячом
и ведение
(рис. 79). Цель
этого упражнения — дать игрокам возможность потренироваться в быстром
овладении неконтролируемым мячом, восстановлении равновесия и совершенствовании
техники владения мячом при проходе для броска в движении.
Выполнение: а) игроки выстраиваются в четыре
колонны, образуя полукруг лицом к тренеру, стоящему под корзиной;
б) тренер
выкатывает мяч по полу в направлении линии штрафного броска. Игроки поочередно
выходят, овладевают мячом и ведут его для броска в корзину.
«Туда и обратно» (рис. 80). Иногда дриблер бывает
«схвачен» в углу защитником и в поле зрения нет ни одного партнера. Ему
остается только вывести мяч обратно. Предлагаемое упражнение направлено на
совершенствование этого маневра.
Выполнение: а) игроки образуют две колонны. Колонна
нападающих располагается ближе к боковой линии. Защитники в другой колонне;
б) нападающий
ведет мяч в угол, преодолевая плотную опеку защитника, который пытается
овладеть мячом на протяжении всего упражнения. Когда нападающий приблизится к
углу настолько близко, что возникает опасность потери мяча, он должен изменить
направление ведения и вернуться обратно, укрывая мяч от защитника;
в) когда
нападающий пройдет примерно половину обратного пути, он должен выполнить
остановку, укрыть мяч от защитника и сделать передачу очередному игроку.
Каждый раз
игроки меняются колоннами. Упражнение будет выполнено полностью, когда игроки
поработают на обеих сторонах площадки, практикуясь в ведении как правой, так
и левой рукой.
Упражнение
одновременно может быть организовано в каждом углу площадки.
Ведение в полосе препятствий (рис. 81). Упражнение позволяет развить
уверенность у игрока, ведущего
мяч.
Выполнение: а) полоса препятствий расставляется на
площадке, как показано на рисунке;
б) игроки
поочередно ведут мяч по полосе, пытаясь выполнить требования, предъявляемые
каждым препятствием.
Соревнование в ведении (рис. 82). Упражнение заставляет игроков
действовать на высокой скорости.
Выполнение: а) две колонны игроков выстраиваются на
расстоянии трех метров одна от другой лицом в одном направлении;
б) последний
игрок одной и первый игрок другой колонны по сигналу тренера начинают вести
мяч, один правой, другой левой рукой. Они обводят полностью каждый свою
колонну и передают мяч очередному игроку. Каждый пытается сделать это быстрее
своего противника.
Игрокам следует
предоставить возможность выполнить упражнение как правой, так и левой рукой.
«Двойной круг» (рис. 83). Выполняя это упражнение,
игроки привыкают вести мяч в тесном контакте с защитниками. Оно призвано также
подготовить нападающих к последним минутам игры, когда противник прибегает к
прессингу и нападает вдвоем на одного.
Выполнение: а) десять человек образуют круг с одним
защитником в центре;
б) три игрока с мячами становятся внутрь круга
между защитником в центре и остальными игроками;
в) игроки водят мяч внутри круга, оберегая его
от защитника в центре и других игроков, пытающихся выбить мяч, если дриблер
подходит очень близко, но не покидающих своих мест.
Дриблеры часто
меняются.
Ведение в круге (рис. 84). При выполнении упражнения
подчеркивается важность укрывания мяча при ведении.
Выполнение: а) две колонны игроков выстраиваются
лицом друг к другу на противоположных сторонах круга;
б) направляющие
входят в круг и один из них получает мяч;
в) по сигналу
тренера игрок с мячом начинает низкое ведение, не выходя за пределы круга. Он
должен укрывать мяч от другого игрока, который пытается отобрать его. Через
минуту игроков сменяет другая пара.
Ведение с поднятой головой (рис. 85). Это упражнение научит игроков
вести мяч без зрительного контроля.
Выполнение: а) пять стульев устанавливаются в ряд на
расстоянии трех метров один от другого. Игроки выстраиваются в колонну на
каждом конце ряда стульев;
б) по сигналу
тренера направляющий каждой колонны начинает зигзагообразно обводить каждый
стул. Если игрок будет смотреть при ведении только на мяч, он может столкнуться
с другим игроком, двигающимся навстречу ему. Вторая пара игроков начинает
движение после того, как первая полностью закончит упражнение.
Ведение с использованием зрительных
ограничителей. При
выполнении упражнения используется повязка для глаз или специальные очки. Цель — научить игроков вести мяч без
зрительного контроля.
Выполнение:
а) каждый игрок получает
мяч и специальные очки или повязку
для глаз;
б) помощники тренера стоят вокруг площадки,
предупреждая игроков, передвигающихся слишком близко друг от друга;
в) игроки начинают ведение «сильной» рукой, и
после того, как освоятся,
переходят на ведение «слабой» рукой.
Ведение
кончиками пальцев. Цель
упражнения — научить игроков при ведении контролировать мяч кончиками
пальцев. Для успешного выполнения упражнения необходимы расслабление и
продолжительный контроль мяча.
Выполнение: а) каждый игрок получает мяч, и команда
размыкается вдоль всей площадки;
б) каждый игрок широко расставляет ноги и
наклоняется так, что он может вести мяч с низким (
в) игрок выполняет первый удар мячом спереди
назад между ног и продолжает ведение другой рукой.
Хорошим
подспорьем будет использование специальных очков или повязки для глаз.
«Леворукий баскетбол».
Практически
все молодые игроки играют в основном только «сильной» рукой. Чтобы исправить
этот недостаток, необходимо специально планировать упражнения в бросках в
движении, передачах и ведении для развития «слабой» руки.
Выполнение: а) команда делится на тройки. Две тройки
на одном и две на другом конце площадки;
б) игроки
играют в баскетбол левой, или «слабой», рукой, акцентируя внимание на ведении
этой рукой.
Игра ведется до
10 очков. Очередная команда играет с победителем.
Ведение с
максимальной скоростью.
Многие
команды в конце тренировки работают над скоростью бега. При этом можно убить
сразу двух зайцев. Достаточно дать каждому игроку мяч и предложить ему
выполнять те же упражнения в беге, но с использованием ведения мяча.